Героини нашего времени

А наше время – какое оно? Наверное, лучший эпитет – стремительное. Сейчас недостаточно «быть в тренде», актуальные еще недавно тенденции назавтра устаревают, и это касается абсолютно всех сфер нашей жизни, будь то политика, искусство, медицина, образование или информационные технологии. Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы чего-то достичь, надо бежать как минимум в два раза быстрее, как в кэрроловской «Алисе в Зазеркалье» 


ТЕКСТ: НАДЕЖДА ЖУКОВСКАЯ



Наших героинь, о которых мы хотим рассказать в этой статье, объединяет именно умение заглядывать вперед и предвосхищать события, не останавливаться, создавать нечто свое, уникальное и неповторимое. Девушек, родившихся в Москве, или приехавших в наш город из Одессы, Кемерово или Риги и ставших здесь успешными женщинами, о которых говорят и которым подражают, объединяет стиль жизни. Столичный стиль – так бы назывался этот материал, если бы это название уже не было на обложке нашего журнала. 



Очередь в музей? Это же замечательно!



В прошлом году настоящим городским мемом стала «очередь на Серова» на Крымском Валу. Директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову даже упрекали в плохой организации работы (хотя знаменитая очередь возникла лишь в последние дни выставки). А вот коллега Зельфиры Исмаиловны МаринаЛошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, как ни странно, совсем не против такого явления: «Я считаю, что это прекрасно, когда стоят очереди. В любой музей даже с самой чудесной логистикой и с самой совершенной системой приема стоят очереди, когда там хорошие выставки». 

Недостатка в таких выставках не испытывают ни Пушкинский, ни Третьяковка: если в одном музее показывают работы Рафаэля, то в другой привозят шедевры Ватикана. «Первых леди выставочного дела» часто спрашивают, нет ли между их музеями конкуренции, чувствуют ли они некое соперничество. Ответ ожидаем. «Третьяковка и Пушкинский настолько разные институции, что конкуренция невозможна, и движение всегда будет разное», – говорит Марина Лошак. «Конечно, я внимательно смотрю за тем, что происходит в Пушкинском музее, но мы стоим на одной стороне баррикад, и в том, что мы делаем, много общего. Мы только выигрываем от сотрудничества, выигрывает и зритель. Вместе мы держим оборону перед бездуховностью и массовой культурой», – считает Зельфира Трегулова.

Марина Лошак стала директором Пушкинского музея в 2013 году, сменив на этом посту легендарную Ирину Антонову (что само по себе налагает огромную ответственность). Филолог по образованию, Марина когда-то руководила Одесским литературным музеем, затем управляла столичными галереями, собирала частную коллекцию для крупного банка, возглавляла Манеж. Зельфира Трегулова – искусствовед, бывший руководитель Росизо, зам. директора Музеев Кремля, а еще раньше – завотделом зарубежных связей в ГМИИ им. Пушкина. Директором Третьяковки назначена два года назад. Перед директорами главных московских музеев, помимо обеспечения их функционирования как мест, где хранятся и экспонируются лучшие образцы мирового искусства, стоит задача превратить их в площадки для коммуникации и обсуждения актуальных проблем не только искусства, но и современной жизни. 

В связи с этим имена Трегуловой и Лошак часто упоминаются в одном контексте. Особенно в последние месяцы, когда в Москве сразу в трех музейных пространствах проходят выставки, посвященные уникальному периоду в оте-чественной истории, когда казалось, что «социализм с человеческим лицом» вот-вот станет реальностью. Эстафету начал Музей Москвы (интервью с его директором АлинойСапрыкиной читайте на стр. 94) выставкой «Московская оттепель: 1953–1968». В Новой Третьяковке до июня работает «Оттепель», где экспонируются предметы быта, исторические документы, образцы технического дизайна, фрагменты документальных и художественных фильмов, живопись и скульптура того времени. В ГМИИ выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945—1968» построена как диалог художников Восточной 

и Западной Европы. Фестиваль «Оттепель» не задумывался как общий проект – музеи готовили выставки независимо друг от друга. Но есть идеи, которые, как говорится, носятся в воздухе. Поэтому не исключено, что вскоре Пушкинский и Третьяковка пригласят нас к размышлениям о том, чем было для нашей страны время 70–80-х – застоем или расцветом, а потом покажут и работы художников времен перестройки. Марина Лошак и Зельфира Трегулова говорят, что такой совместный проект-перекличка вполне возможен. 

 



Лицо российской дипломатии 

 



В 2015 году впервые в истории России официальным представителем Министерства иностранных дел была назначена женщина. Директором Департамента информации и печати МИД стала МарияЗахарова – выпускница МГИМО, в прошлом сотрудница журнала «Дипломатический вестник», пресс-секретарь постпредства России при ООН, руководитель отдела департамента. Наверное, далеко не все помнят точное название ее должности, но в лицо Марию узнает уж точно каждый взрослый житель России. 

А многие пользователи соцсетей имеют возможность ежедневно общаться с ней напрямую: Мария ведет свою страничку в «Фейсбуке» и охотно отвечает тем, кто откликается на ее посты. А пишет она и о встречах на дипломатических полях, и о впечатлениях от спектаклей и концертов, размещает свои фото из фитнес-клуба, постит понравившиеся картинки, публикует собственные стихи. Френды обращаются к ней запросто – «Маша», и это удивляет людей, непривычных к подобной открытости должностных лиц. Мария однажды высказалась по этому поводу так: «В соцсети я имею право быть субъективной 

и иметь оценочное суждение. Но при этом официальные заявления я делаю за трибуной МИД и на сайте МИД».

Марию Захарову называют лицом российского МИДа, и даже более, лицом современной России. Ей прочат блестящую карьеру. Сама же Мария в одном из недавних интервью сказала: «Сейчас все мои силы и мысли направлены на мою работу. Если говорить о чем-то великом, масштабном, как, например, служении Родине, патриотизме, призвании (на мой взгляд, их всуе упоминать не стоит), то для меня эти слова имеют очень конкретное и, возможно, очень приземленное значение. Для меня патриотизм — это качественное выполнение своих профессиональных обязанностей, конечно, при наличии гражданской позиции. Мне кажется, если именно такая концепция патриотизма начнет работать, мы заживем так, как никто, нигде и никогда не жил». 



Искусство быть актуальной



Если бы фотохудожников попросили выбрать имя для своей музы, многие наверняка сказали – Ольга! 

И уточнили – ОльгаСвиблова, создатель и директор Московского дома фотографии, переросшего в «Мультимедиа Арт Музей». Здесь российская публика впервые воочию увидела шедевры классиков мировой фотографии. Ричард Аведон, Анри Картье-Брессон, Давид Лашапель, Энни Лейбовиц, Сара Мун, Хельмут Ньютон – чьи только работы не выставлялись в Музее фотографии. А сколько отечественных мастеров нашли своего зрителя благодаря Ольге! Посещение фотовыставок, которые раньше привлекали лишь небольшой круг любителей, стало престижным и даже светским проведением досуга. Свиблова входит в список самых влиятельных фигур в мире искусства, и, разумеется, одной фотографией ее интересы не ограничиваются. Совсем недавно она возведена в ранг офицера французского ордена Почетного легиона за активное участие в передаче Центру Жоржа Помпиду работ российских художников. 

Свиблова всегда немного опережает время. Курсы фотографии сейчас так же популярны, как языковые. А ведь идея обучающего мультимедиацентра с проведением мастер-классов созрела у нее гораздо раньше, чем произошла всеобщая компьютеризация, цифровое фото стало общедоступным, а каждый школьник начал выкладывать свои фото в Инстаграм. Будьте уверены, если где-то появился многообещающий фотограф, рано или поздно его работы окажутся в ММАМ. «Для меня здесь и сейчас не играет никакой роли, – утверждает Ольга. – Главная категория для меня – это, наверное, не пространство, а время. Возможность заглянуть в завтра, приоткрыть эту щелочку. То, что появится завтра, наполняет мою жизнь смыслом».



У нас нет плохих детей



Дискуссия о том, как нужно реформировать школу, ведется не первый год. О том, что классно-урочная система педагогики, почти 400 лет назад разработанная Яном Амосом Коменским, безнадежно устарела, сегодня говорят и педагоги, и родители. А самые неравнодушные из них давно пытаются изменить эту систему изнутри, не дожидаясь указаний сверху. АннаВирабова, директор Центра непрерывного образования «Самсон» – именно такой человек. 

«Самсон» – одна из первых в России частных школ, в этом году отмечающая 25-летие. К моменту, когда мама двоих сыновей Анна Вирабова задумалась о создании собственной школы, аналогов ей в нашей стране не было. Несколько энтузиастов решили воплотить в жизнь собственное видение процесса обучения, предполагающего индивидуальный подход, вовлеченность ученика, его психологический комфорт. «В нашей школе действует постулат – нет плохих детей, – говорит Анна Рафаиловна. – Любой ребенок при правильном подходе может стать талантливым и успешным». Подготовка к школе начинается с двух лет в дошкольном центре, уроки проводятся по системе задачно-целевого обучения, в русле программы адаптивного образования, поэтому уже в средней школе многие дети выбирают себе будущую профессию. «Самсон» является базовой школой Кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. Сеченова. Школа принимает участие в федеральных программах по созданию здоровьесберегающей образовательной среды. За вклад в российское образование доктор медицинских наук, профессор Анна Вирабова награждена медалью ордена «За заслуги перед 

Отечеством» II степени.



В «Круге света»



За плечами Татьяны Лифантьевой, президента группы компаний LBL, и ее коллег – множество успешных PR-проектов для известных мировых брендов. У широкой публики самый радостный отклик который год получает «Круг света» – грандиозное мультимедийное шоу, занесенное в Книгу рекордов Гиннесса, один из крупнейших в мире фестивалей видеомэппинга и виджеинга. А переводя с профессионального на русский, можно сказать и короче: праздник света, музыки и цвета! Красочные видеопроекции появляются в знаковых для столицы местах: на фасадах Большого театра, МГУ, Детского мира и Министерства обороны, на ВДНХ и Гребном канале, на Андреевском мосту, Поклонной горе и Патриарших прудах… Туристы подгадывают к фестивалю свои поездки в Москву, и редкий житель столицы за несколько осенних дней, когда проходит «Круг света», хоть раз не выберется посмотреть на световые инсталляции в разных районах города. 

«Мы набили несметное количество шишек и получили синяки всех цветов радуги, но сумели конвертировать боевые раны в бесценный опыт. Наша компетенция подтверждена миллионами улыбок посетителей фестиваля и тысячами публикаций в СМИ. Но нам этого мало», – говорится на страничке LBL в одной из соцсетей. Татьяна Лифантьева считает, что праздник должен прийти не только в центр, но и отдаленные районы Москвы. Уже осенью мы увидим, какие креативные идеи, новые технологии и интересные места столицы окажутся в очередном «Круге света».



Адвокат – профессия творческая



Заслуженный юрист РФ АллаЖивина – председатель Московской городской коллегии адвокатов, старейшего адвокатского сообщества, в рядах которого сегодня состоят более 900 столичных правозащитников. МГКА продолжает традиции, заложенные еще судебной реформой 1864 года при создании института присяжных поверенных. «Строгое соблюдение адвокатами этических норм по отношению друг к другу, к корпорации, клиенту является основным принципом нашей деятельности», – говорит глава МГКА. 

Сама Алла Викторовна специализируется на семейном праве: разводы, определение, с кем останутся дети, раздел имущества, наследство, квартирные споры – проза жизни, через которую вынуждены проходить очень многие. В адвокатской практике такие дела с огромным отрывом лидируют среди прочих. Число граждан, обращающихся при этом за профессиональной юридической помощью, постоянно растет. И это хорошо! Значит, все больше людей хотят решить свои проблемы цивилизованно. А значит, профессия адвоката в ближайшем будущем останется востребованной и популярной.

Требования к ней высоки, но выбор того стоит. «Это одна из самых интересных и творческих профессий, – считает Алла Живина. – Ты сам пишешь сценарий, составляя исковое заявление, сам распределяешь роли и ставишь мизансцены, выступая в качестве режиссера, и сам произносишь заключительный монолог в прениях сторон. И, конечно, творчество заключается еще в умении правильно задавать вопросы в судебном процессе, дабы не навредить». 



Образ, который всегда с тобой



«Все-таки мода придумана для тех, у кого нет воображения», – заметила как-то РенатаЛитвинова. Актриса, сценарист, режиссер, телеведущая, «лицо» модных брендов, светская львица, наконец – это все о ней. И тем не менее первое, что вспоминаешь, услышав ее имя, – не названия фильмов, а ее имидж, тот образ, который Литвинова создала себе много лет назад и который не имеет никакого отношения к сиюминутным капризам моды. В то время, как одни восхищаются: «богиня», «икона стиля!», другие шепчут: «это же самопародия», «она играет саму себя». 

Рената Литвинова – единственная и неповторимая, всегда безупречная, всегда немножко не от мира сего, при этом, как знают ее друзья и как могли не раз убедиться зрители, вполне земная, с особым чувством юмора. В этом году Ренате исполнилось… Впрочем, не скажем. Недавно Литвинова сняла ролик для одной косметической компании, где она, глядя прямо в камеру (в руках древний рецепт эликсира молодости), говорит: «Да, мне 300 лет». Женщина, чуждая самоиронии, так бы не сказала.

«Есть во мне что-то авантюрное — люблю бросаться в новые процессы в поисках историй! Особенно если процесс доставляет удовольствие», – говорит Рената. В ее фильмографии более 30 картин, где она снялась в главных ролях, к половине из них написала сценарии, а несколько срежиссировала сама. Например, «Последнюю сказку Риты», где фантазию автора сдерживал только бюджет. Зато в процессе Рената освоила, по ее словам, все кинематографические профессии, вплоть до реквизитора. Сейчас «творческое безумие» Литвиновой находит свое воплощение на подмостках. В МХТ им. Чехова готовится к премьере ее авторский спектакль «Северный ветер».



Журнал как бизнес-проект



Специалист по связям с общественностью – еще несколько лет назад эта профессия самой общественности была не известна. Она появилась в России на волне рыночных реформ, когда открылось много частных компаний, которые должны были представлять себя на рынке. Понятно, что в вузах таких специалистов не готовили, и людям, которые решились заняться этим непростым делом, пришлось учиться самостоятельно, постигая азы профессии буквально с нуля. Именно такая судьба выпала МаргаритеЖелезняковой, но она успешно преодолела все преграды. Объективно оценивая ситуацию и прекрасно понимая необходимость решения актуальных задач, вот уже много лет она является руководителем спецпроектов журнала «Столичный стиль», который прочно удерживает свою нишу на рынке печатных изданий. Наладить взаимопонимание с бизнес-партнерами, быстро найти выход из той или иной ситуации – все это ей под силу. «Журнал, впрочем, как и любое другое средство массовой информации, – уверена Маргарита, – это еще и бизнес-проект, который должен постоянно развиваться, чтобы оставаться на плаву».