Владимир Ресин: пока есть потребность в храмах – народ будет их строить

ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ, СОВЕТНИК МЭРА МОСКВЫ И СОВЕТНИК ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА ВЛАДИМИР РЕСИН ВЕСЬ ОПЫТ И ЗНАНИЯ ОТДАЕТ ДЕЛУ СВОЕЙ ЖИЗНИ – СТРОИТЕЛЬСТВУ. КАЖДУЮ СУББОТУ ОН ВЫЕЗЖАЕТ В РАЗНЫЕ РАЙОНЫ СТОЛИЦЫ, ИНСПЕКТИРУЯ ХОД РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ, А КАК ДЕПУТАТ ВЕДЕТ БОЛЬШУЮ РАБОТУ В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ВСТРЕТИЛСЯ С ВЛАДИМИРОМ ИОСИФОВИЧЕМ, ЧТОБЫ ПОБЕСЕДОВАТЬ О ГОТОВЯЩИХСЯ ЗАКОНОПРОЕКТАХ И О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ХРАМОВ



 


БЕСЕДОВАЛ: КИРИЛЛ РОМАНОВ

– Владимир Иосифович, Госдума VII созыва работает уже более полугода. Какие задачи стоят сейчас перед вами как членом Комитета по транспорту и строительству?
– Задача для всех одна – сделать жизнь граждан нашей страны комфортной и достойной. В этом созыве мы продолжаем работу над совершенствованием законодательства, регулирующего и развивающего строительную отрасль страны. На данный момент нам необходимо выработать строгую систему контроля за строительными компаниями, которые будут теперь работать с гражданами по договорам долевого строительства.
Мы наметили основу в виде Компенсационного госфонда, теперь осталось определить форму работы этого фонда, распределить контрольные полномочия между фондом и региональными отраслевыми ведомствами, очертить весь круг ответственности компаний. Все это нужно, чтобы строительство по договорам долевого участия не оборачивалось рисками для его участников. А теперь, после недавнего решения нашего президента Владимира Путина, мы должны проработать четкий, эффективный механизм расселения жителей пятиэтажных домов несносимых серий.

– Какие решения были приняты на Экспертном совете по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства? Почему тема обманутых дольщиков до сих пор актуальна, несмотря на все предпринимаемые усилия?
– На последнем заседании совета обсуждались не только проблемы долевого строительства, хотя сейчас они носят приоритетный характер. Ведь не на всех дольщиков распространятся гарантии компенсационного фонда. Дольщиками, которые имели какие-либо проблемы до 1 января 2017 года, занимаются специальные госорганизации и региональные профильные ведомства. Их работа, а также сроки выполнения должны быть строго регламентированы.
Что же касается темы дольщиков, она будет актуальна до тех пор, пока все обманутые дольщики не получат свое жилье, а значит, наша задача – совместными усилиями ускорить этот процесс. Можно сказать, что законодательно мы практически решили эту проблему, дело осталось за фактическим получением жилья, через 3–4 года проблема должна быть окончательно решена.

– Какие еще проблемы в области правового обеспечения строительства требуют безотлагательного решения? Какие законопроекты готовятся?
– Нерешенными еще остались детали, связанные с регулированием отношений компаний застройщиков, или девелоперов, с компенсационным фондом долевого строительства, а также рамки личной ответственности лиц, прямо отвечающих за целевые, а также возможные нецелевые расходы средств дольщиков. Именно эти вопросы мы сейчас прорабатываем. Уверен, что необходимые рабочие решения будут найдены.
Но не стоит забывать, что работа в области промышленности строительных материалов также крайне важна для развития отрасли в целом. Она касается всех задач, с которыми нам приходится сталкиваться в ходе работы, в том числе и в вопросах долевого строительства. Мы ищем различные варианты сделать жилье более доступным для широких слоев населения, в том числе снижая его себестоимость, не экономя на качестве.
Недавно наш президент поддержал инициативу мэра Москвы Сергея Собянина по программе масштабного сноса пятиэтажек т.н. несносимых серий. Программа так или иначе может затронуть до десятой части всего жилого фонда Москвы, а это около 25 млн кв. метров, и обойтись в 6 трлн руб.

– Почему для запуска этой программы необходимо внести изменения в законодательство?
– Надо понимать – за одним решением следует целый комплекс других. Уже принято решение вернуть деньги, которые перечислялись на капремонт. При этом не важно, каким способом они копились – через Фонд капремонта или с помощью специального счета. Потребуется еще множество мелких дополнений, регулирующих огромное правовое поле. От адаптации маршрутной сети города к новой ситуации до установки правил и времени проведения строительных работ так, чтобы не вызвать недовольства граждан.
Сейчас как раз прорабатываются законодательные детали. Рассматриваются различные варианты и механизмы решения. При создании маневренного фонда и мест переселения необходимо учитывать интересы москвичей. Нам надо осуществлять все так, чтобы не ущемить прав граждан-собственников. А это означает, что в Градостроительный и Земельный кодексы надо внести ряд изменений. Во главе угла интересы жителей таких домов.
Сегодня мы можем дать необходимые гарантии населению, успокоить его. Планируется не точечное, а поквартальное расселение горожан. Это означает создание так называемого маневренного фонда. Жителям будут предложены варианты рядом с расселяемыми микрорайонами, освободившуюся территорию будут застраивать. И так далее, по цепочке. Но главное, все механизмы реализации должны быть закреплены законодательно.
Работа предстоит огромная, масштабная и скрупулезная, но вместе с тем интересная. Собственно результаты этой программы во многом определят облик обычной жилой Москвы. Приятно будет жить в городе, в котором средний жилой объект выглядит красиво с точки зрения архитектуры, а также является современным и комфортабельным помещением.

– Реализация этой программы потребует колоссальных финансовых затрат. Бюджетных средств явно будет недостаточно…
– Вопрос финансирования всегда один из самых сложных. Предварительно можно сказать, что, согласно планам Минстроя и правительства Москвы, средства из бюджета столицы будут необходимы только на первых этапах реализации.
Для создания маневренного фонда первой волны переселения. Сергей Семенович Собянин, когда докладывал вопрос Владимиру Владимировичу Путину, отметил, что «бюджет Москвы достаточно устойчивый» и столица имеет необходимые финансовые возможности для реализации данного проекта.
Для успешной реализации программы предусматривается создание Фонда содействия реновации жилищного фонда в городе Москве, будут привлекаться инвесторы, строительные компании, словом весь инвестиционно-строительный механизм. Таким образом будут созданы новые рабочие места, увеличатся загрузка и финансовый поток. Я всегда говорю, что строительство – это локомотив экономики страны. И эта программа позволит этот локомотив разогнать до объемов и скоростей XXI века.
Стоит надеяться и на пробуждение интереса к профессии, подготовку новых квалифицированных кадров. Министр строительства Михаил Александрович Мень уверен, что интерес застройщиков нам гарантирован. Я с ним полностью согласен. Это такие возможности, за которые любой строитель, любая компания должны держаться обеими руками. Президент поручение дал – будем работать.

– Много лет вы курируете Программу строительства православных храмов, в которую включены и старые храмы, нуждающиеся в реставрации. Какое значение имеет эта работа для сохранения культурного наследия?
– Сейчас вне Программы у нас есть двадцать храмов, причем двенадцать уже сданы, а работы еще на трех близки к завершению. Не будет преувеличением сказать, что каждый храм по-своему интересен и уникален. Как пример – недавнее восстановление Московского Епархиального дома. Была проведена сложнейшая работа ряда специалистов – археологов, строителей, проектировщиков, в результате которой мы смогли не только сохранить хорошее здание, но и вернуть Москве очень важную часть ее исторического наследия.
Еще один пример, более современный, храм Живоначальной Троицы в Рижском переулке. Приход храма обратился к нам с просьбой продолжить восстановительные работы на храме, на которые просто не хватало денег. Эта работа крайне важна, особенно для такого города, как Москва, где практически каждый найденный артефакт может рассказать свою уникальную историю. И нужно это, прежде всего, будущим поколениям москвичей – историю страны нужно знать.

– Каковы итоги 2016 года по строительству новых храмов и планы на 2017 год?
– Программа строительства новых православных храмов в Москве стала самым крупным благотворительным проектом в России. Только за 2015 год было собрано более 3,5 млрд рублей пожертвований от москвичей и жителей ближнего Подмосковья. Стоит ли говорить, что фронт работы растет день ото дня? За 2016 год результаты работы Программы были весьма впечатляющими – за весь период, то есть за шесть с лишним лет, в Москве построено 56 храмов, установлено 106 часовен, появилось более 140 приходов. В работе сейчас находятся 47 храмов. В 2016 году мы начали работы на 14 новых объектах.
Планы на 2017 год – развернуть работы еще на 10–12 новых площадках. Как я всегда говорю, пока есть потребность в храмах – народ их будет строить. Добавлю, что на территории ТиНАО по просьбам жителей пересмотрели еще 128 участков под возведение храмов, из которых оставили для дальнейшей проработки 80 адресов. На 18 участках уже начаты различные работы, четыре храма уже построены.

– Где работы идут наиболее активно? На каких участках строительство завершается или близится к завершению?
– Традиционно самым активным в плане сроков работ у нас идет Западный округ столицы, но он также один из самых больших и густонаселенных. Если посмотреть на статистику, то работы стали активизироваться в Новой Москве, то есть в ТиНАО. Благодаря этим территориям мы вышли за границу 200 храмов, а в скором времени, вполне возможно, ТиНАО выйдет в лидеры по скорости застройки. В Новой Москве особенностью реализации программы является возможность планирования возведения храма уже на стадии проектирования нового жилого микрорайона, что даст определенный стимул строителям и проектировщикам.
До недавнего времени Москва находилась на последнем месте по обеспеченности населения храмами. В среднем один храм приходился на 40 тысяч жителей. Цель программы – выйти на цифру 20–30 тысяч населения на один храм в шаговой доступности. Конечно же, этого все равно недостаточно, но такой вариант наиболее близок к существующему положению дел. Например, до революции один храм приходился на полторы тысячи человек, хотя и населения тогда было значительно меньше.
Я думаю, что цифра в 11–13 тысяч человек для современной Москвы будет наиболее точной. А значит, нам предстоит еще долгая работа.

– Не всегда москвичи согласны с тем, что на данном участке будет строиться храм. Выступая на Рождественских чтениях, вы подчеркивали, что нельзя допускать объединения локальных храмофобных групп с политической оппозицией. Как разрешать возникающие конфликтные ситуации?
– Конфликты всегда разрешаются мирным путем, мы с нашими согражданами воевать не намерены, я уже не раз это говорил. К сожалению, как бы мы ни старались, так называемая оппозиция очень часто использует незначительные конфликты, раздувая их до размеров национальной трагедии. Известный случай в парке Торфянка, который тлеет до сих пор. Там уже и конфликта-то никакого нет, мы пошли навстречу местным жителям и перенесли строительство.
Избежать провокаций сложно. Но мы всегда прислушиваемся к мнению жителей. Именно люди решают, строить храм или нет, мы только помогаем с выбором застройщика и оформлением необходимых документов.

– С какими вопросами и проблемами обращаются к вам москвичи, когда приходят в общественную приемную? Многим ли удается помочь?
– Вопросы задают разные, хотя со многими обращениями люди идут, не имея представления о компетенции их собственных префектур и управ. Зачастую такие проблемы, как благоустройство придомовой территории или проверку документации по дому, можно решить именно в органах местного управления. Так что довольно часто приходится разъяснять и перенаправлять людей, правда, всегда даем с собой указания, что и как делать, чтобы они получили реальный результат.
Бывает, и в последнее время даже чаще, граждане обращаются с просьбами в поддержке при строительстве нового храма в их районе. Если есть возможность, мы беремся рассматривать такие запросы. Хотя найти в Москве даже 0,2–0,3 Га бывает очень сложно. В целом можно сказать, что москвичи стали более активны в последние годы, стали чаще пользоваться помощью госорганов для решения своих проблем, думаю, не в последнюю очередь сыграла роль популяризации и упрощения системы госуслуг, которую проводит правительство Москвы.