Подземные дворцы для народа

КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА ИГРАЕТ ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТОЛИЦЫ. ЕЖЕДНЕВНО ЕЙ ПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЕЕ ПОЛУМИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕЕ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ЗАГРУЖЕННЫХ В МЕТРО МОСКВЫ. ВСЕ 12 СТАНЦИЙ ЛИНИИ ЯВЛЯЮТСЯ КРУПНЕЙШИМИ ПЕРЕСАДОЧНЫМИ УЗЛАМИ: ПРИЧЕМ ПЯТЬ ИЗ НИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНЫ С СЕМЬЮ МОСКОВСКИМИ ВОКЗАЛАМИ, НАПРИМЕР, СТАНЦИЯ «КОМСОМОЛЬСКАЯ»  И ЗАДУМЫВАЛАСЬ КАК «ВХОДНЫЕ ВОРОТА» СТОЛИЦЫ, ВСТРЕЧАЯ ПАССАЖИРОВ, ПРИБЫВАЮЩИХ НА КАЗАНСКИЙ,ЛЕНИНГРАДСКИЙ И ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛЫ


ТЕКСТ: АЛЕКСЕЙ КРОТОВ

Кольцевая линия возводилась в первой половине 1950-х годов в рамках четвертой очереди строительства метро в Москве. Но задумывалась она, конечно, задолго до начала строительства. В 1933 году предполагалось, что эта линия пройдет под Садовым кольцом, то есть фактически станет его подземным дублером. Но в те годы было важнее построить радиальные ветки, чтобы улучшить транспортную доступность отдаленных районов и хотя бы частично разгрузить трамвайные маршруты.
Тем временем пассажиропоток в метро нарастал, и существующие пересадочные станции в центре города уже не справлялись со своими задачами. Нужен был еще один пересадочный контур, а кроме того, было необходимо связать между собой вокзалы столицы. В конце 1930-х годов вновь вернулись к вопросу о Кольцевой линии, а в своем нынешнем виде она была спроектирована в 1941 году. Ее южное полукольцо действительно проходит под Садовым кольцом, а северное отходит от него на 1–1,5 км. Но и такая трассировка не позволила объединить все вокзалы: станции метро у Рижского и Савеловского вокзалов расположены на радиальных ветках и открылись позднее – в 1958 и 1988 годах.
Строительство первого участка Кольцевой линии – «Курская – Парк культуры» протяженностью 6,4 км в составе шести станций с выходами на главные площади столицы и к двум вокзалам – Курскому и Павелецкому, началось еще во время войны. Его планировали закончить в 1948 году, но ситуация в экономике была слишком тяжелой, чтобы эти планы осуществились вовремя.
Но несмотря на все сложности 1 января 1950 года движение на этом участке открылось, и перед москвичами предстали… подземные дворцы. Главной темой их оформления стала Победа советского народа в Великой Отечественной войне. Все наземные вестибюли возводились как Триумфальные арки – торжественно оформленные парадные ворота в память об этом историческом событии, а сами станции, роскошно декорированные, прославляли героев и, конечно, Сталина как великого полководца.
Второй участок длиной 7,0 км – «Курская – Белорусская» в составе четырех станций – был запущен 30 января 1952 года, соединив четыре московских вокзала. А замкнулось кольцо 14 марта 1954 года пуском участка «Белорусская – Парк культуры» длиной 5,9 км.
Помпезная архитектура станций Кольцевой линии – апофеоз сталинского ампира. Все они украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. Красота и роскошь этих станций не может не восхищать! В их создании принимали участие известные советские архитекторы: Алексей Щусев, Алексей Душкин, Леонид Поляков. Украшали залы и вестибюли не менее знаменитые художники и скульпторы: Павел Корин, Николай Томский, Елена Янсон-Манизер. Выдающиеся инженеры-конструкторы Алексей Семенов, Дмитрий Дмитриев, Борис Прикот разрабатывали конструктивные решения. Авторы станций «Октябрьская» («Калужская»), «Курская», «Комсомольская», «Белорусская» были удостоены Сталинской премии по архитектуре. Безусловно, «вождя народов» прославляли на каждой станции, но после развенчания культа личности все его скульптуры и изображения были уничтожены и заменены в большинстве своем портретами Ленина.
Мрамор и гранит для облицовки стен и полов доставлялись в Москву с Кавказа, Урала, Алтая, Украины, Узбекистана, Карелии, на станциях было смонтировано 700 люстр и светильников. Впервые были сооружены наклонные ходы увеличенного диаметра для эскалаторов, что позволило установить, например, на станциях «Комсомольская» и «Киевская» четыре эскалатора вместо трех. Без движущихся лестниц было не обойтись, ведь все станции Кольцевой линии – глубокого заложения.
Работы выполняли лучшие мастера, которые трудились не покладая рук, чтобы создать эти архитектурные шедевры, историческая ценность которых с годами только возрастает. И при этом они продолжают выполнять свою основную функцию – в ежедневном режиме обслуживать многотысячный поток пассажиров в метро. К сожалению, сами москвичи обращают мало внимания на архитектуру и художественное оформление станций. Занятые своими делами, они спешат по переходам, как правило, не замечая удивительную красоту подземных дворцов.
Но так было не всегда. В 1950-х годах открытие новых станций каждый раз превращалось во всенародный праздник. Москвичи целыми семьями совершали поездки по новым линиям, что даже стало своего рода традицией. А еще до открытия проходили митинги, в которых участвовали те, кто принимал непосредственное участие в строительстве, а таких людей самых разных профессий были тысячи.
Но воплотить в жизнь удалось далеко не все, что планировалось. Так, у всех станций Кольцевой линии только один наземный вестибюль и то порой объединенный с вестибюлем радиальной ветки. Некоторые отступления от проектов были связаны и с необходимостью уложиться в сжатые сроки строительства, и с нехваткой ресурсов. Мало кто знает, что большинство станционных залов, а именно десять, построены по первому, «сталинскому», типовому проекту пилонной станции с тремя сводами. Но благодаря небольшим конструктивным изменениям и индивидуальному оформлению ни одна из них не похожа на другую. Каждая неповторима!
На Кольцевой линии расположены 12 станций, связанных со всеми радиальными направлениями, хотя первоначально пересадку можно было сделать только на четырех, но по мере строительства радиальных веток все они «подключались» к Кольцевой. В начале 2000-х годов между станциями «Новослободская» и «Проспект Мира» предполагалось построить станцию «Суворовская» с пересадкой на станцию «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии (сейчас пересадка на эту линии осуществляется на «Курской»). Впоследствии от строительства этой станции отказались ввиду его сложности, долговременности и дороговизны. Впрочем, существует и другая версия – «Суворовская» стала бы 13-й станцией на Кольцевой линии, а 13, как известно, число несчастливое.
Пассажиропоток в метро продолжает расти, поэтому в последние годы правительство Москвы ускоренными темпами строит новые линии и станции. Уже практически готов к запуску первый участок Третьего пересадочного контура, или Второго кольца, что позволит существенно разгрузить Кольцевую линию. Ожидается, что движение от «Делового центра» до «Петровского парка» на участке длиной 10,5 км откроется еще до Нового года. Второе кольцо метрополитена будет в три раза длиннее первого – его протяженность составит 61 км, а замкнуть его предполагается уже в 2020 году!
Московское метро, как и вся страна, смотрит в будущее. Символично, что 7 ноября по Кольцевой линии начал курсировать уникальный тематический поезд. Он посвящен выставке «Россия, устремленная в будущее», которая проходила в Центральном выставочном зале «Манеж».
В оформлении вагонов нашло отражение будущее России: медицина будущего, еда будущего, градостроительные решения будущего, человек будущего. Пассажиры смогли увидеть изображения экспонатов и технологий, которые были представлены на выставке, в том числе проект Крымского моста, амуницию и экзоскелет российского производства, уникальные проекты типа «Кванториум» и «Биоплато» и др.
Но порой стоит оглянуться и в прошлое, вот почему редакция журнала «Столичный стиль» решила напомнить читателям о нашей, еще совсем недавней истории. В рамках спецпроекта «Метро Москвы» мы рассказываем о том, как создавались уникальные станции Кольцевой линии Московского метрополитена. И, возможно, оказавшись в метро, вы найдете немного времени, чтобы остановиться и полюбоваться неповторимой архитектурой, барельефами, панно, лепниной, мраморными колоннами и уникальными светильниками. Эти подземные дворцы созданы для всех – для обычных людей, которые каждый день заходят в метро, чтобы быстро и с комфортом добраться до пункта назначения. Метро – это наше общее достояние!