Добавь Собянина

Мэра Москвы Сергея Собянина называют и технократом, и прагматиком, и человеком-компьютером. Если проанализировать происходящие в столице преобразования в ретроспективе минувших трех лет, станет очевидно: все без исключения аспекты городского управления менялись комплексно и системно, сразу по нескольким направлениям. Причем сам градоначальник не уставал повторять, что ждать быстрого эффекта от отдельных, единичных мероприятий не нужно – ощутимое улучшение в любой из сфер городской жизни будет заметно только тогда, когда все части системы заработают, как единый механизм. Тем не менее Москва уже изменилась радикально: перемены коснулись как внешнего облика города, так и самосознания горожан


ОБЩЕСТВЕННОМУ ТРАНСПОРТУ – ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

Одна из самых заметных и обсуждаемых новаций Сергея Собянина – новая модель транспортного развития города. Поначалу у нее хватало критиков, но сегодня даже самые непримиримые из них признают, что в целом город движется в правильном направлении. Главная идея заключается в приоритете общественного транспорта – ему повсюду открывают «зеленый свет». Комплекс мер по борьбе с пробками включает строительство и реконструкцию дорог, новых линий и станций метро, создание выделенных полос, интеграцию в городскую пассажирскую транспортную систему городских и пригородных веток железной дороги, организацию парковочного пространства, увеличение маршрутов наземного транспорта, модернизацию подвижного состава, ИТС (интеллектуальную транспортную систему) и многое другое. 

Каждая из перечисленных мер – по сути отдельная городская программа, требующая не только больших финансовых вложений и аналитических расчетов, но и мощных трудозатрат. Тем не менее – первые результаты уже налицо. Самые впечатляющие достижения связаны с развитием метрополитена и строительством новых дорог и развязок. Только в 2013 году в Москве было построено свыше 80 км новых дорог, 12 км новых линий подземки. «Не знаю, много это или мало, – комментирует Сергей Собянин, – но для сравнения: в Стамбуле тоннель под Босфором (а это в принципе то же метро) строили лет восемь или девять. У нас же на все про все ушло три года». 

Что и говорить, для жителей удаленных районов Москвы открытие новых станций метрополитена стало исполнением многолетней мечты. Подземку в «шаговой» доступности уже получили более 500 тыс. москвичей. На следующий год запланировано открытие еще девяти станций. А к 2020 году показатель обеспеченности метрополитеном достигнет 93%. «Когда я говорил, что мы в год будем по восемь-десять станций метро вводить, не верили, – вспоминает Сергей Собянин. – Когда я говорил, что мы по 70 километров новых дорог будем делать – ну вообще вранье. То, что мы решали три года назад, начинает выходить на поверхность. Станции метро не строятся за несколько дней, проекты стоимостью миллиарды долларов на раз исполнить невозможно». 

Желание сформировать в Москве современную транспортную систему заставило столичные власти обратить внимание на Московскую кольцевую железную дорогу (МКЖД). «Сегодня эта инфраструктура вообще не задействована под перевозку пассажиров, – объясняет Собянин. – А в ближайшее время будут построены новые главные пути на этом кольце. Через транспортно-пересадочные узлы они будут интегрированы с радиальными направлениями железной дороги и линиями метрополитена, то есть можно будет не передвигаться на метро через перегруженный центр, а объезжать его по другим направлениям». Малое кольцо Московской железной дороги будет готово принять первых пассажиров уже в 2015 году. 

Выстраивать новую транспортную политику столичным властям подчас приходится за счет непопулярных у автовладельцев мер. Таких, например, как создание выделенных полос или организация платной парковки в центре города. Это требует от градоначальника политической воли и персональной ответственности за результат. Тем не менее социологические опросы показывают, что большая часть москвичей поддерживает подобные ограничения. Даже постоянные критики московской мэрии, такие, например, как директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ профессор Михаил Блинкин, признают: в городе стало легче дышать, появилось больше места, стало приятно ходить по тротуарам и улицам. 

ГОРОДСКИЕ ПРОСТРАНСТВА

Именно по части обновления и благоустройства городской среды за последние три года произошли самые ощутимые изменения. «У нас в Москве не было двух терминов, как неудивительно, – говорит Сергей Собянин. – Это «общественное пространство» и «транспортно-пересадочный узел». И это в Москве, где более значимого для горожан нет ничего, я считаю. Потому что через ТПУ ежедневно проходят миллионы людей, парки ежегодно посещают десятки миллионов. И при этом не было никакой целевой программы развития этих проектов. Их отсутствие создавало в Москве гнетущую атмосферу: все больше и больше машин, больше и больше пробок, больше и больше девелоперских проектов, которые задавливали город».

В первую очередь преобразования затронули хаотичную уличную торговлю – ларьки, киоски, лотки, бессистемно рассеянные по улицам и площадям города. Полулегальной и стихийной локации городские власти противопоставили четкую, продуманную, согласованную с жителями схему, которая продолжает совершенствоваться, что называется, на местности. 

Другое направление благоустройства – упорядочение уличной рекламы. С фасадов зданий, уличных фонарей и крыш домов стали снимать массивные, пестрые, кричащие конструкции, изменившие лицо города до неузнаваемости. Кроме этого мэр наложил запрет на строительство в городском центре, приостановил сотни инвестиционных проектов и наметил программу по реконструкции и восстановлению исторических зданий. Собянин вовсе не объявил войну розничной торговле, операторам рекламы и девелоперам. Он только констатировал: любой бизнес, личные, торговые или имиджевые амбиции должны приносить пользу городу и работать в интересах всех жителей Москвы.

Еще летом 2011 года в Москве началось обустройство парков, зеленых зон, пешеходных и велосипедных дорожек. Целые кварталы в центре города получили прогулочный, пешеходный статус. Те самые общественные пространства, о существовании которых москвичи даже не догадывались, стали своеобразными магнитами, притягивающими людей разных интересов и всех возрастов. 

«Полагаю, что сегодня мы не должны ограничиваться благоустройством отдельных городских территорий, – пояснил цель преобразований Сергей Собянин. – Необходимо ставить задачу по формированию единого городского общественного пространства, которое включало бы в себя парки, бульвары, скверы и пешеходные зоны. Идея состоит в том, чтобы они не просто были чистыми и благоустроенными, но чтобы в них развивалась активная спортивная и культурная общественная жизнь». 

Постепенно Москва приобретает современный, ухоженный вид и поистине европейский шарм. Она распрощалась с образом города вечно озабоченных и спешащих куда-то людей, преобразилась внутренне и внешне. В столице появился Совет по развитию общественного пространства, куда вошли архитекторы, урбанисты, культурологи, художники, чиновники и активная молодежь. По ряду знаковых городских площадок, таких как Бульварное и Садовое кольца, Крымская набережная, парк Зарядье, прошли архитектурные конкурсы. 

ОТКРЫТЫЙ ГОРОД

Естественно, происходящие в Москве перемены не могли не отразиться на жителях мегаполиса. Они перестали быть сторонними наблюдателями и активно включились в процесс преобразований, причем далеко не всегда «в унисон» с городскими властями. В мэрии отнеслись к этому конструктивно – там изначально были настроены на диалог с горожанами. По инициативе городских властей было создано Открытое правительство Москвы и интерактивные порталы «Наш город», «Дома Москвы», «Дороги Москвы», через которые чиновники решили поддерживать прямую связь с горожанами. 

«Мы в Москве создали интернет-ресурсы, которые по своим объемам, своим прикладным ресурсам, наверное, самые крутые в мире, – гордится Сергей Собянин. – Ежедневно их посещает до 300 тыс. человек. Большинство заходят туда не из праздного любопытства, а с целью получить какую-то информацию, пожаловаться, дать предложение и получить ответ. Это реально помогает управлять городом». 

Еще один шаг мэра Собянина к демократизации городской жизни – реформа местного самоуправления. После прошедших в марте 2012 года выборов в муниципальные собрания депутаты получили более широкие полномочия: они контролируют главу управы, деятельность управляющих компаний, директоров школ, руководителей поликлиник. Только с их согласия в московских районах могут теперь строиться магазины, кафе, досуговые центры, храмы и другие объекты, площадью не более 1,5 тыс. кв. метров. Со стороны мэрии новые полномочия депутатов получили достойное финансовое подкрепление – на уровень местного самоуправления было передано свыше 30 млрд руб. 

Летом 2013 года Сергей Собянин досрочно сложил с себя полномочия градоначальника, чтобы в конкурентной борьбе вернуть себе пост мэра столицы, на который ранее он был назначен президентом. Выборы продемонстрировали высокий стандарт честности и открытости, а сам градоначальник, инициировавший отмену открепительных удостоверений, «добывший» для Москвы электронные комплексы обработки бюллетеней, всячески тому способствовал. Итоги голосования однозначно показали, что москвичи поддерживают линию развития города, инициированную Сергеем Собяниным, и готовы дальше двигаться с мэром по пути перемен.

В ИНТЕРЕСАХ МОСКВИЧЕЙ

Алгоритм преобразований Сергея Собянина не будет полным, если не упомянуть о масштабной реформе социальной сферы. В Москве были отремонтированы десятки школ и поликлиник, найдены помещения для создания новых детских садов и многофункциональных центров для обслуживания населения. Сформирована программа строительства 50 поликлиник и новых объектов образования. Город выделяет немалые средства на достойную оплату труда учителей и врачей, на повышение квалификации всех специалистов, занятых в социальной сфере. 

Большинство районных поликлиник уже сейчас оборудованы не хуже лучших зарубежных медицинских центров. Компьютерные томографы, маммографы, новейшие аппараты УЗИ и рентгенографии, специальная техника для врачей-специалистов – все это шаги на пути к новой модели обслуживания населения. В последние годы в городских учреждениях соцсферы появились удобные электронные ресурсы для взаимодействия с жителями. Теперь, не выходя из дома, через Интернет, можно записать ребенка в школу или детский сад, получить талончик к врачу, оформить или заказать множество документов – это колоссальная экономия времени, нервов и средств. 

Немало перемен происходит и в коммунальной сфере. В городе создаются государственные предприятия, охватывающие весь спектр хозяйственных работ – от уборки улиц до ландшафтного благоустройства. Работать туда приглашают главным образом россиян, жителей Подмосковья и самих москвичей – привлекают людей довольно приличными «белыми» зарплатами и достойными условиями труда. В мэрии надеются, что таким образом город сможет свести к минимуму использование в коммунальной сфере труда мигрантов.

ДОБАВЬ СОБЯНИНА

В августе прошлого года фотограф Игорь Кулибин создал сайт, на котором предлагается сравнить нынешний город со столицей недавнего прошлого. Ресурс получил оригинальное название «Добавь Собянина». Выбрав фотографию улицы или парка, какими они были несколько лет назад, надо нажать кнопку «Фильтр Собянина» и увидеть, что изменилось. Сравнения очень красноречивые. Пользователи с удовольствием сопоставляют прошлое и настоящее города, отмечая очевидные перемены. 

«Безусловно, Москва меняется в лучшую сторону, – написал в комментариях известный певец Лев Лещенко. – Мне это очень хорошо видно. Я знаю этот город, я в нем вырос. И я вижу, как он преобразился за последние пару лет. Изменения просто колоссальные. Москва хорошеет. Москва становится чистым и благоустроенным мегаполисом. Мне кажется, что наш градоначальник выбрал очень грамотный вектор развития города».