Владимир Жидкин: мы развиваем город по принципу полицентричности

ДИНАМИЗМ РАЗВИТИЯ НОВОЙ МОСКВЫ НЕ МОЖЕТ НЕ ВПЕЧАТЛЯТЬ. ЗА НЕПОЛНЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ НА ПРИСОЕДИНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ПРОИЗОШЛИ КАРДИНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. МАССОВО СТРОИТСЯ ЖИЛЬЕ С НЕОБХОДИМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ, СОЗДАЕТСЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ, ПРОКЛАДЫВАЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ, А ГЛАВНОЕ – СОЗДАЮТСЯ НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА. ПРИ ЭТОМ И НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, И РЕКОНСТРУКЦИЯ ВЕДУТСЯ С МАКСИМАЛЬНОЙ ЗАБОТОЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, ЧТО УЛУЧШАЕТ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ЦЕЛОМ. О НЫНЕШНЕМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НОВОЙ МОСКВЫ НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ БЕСЕДУЕТ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ДЕПАРТАМЕНТА РАЗВИТИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ ВЛАДИМИРОМ ЖИДКИНЫМ



 


БЕСЕДОВАЛА: ИРИНА БОГДАНОВА
– Владимир Федорович, Новая Москва динамично развивается вот уже пятый год. Меняется ли сама концепция, идеология развития новых территорий? Каким направлениям сегодня уделяется повышенное внимание?
– В целом идеология не меняется – мы развиваем город по принципу полицентричности. Параллельно строим жилье и социальные объекты, дороги и инженерные объекты, развиваем парковые территории, особое внимание уделяем лесам, тем более что нынешний год – это Год экологии. Но главное, что сейчас акцент сделан на создании рабочих мест. К сожалению, большинство инвесторов по-прежнему стараются свои территории застраивать только жильем, но теперь, когда утверждены Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), ситуация изменится, что позволит увеличить количество мест приложения труда.
ПЗЗ – это такой правовой механизм, с помощью которого мы можем мотивировать застройщиков к созданию рабочих мест, то есть к строительству нежилой недвижимости. На ближайшие 5–6 лет ПЗЗ предусматривают возведение 12 млн кв. метров нежилой недвижимости и около 10 млн кв. метров жилой.
Хотя мы бы хотели увеличить объемы нежилой недвижимости еще на 10–15 млн кв. метров, а жилой – на 3–4 млн кв. метров, и тогда соотношение между ними будет почти 2 к 1, но этот вопрос еще обсуждается. А в дальнейшем, согласно проекту генерального плана, разработанному до 2035 года, это соотношение будет выравниваться и составит 50 на 50.

– Но на 2017 год соотношение все-таки в пользу жилищного строительства…
– Да, по плану мы должны построить 2,3 млн кв. метров недвижимости, в том числе 1,6 млн – это жилье. Дело в том, что за год сложно резко что-то изменить, нужен переходный период, чтобы спроектировать объекты и начать их строить, а потом вводить. Но все равно уже в этом году мы это соотношение немного увеличиваем в пользу нежилых объектов, а существенные изменения произойдут в 2018–2019 гг., учитывая, что мы принимаем эти решения сегодня, да и ранее они тоже принимались. Большие объемы нежилой недвижимости будут строиться в районе Коммунарки, Саларьево, Мосрентгене и других поселениях – всего около 20 объектов.
Я хотел бы подчеркнуть, что за прошедшие 4,5 года нами уже созданы 100 тыс. новых мест приложения труда. Мы провели встречи со всеми главами муниципальных образований, с инвесторами-застройщиками, проанализировали ввод всех объектов с рабочими местами, и у нас получилось 100 тысяч. Правда, эта цифра включает около 20 тыс. рабочих мест в строительстве, а также ряд крупных объектов, которые пока еще полностью не заполнены, то есть предлагаются в аренду или арендаторы делают ремонты. Кроме того, дополнительно создано 15 тыс. рабочих мест на объектах, которые были построены до 2012 года.

– Эти рабочие места востребованы жителями Новой Москвы, теми, кто там уже жил или переехал недавно?
– Да, большей частью – примерно половина. В этом и состоит главная цель – снизить маятниковую миграцию в Москву и создать комфортные условия для жизни людей. Чтобы у них была возможность быстро добираться до места работы, чтобы рядом были различные социальные и рекреационные объекты. Мы движемся по намеченному сбалансированному плану, параллельно возводя объекты различного назначения. И, что очень важно, количество созданных рабочих мест превышает прирост жителей на этих территориях. Когда они были включены в состав Москвы, здесь постоянно проживали 250 тыс. человек, а сейчас 340 тысяч, то есть по рабочим местам мы продвинулись быстрее, чем планировалось.

– Масштабы проекта «Новая Москва» не могут не впечатлять. Кто несет основные затраты по его реализации: бюджет Москвы или инвесторы?
– Городские инвестиции – это дороги и инженерные коммуникации, хотя их частично строят и инвесторы. Что касается жилой и нежилой недвижимости – все строят инвесторы, а социальные объекты примерно пополам, хотя инвесторы пока строят немного больше, но постепенно и это соотношение будет выравниваться.
Мы должны учитывать, что большая часть свободных земельных участков в ТиНАО является собственностью инвесторов, которую они приобрели еще до присоединения этих территорий. Поэтому им надо либо ее продавать, либо осваивать, но в соответствии с генпланом, который разработан и в ближайшее время будет утверждаться. То есть они могут строить на своих участках не то, что хотят, а то, что предусмотрено генпланом. Если планируется проложить здесь 1200 км дорог, то очевидно, что они пройдут и по землям инвесторов, а это означает, что они должны предусмотреть эти коридоры и выделить под них земли.

– Если говорить о транспортной сети Новой Москвы, как она развивается?
– Согласно утвержденным планам. Создание транспортного каркаса новой Москвы остается нашей важнейшей задачей на ближайшие годы. В настоящее время в ТиНАО ведутся работы на 7 автомобильных дорогах (включая Калужское шоссе и автодорогу Солнцево –
Бутово – Видное, 1-й этап) общей протяженностью 66,89 км, а также на двух подземных пешеходных переходах и одной эстакаде.
Мы развиваем как магистральные трассы, так и делаем поперечные связки между ними, а также между железнодорожными ветками Киевского и Курского направлений. Вы, конечно, знаете, что недавно мэр Москвы Сергей Семенович Собянин открыл эстакаду в Щербинке над железнодорожными путями, которая связала восточные и западные кварталы города, а в дальнейшем она станет частью магистрали, которая соединит Щербинку с Троицком. Также в этом году откроются эстакады в Крекшине и Кокошкине, где появятся ТПУ, к которым также будут подведены дороги.
А это означает, что, находясь в центре Новой Москвы, вы сможете поехать не к МКАДу, а к Киевскому шоссе, а по нему доехать до метро «Саларьево». Или же направиться в противоположную сторону к станции «Остафьево», которой пока еще нет, но скоро будет, на Курской ветке железной дороги. Хочу отметить, что и Курское, и Киевское направления железной дороги сейчас тоже активно реконструируются. Добавятся новые пути, изменится режим движения электричек, увеличится их количество, появятся ТПУ. И самое главное – строятся дороги, по которым можно будет легко к ним подъехать, причем не только на автомобиле, но и на автобусе или трамвае. Выбор будет большой, доступность всех видов транспорта кратно увеличится. И произойдет это максимум в течение 3–4 лет. В этом году мы планируем ввести в эксплуатацию около 30 км дорог, а в следующем году – в два раза больше с учетом реконструированных участков Калужского шоссе.

– Недавно прошла информация о том, что в Новой Москве будет проложено девять линий скоростного трамвая. Это действительно так?
– Условно трамвайную сеть можно поделить на несколько отдельных проектов, хотя я считаю, что она будет единой. Главный участок – от Троицка до Прокшино, где будет станция метро, ввод которой намечен на 2019 год, а от него пойдут ответвления. Линия пройдет параллельно Калужскому шоссе, коридор уже определен, и мэр города Сергей Собянин дал поручение Москомархитектуре начать разработку проекта планировки.
В дальнейшем она может быть продлена и до станции метро «Саларьево», пройдя вдоль строящейся автомобильной дороги Солнцево – Бутово – Видное. Всего же в ТиНАО проектом Генплана до 2035 года предусмотрено строительство 130 км трамвайных путей.

– Будут ли в этом году открываться станции метро в Новой Москве?
– В этом году откроется станция «Рассказовка» Калининско-Солнцевской линии, хотя она расположена скорее на границе старой и Новой Москвы, то есть будет обслуживать жителей Солнцева, Внукова, Московского. Полным ходом идут работы по продлению Сокольнической линии от станции «Саларьево» до станции «Столбово». Этот участок планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году.

– Как обстоит дело с обеспечением инженерной инфраструктурой, без которой невозможно функционирование современного города?
– Что касается энергоснабжения новых территорий, то оно осуществляется электросетевыми компаниями МОЭСК (90%) и ОЭК (10%), которые располагают собственной инженерной инфраструктурой и запитываются от Федеральной сетевой компании через высоковольтные сети. И у МОЭСК, и у ОЭК разработаны инвестиционные программы, предусматривающие строительство новых энергообъектов, но расти они будут параллельно.

– Планируется ли создание солнечных или ветряных электростанций?
– Думаю, что могут быть отдельные проекты частных инвесторов по обеспечению своих объектов энергией частично за счет солнечной энергии или энергии ветра, но, если говорить об индустриальном подходе к развитию Новой Москвы, это не совсем подходит для нашего региона. У нас не так много солнца и не такие уж сильные ветры. А, кроме того, и своей энергии хватает. Ресурс на линиях 500 киловольт ФСК может обеспечить развитие ТиНАО до 2035 года, и, кроме того, сейчас строится еще один питающий центр.

– Существуют ли проблемы с газоснабжением?
– Никаких проблем нет, другое дело, что 90% объектов в Новой Москве газифицируются Мособлгазом, поскольку эта сеть там сложилась исторически. Но некоторые территории, особенно ближе к МКАД, обеспечиваются Мосгазом. Сейчас Мосгаз готовит предложения по созданию собственной сети на этих территориях, учитывая, что Мособлгаз развивается не столь интенсивно. А строительство идет активно и уже есть территории, где Мособлгаз не может присоединять новые объекты по причине нехватки мощностей. Поэтому мэром Москвы было принято решение начать развивать магистральные сети Мосгаза и подключать к ним новые объекты. Нет ничего страшного в том, что здесь работают два оператора, но в перспективе предполагается, что большую часть территории ТиНАО будет обеспечивать Мосгаз.

– А как перестраивается система водоснабжения?
– Мы строим водовод диаметром 1000 мм вдоль нового Калужского шоссе до Троицка, существует трубопровод вдоль Киевского шоссе и будет строиться перемычка между Калужским и Киевским шоссе. Таким образом, создается кольцо водоснабжения из магистральных сетей диаметром 1000 мм, от которых вода будет подаваться на отдельные территории. В момент передачи в состав Москвы населенные пункты на 97% обеспечивались подземными источниками, скважинами, но постепенно мы планируем перейти не только на московское водоснабжение, но и водоотведение.
Будем строить первую мощную насосную станцию в районе Коммунарки, с тем чтобы переключить все локальные очистные сооружения, часть которых не всегда работает эффективно, на централизованный коллектор КНС для перекачки стоков в Курьяновские очистные сооружения. Мэром было принято решение создать единую систему канализования как минимум до ЦКАДа, поскольку это позволит снизить риски неконтролируемого сброса стоков и опасность загрязнения окружающей среды.

– Большое значение для экологии имеет создание парков…
– Безусловно, вот почему в проекте генплана предусмотрено создание 85 парков, которые в общей сложности займут площадь около 12 тыс. гектаров. Фактически это равно площади Троицкого административного округа. Парки будут по всей территории Новой Москвы, и несколько парков уже созданы: в поселениях Краснопахорском, Федоровском, Первомайском, где возле китайского исторического центра появился роскошный парк. Инвесторы сами предусматривают небольшие парки в своих проектах планировки. В частности, А101 планирует несколько парков и, кстати, большой конный парк рядом с административно-деловым центром в Коммунарке, в последние годы количество людей, которым интересна эта тема, резко увеличилось.

– Уже утверждены проекты двух больших парков – «Глория-парка» и «Парка героев». В чем их особенности?
– По этим паркам уже проведены конкурсы, на которых определились два инвестора. Особенность этих парков в том, что, во-первых, они займут достаточно большие территории – 100 и 150 га, а во-вторых, изначально они проектируются как крупные туристические объекты. «Глория-парк» расположится недалеко от Рассказовки и позиционируется как развлекательный, главным образом для семейного отдыха. «Парк героев» будет историческим с двумя тематическими зонами, а находится он в Роговском поселении, практически на границе с Калужской областью. В проектах планировок парков изначально предусматривается туристическая составляющая, а это и гостиницы, и объекты общепита, чтобы приглашать сюда посетителей не на один день, а на более длительное время.

– Сотрудничаете ли вы с Департаментом природопользования по экологическим программам?
– Мы работаем в тесном контакте и по созданию парков, и по другим природным территориям. Лесоохранными мероприятиями в основном занимается префектура ТиНАО, при которой создана соответствующая структура. Очень важно, что на этих территориях не размещаются никакие вредные производства, нет ни одного объекта, который бы загрязнял окружающую среду. Все новые производственные объекты – это офисные комплексы, логистические предприятия, транспортные предприятия и т.д., вокруг которых строго по нормативам сохраняется санитарно-защитная зона, своего рода зеленые легкие, охраняющие экологию.
Недавно проводился опрос среди жителей «старой» Москвы о том, готовы ли они переехать в Новую? И вы знаете, 30% опрошенных готовы. Судите сами, квартиры здесь стоят в 1,5–2 раза дешевле, есть вся московская социальная инфраструктура, с каждым годом улучшается транспортная доступность, и при этом прекрасная экология. Многие жилые комплексы расположены прямо в лесу, зимой снег белый, сугробы вокруг, великолепная природа, воздух кристально чистый. Только вышел из дома, и можно сразу в лес, на лыжах. Конечно, все это вместе означает более высокое качество жизни.