«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»


Из передовой статьи «Счастливые дети сталинской эпохи» в газете «Правда» от 23 сентября 1937 года

Это был год «Большого террора» и впечатляющих достижений в экономике, которая уже практически на 100% стала государственной. За короткое время СССР стал крупной индустриальной державой, обогнавшей по темпам роста промышленности главные капиталистические страны. Но какова была цена этих успехов? 3 марта на Пленуме ЦК ВКП(б) Сталин подтвердил тезис об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма. В СССР уже не было эксплуататорских классов, но …оставались «враги народа». Только в 1937 году были репрессированы 800 тыс. человек, которых расстреляли или отправили в лагеря. Но необходимо признать, что в стране действительно многое менялось, и особенно это было заметно в Москве, где началась реализация генерального плана реконструкции города. Было окончательно расчищено пространство перед гостиницей «Москва», названное Манежной площадью. Расширялась и застраивалась новыми монументальными домами ул. Горького (ныне Тверская). Многие исторические здания были снесены, но в то же время удалось сохранить наиболее ценные постройки, в частности используя метод перемещения зданий. При этом жильцов даже не отселяли, а в домах продолжали действовать водопровод, канализация, электросеть, телефон, радио.
На улицах столицы появились советские легковые автомобили ЗИС-101, конвейерная сборка которых началась на заводе им. Сталина (ныне АМО ЗИЛ). Обслуживали они не только высших партийных и государственных чиновников, но и обычных граждан. В личное пользование их не продавали, но машину можно было выиграть в лотерею или получить «за особые заслуги».
В Москве они широко использовались как такси. Интересно, что модной темой были женщины-автомобилистки, как на известной картине Юрия Пименова «Новая Москва»: женщина за рулем воспринималась как символ обновления и новой жизни. Одним из главных событий года стало открытие канала Москва – Волга (с 1947 года – Канал им. Москвы) и Северного речного вокзала; столица стала «портом пяти морей». Но больше всего в СССР гордились успехами авиаторов. 18–20 июня экипаж Валерия Чкалова совершил первый в мире беспосадочный перелет по маршруту Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс на советском самолете АНТ-25. Настоящим триумфом стало участие СССР во Всемирной выставке в Париже, где советский павильон, который венчала 24-метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница», созданная Верой Мухиной и Борисом Иофаном, собрал 270 наград, а сама скульптура стала неофициальной эмблемой Советского Союза, хорошо узнаваемой на бесчисленных репродукциях, почтовых марках и монетах, плакатах и заставке «Мосфильма».

На фото:
советские автомобили ЗИС-101 на ул. Горького (ныне Тверская)