Алексей Шапошников: концепцию «Парка Яуза» подсказала сама река

В НАСТУПИВШИЙ ГОД ЭКОЛОГИИ ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ ЗАМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ ОБУСТРОЙСТВА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В СТОЛИЦЕ СТАНЕТ «ПАРК ЯУЗА», НЕ ИМЕЮЩИЙ АНАЛОГОВ В МИРЕ КАК ПО ПРОТЯЖЕННОСТИ, ТАК И ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ, КОНЦЕПЦИЯ КОТОРОГО НЕДАВНО БЫЛА ОДОБРЕНА МОСКОВСКИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ. О ПРОЕКТЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА БЕРЕГОВ ИСТОРИЧЕСКОЙ ВОДНОЙ АРТЕРИИ КОРРЕСПОНДЕНТУ ЖУРНАЛА «СТОЛИЧНЫЙ СТИЛЬ» РАССКАЗАЛ АВТОР ИДЕИ «ПАРКА ЯУЗА», ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ АЛЕКСЕЙ ШАПОШНИКОВ



 


БЕСЕДОВАЛА: АННА СЕМЕНОВА

– Алексей Валерьевич, навстречесжурналистаминашегоизданиявырассказывали, чторассчитываетеначатьреализациюпроекта «ПаркЯуза» в 2017 году. В конце февраля концепция благоустройства прибрежных территорий реки Яузы была представлена столичному правительству. Каков результат?
– Мэр Москвы Сергей Собянин одобрил программу благоустройства Северо-Восточного округа на 2017 год, которую на оперативном совещании городского правительства представил префект СВАО Валерий Виноградов. При этом самые заметные изменения произойдут как раз на берегах реки Яузы.
Сама концепция благоустройства прибрежных территорий, которая получила название «Парк Яуза», появилась по инициативе жителей округа, моих избирателей еще в 2014 году. За короткий срок мы собрали более трех тысяч подписей москвичей в поддержку проекта и получили одобрение местных депутатов. Именно тогда и появилась идея объединить более 24 км береговой линии реки Яузы между крупными жилыми массивами на северо-востоке столицы от Ростокинского акведука до МКАД в единое пространство. Новая рекреационная зона превратится в единый линейный парк с пешеходными тропами, велодорожками и новыми музеями.

– Но ведь нельзя сказать, чтоотдельныеучасткиЯузыираньшенеобустраивались, неприспосабливалисьдляотдыхажителей? Вчемпринципиальноеотличиевашегопроекта?
– Действительно, работы по созданию зеленой зоны
в пойме Яузы и ее притоков – Чермянки, Лихоборки
и Ички – в округе идут уже не первый год. За прошедшие годы было реконструировано и адаптировано для досуга и отдыха более 100 га территории. Однако все эти участки ограничены какими-то естественными или же возведенными человеком преградами – трудно проходимыми тропами, мостами и т.д.
А жилым районам нужна объединенная пешеходная сеть. Новая концепция парка позволяет организовать единое береговое пространство для пеших и велосипедных прогулок на всем протяжении реки. При этом в нее естественным образом войдут и ранее благоустроенные территории.

– Сообщалось, чтопроектпобедилнамеждународномфестивале. Аведьотдаваяразработкунекакому-тоизвестномуархитектурномубюро, астудентам, вышлинаопределенныйриск?
– Возможно, но мы сделали ставку на молодость и креатив, и надо отметить, только от этого выиграли. За создание концепции взялся авторский коллектив в составе сотрудников и выпускников МГСУ под руководством президента университета, депутата Мосгордумы Валерия Теличенко. Группа начинающих архитекторов НПО «Вектор» (авторский коллектив из студентов и недавних выпускников МГСУ) представила уникальный проект реконструкции береговой зоны. В итоге «Парк Яуза» победил в смотре-конкурсе «Градоустройство» в рамках IV Международного фестиваля «Зодчество» в Москве и получил «Золотой знак».

– Из чего исходили авторы проекта, какова была основная задумка?
– Разрабатывая концепцию благоустройства набережной Яузы, молодые архитекторы опирались и на зарубежный, и на московский опыт, и, конечно же, привнесли свежие идеи. Они попытались воплотить в проект нашу основную задумку: парк должен быть частью мегаполиса и при этом воспитывать любовь к природе. Им удалось, на мой взгляд, гармонично совместить городскую и природную среду, транспортную и пешеходную инфраструктуры.
Кстати, концепцию парка подсказала сама река. Даже ее название (топоним «Яуза» означает «уза», «связь», «узел») говорит о том, что река поможет связать между собой жилые районы. В рамках концепции на территории СВАО появится сеть пешеходных мостов, которая позволит жителям близлежащих домов быстрее добираться до ВДНХ, станций метро «Медведково», «Бабушкинская», «Бибирево», «Ботанический сад», до одноименной станции МЦК и других.
Авторы проекта предложили разделить Яузу на узлы, связав всю береговую линию в единое пространство. Например, в районе Сада будущего и Ботанического сада РАН – узел науки. Дальше – ближе к МЦК и будущему ТПУ «Ботанический сад» – транспортный узел, где могут располагаться пункты велопроката и автостоянка. Одним из самых интересных обещает стать музейный узел, объединяющий уже существующие усадьбу Свиблово и ротонду «Храм воздуха» с досуговым центром «Музей реки Яузы». Его планируется построить между Свибловскими прудами и Сельскохозяйственной улицей.
Центральный узел – это парк на месте слияния Яузы и реки Чермянки, уходящий к стадиону «Свиблово», Кольскому пруду, Покровской церкви. За ними следует узел спорта с ФОК «Яуза», катком и кортами. Не обойдется и без детских и спортивных площадок, кафе. А продуманные образовательные маршруты должны заинтересовать учеников столичных школ. Предполагается также на протяжении всей береговой линии организовать дорожку для марафонского забега.

– Это одна из «фишек» проекта?
– Именно так. 42 километра марафонского маршрута по обоим берегам! Сейчас, когда проходят забеги, многие недовольны тем, что приходится перекрывать Садовое кольцо. А ребята придумали провести маршрут у Яузы. Причем он пойдет так, что бегун всякий раз будет проходить новое, не похожее на предыдущее место.

– На макетах будущий парк выглядит необычно – прозрачный музей воды, каскадные мосты, понтоны. А как это будет в жизни?
– Вы только представьте: вдоль всего водного полотна появится единая дорожка, и по ней можно будет проехать на велосипеде от Московской кольцевой дороги прямо до ВДНХ и Ростокинского акведука. В парке предусмотрены «точки притяжения» – спортивные, детские площадки, места тихого отдыха, кинотеатры, танцплощадки. Все это соединят освещаемые дорожки и беговые маршруты, которые зимой превратятся в лыжные трассы.
К тому же будет решен ряд проблем, характерных для этой местности. Например, в районе моста на улице Вильгельма Пика нет береговой полосы, и там предлагается сделать понтоны. А у моста МЦК очень сложный рельеф, исправить его можно будет с помощью сети пешеходных мостков.

– Парк будет построен за средства города?
– Думаю, нам удастся успешно совместить городское и частное партнерство. Префектура СВАО выделяет деньги на благоустройство части территорий будущего парка. Также к обустройству отдельных частей парка подключатся частные застройщики, которые ведут здесь крупные инвестиционные проекты. Так, частью проекта станет парк у китайского делового центра «Хуамин» и набережная вдоль Сельскохозяйственной улицы, благоустройством которой займется инвестор. Также известная компания ведет застройку в районе Ботанического сада, прилегающего к реке Яузе.
Уверен, инвесторов не надо будет уговаривать принять участие в благоустройстве в рамках нашего проекта. Застройщик не может не понимать, что если рядом с его комплексом в пешей доступности будет создана инфраструктура для прогулок, отдыха, занятий спортом, то такие проекты будут более выигрышными.
А поддержка московского правительства задает новый импульс.

– Задачи на нынешний год определены?
– В этом году в рамках проекта планируется благоустроить 82 гектара парковых территорий. В первую очередь это два значительных объекта – парк на территории 30,9 га в пойме реки Яузы от Чукотского проезда до Игарского проезда, который станет единой зеленой зоной для двух районов – Бабушкинского и Свиблово.
А в Ростокино на площади 5,7 га появится районный «Парк спорта Яуза». Здесь не только реконструируют площадки для занятий футболом и хоккеем, спортивной гимнастикой и волейболом, обновят детские площадки, но и сквозную систему дорожек, а также зону отдыха у воды.
Добавлю, что, кроме этого, в рамках городской программы развития территории малых рек городской департамент капитального ремонта выполнит благоустройство трех парков в пойме Яузы: «Сад Будущего» у станции метро «Ботанический сад», сквер у Лазоревого проезда и парковую зону у Ростокинского акведука – общей площадью 41,4 гектара.
Планируется, что эти работы начнутся 15 апреля и завершатся до конца августа. В целом воплощение задуманного может занять от трех до пяти лет.

– А как будет обеспечиваться порядок в зеленой зоне?
– Этот вопрос я недавно задавал и.о. начальника УВД по СВАО Шамилю Сибанову на встрече с населением округа. Он заверил, что опыт организации охраны общественного порядка у правоохранителей Северо-Восточного округа есть. Подобные меры разрабатывались в свое время для территории Останкинского парка. К моменту готовности объекта мероприятия по охране будут осуществляться с привлечением дополнительных рот ППС, кинологов и подразделений конной полиции. Со своей стороны, депутаты Мосгордумы готовы обратиться к руководству города с инициативой усилить охрану парковой территории за счет столичных полицейских.