Марат Хуснуллин: «Строительство демонстрирует самую высокую динамику»

Стройкомплекс Москвы взял новую высоту: количество построенной недвижимости, метро и дорог впервые вернулось на докризисный уровень. Реальную цену этого успеха лучше всех знает заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Каждый день он практически в ручном режиме приводит в движение огромный и сложный механизм, обеспечивающий столицу новыми рабочими местами, современными зданиями и сооружениями, а также поступлениями в городской бюджет


– Марат Шакирзянович, в 2013 году стройкомплексу удалось превысить докризисные показатели и ввести в строй 8,6 млн кв. метров недвижимости? Это потолок?

– Действительно, по итогам прошлого года среди всех отраслей строительство показало самую высокую динамику. Прирост составил почти 7%. Эти показатели говорят в первую очередь о большой системной работе, проведенной стройком-плексом. В результате объемы ввода недвижимости достигли 8,6 млн кв. метров.

Потолок ли это? Конечно, нет. У нас созданы неплохие заделы: в 2013 году были приняты решения о дальнейшей реализации проектов и новом строительстве площадью 32,8 млн кв. метров, но в то же время была прекращена реализация проектов площадью 10,9 млн кв. метров. Всего же на начало 2014 года действуют разрешения на строительство объектов суммарной мощностью 43 млн кв. метров.

– Какие объемы строительства вы считаете оптимальными для Москвы?

– В этом году мы планируем выйти на объемы ввода недвижимости в размере 8,7 млн кв. метров. Вообще в Москве существует значительный потенциал развития за счет реорганизации промзон, реконструкции ветхого жилья и освоения присоединенных территорий, где уже начали формироваться новые «точки роста».

– Какова доля социальных объектов и жилья в этих объемах?

– Если по итогам 2012 года в эксплуатацию было сдано 2,54 млн кв. метров, то в 2013 году – 3,1 млн кв. метров жилых площадей. В 2014 году мы планируем обеспечить строительство 3,2 млн кв. метров жилья, из них не менее 600 тыс. кв. метров будут профинансированы за счетсредств городского бюджета. Также будут построены 40 детских садов, 24 школы, 12 объектов здра-воохране-ния, 10 спортивных сооружений.

– Были планы привлечь к финансированию объектов социальной инфраструктуры и транспорта инвесторов. Это удалось?

– У нас наметился очень хороший тренд по увеличению вводимых объектов социнфраструктуры, особенно детских садиков, за счет инвесторов. Что касается транспортных сооружений, то такие проекты реальны в первую очередь в рамках комплексной застройки на территории Новой Москвы. Это дороги, развязки, и возможно, железнодорожные переезды, если они дублируют существующие. Уже составлен перечень линейных объектов, где частично или полностью могут принимать участие инвесторы. Я уверен, что в текущем году мы запустим некоторые из них в работу.

– С учетом поиска площадок под стартовые дома, когда реально может быть завершена программа сноса пятиэтажек?

– Могу только подтвердить ранее названные сроки. До конца 2015 года программа будет в основном завершена. Всего по городу осталось порядка 280 домов сносимых серий. В 2011-2012 годах мы действительно немного выбились из графика, но для этого были объективные причины, связанные с необходимостью перепроектирования, но уже в прошлом году снова вошли в колею. По итогам 2013 года было снесено 66 домов, то есть в два раза больше, чем в 2012-м.

– Что с теми домами, которые ранее планировалось снести в рамках инвестконтрактов. Не получится ли так, что их жители так и останутся у разбитого корыта?

– Как вы знаете, поправки в Земельный кодекс остановили все 23 инвестконтракта на реконструкцию кварталов пятиэтажной застройки, поскольку мы утратили возможность передавать землю под сооружение стартовых домов без конкурса. В сумме в эти контракты входила 191 пятиэтажка. Но могу заверить жителей, что решение уже есть по каждому из них. Только пять контрактов из 23 остались у инвесторов. Они обещают завершить переселение в срок. Обязательства по остальным контрактам город взял на себя. Везде, где можно было развернуть строительство, оно уже началось. На разных этапах находится сооружение более 1,1 млн кв. метров жилья, а это больше половины того объема, который требуется для расселения всех пятиэтажек, вошедших в программу. В 2015 году основная часть жителей обязательно справит новоселье.

– Мэр Москвы Сергей Собянин требует от стройкомплекса обеспечить опережающее развитие транспортной инфраструктуры. Эта задача остается наиболее актуальной и в текущем году?

– В 2013 году мы построили и реконструировали 80 км дорог и завершили строительство 12,5 км метрополитена, шести станций и двух депо. Это больше, чем за любой другой период, начиная с 2009 года. Теперь важно сохранить набранные темпы, а по метро практически удвоить показатели ввода, потому что, как вы знаете, в 2015 и 2016 годах мы должны сдать 22 и 26 км соответственно. Это серьезный вызов для стройкомплекса, большая и тяжелая работа, выполнять которую нужно уже сейчас, и мы ей активно занимаемся. Сейчас на 150 площадках у нас задействованы 35 тыс. строителей. До конца года стоит задача выйти на все объекты Третьего пересадочного контура метрополитена.

Заделы по дорожному строительству также позволяют уверенно говорить о том, что в 2014-2015 годах мы сможем ежегодно сдавать в эксплуатацию не менее 80 км новых дорог и десятки искусственных сооружений. Обеспечив строительство этих объемов и выполнение программы реконструкции железных дорог, где в работе тоже уже находятся 80 км путей, Москва выйдет в лидеры по вводу транспортной инфраструктуры среди мировых мегаполисов. Это непростая задача, но мы готовы ее решать. 

– Но бывало и так, что развернуть работы невозможно, так как нет необходимой документации.

– Могу сказать, что в 2013 году был сделан прорыв в подготовке градостроительной документации. В девять раз к уровню 2011 года выросло количество разработанных Москомархитектурой проектов планировок, а к уровню 2012 года – в 2,5 раза. Особенно ощутимая работа была проведена по объектам транспортной инфраструктуры. Мы утвердили плюсом 40 проектов планировок по таким объектам и 400 ГПЗУ на общую протяженность линейных объектов, составляющую почти 12% от всей улично-дорожной сети города.

– А по промзонам есть какие-то подвижки?

– В течение 2013 года мы совместно с инвесторами активно занимались промзонами и приняли градостроительных решений почти на 13 млн кв. метров. Более того, на 4 млн

кв. метров выдано ГПЗУ по промзо-нам, и почти 1 млн кв. метров площадей уже находится в стройке. Мы принципиально для себя решили, что на месте промзон не должны появиться новые спальные районы, поэтому все площадки развиваются комплексно, то есть там будет и жилье, и рабочие места.

Это полностью укладывается в концепцию полицентричного развития, которую мы для себя приняли. Часть промзон, такие, например, как ЗИЛ, Южный порт, «Серп и Молот», являются крупными градофор

мирующими объектами, поэтому их реорганизация предусматривает создание новых общегородских объектов – спорткомплексов, выставочных залов, музеев и т.д. Конечно, проще работать с промзонами, имеющими одного-двух собственников, однако инвесторы активно включились в эту работу, и я думаю, что по большинству площадок мы в ближайшее время найдем решение.

– Новая Москва наряду с промзо-нами считается основным потенциалом для полицентричного развития города. Вы довольны тем, как идут работы на присоединенных территориях?

– После присоединения к Москве строительная активность там возросла – это факт. За прошедший год введено 2 млн кв. метров недвижимости, 18 социальных объектов, создано 35 тыс. рабочих мест. Мы активно занимаемся дорожным строительством, среди приоритетных задач – пуск в этом году Сокольниче-

ской линии метро от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево», формирование ТПУ «Саларьево», строительство поперечных дорожных связей. Весной планируем приступить к работам на первом участке Калужского шоссе – от МКАД до поселка Воскресенское. Кроме строительства за счет средств городского бюджета, здесь будут активно использоваться механизмы частно-государственного партнерства, в частности, за счет частных инвестиций мы рассчитываем построить часть развязки на пересечении с МКАД.

– Не отказались от планов построить в Коммунарке административно-деловой центр?

– Не отказались, более того в текущем году начнем строительство некоторых объектов на этой территории. Интерес к освоению площадки у инвесторов есть. Когда закончим проектирование, будем выставлять участки на торги. Активно развиваются и другие проекты, связанные с формированием новых «точек роста» – «Рублево-Архангельское», аэрополис «Внуково», «Мос-рентген» и т.д. Мы завершили работу над территориальными схемами Троицкого и Новомосковского округов, которые определят перспективы их развития до 2020 года и далее. Они пройдут общественное обсуждение и будут утверждены до конца года. Убежден, что в ближайшее время основной рост налогов, основные точки роста и полицентрическое развитие будут обеспечиваться именно за счет новых территорий.