Пристань пяти морей

15 ИЮНЯ 1931 ГОДА ПЛЕНУМ ЦК ВКП(Б) ПОСТАНОВИЛ: «...КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ РАЗРЕШИТЬ ЗАДАЧУ ОБВОДНЕНИЯ МОСКВЫ-РЕКИ ПУТЕМ СОЕДИНЕНИЯ ЕЕ С ВЕРХОВЬЕМ РЕКИ ВОЛГИ». ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ МОСКВЫ 1935 ГОДА ПРЯМО УКАЗЫВАЛ: «ПРЕВРАТИТЬ НАБЕРЕЖНЫЕ МОСКВЫ-РЕКИ В ОСНОВНУЮ МАГИСТРАЛЬ ГОРОДА С ОБЛИЦОВКОЙ БЕРЕГОВ РЕКИ ГРАНИТОМ И УСТРОЙСТВОМ ВДОЛЬ НАБЕРЕЖНЫХ ШИРОКИХ ПРОЕЗДОВ-УЛИЦ.



 


ТЕКСТ: АНДРЕИ МИРОШКИН

В рамках Генерального плана 1935 года был разработан и опубликован отдельный План обводнения города Москвы, который предусматривал коренную перестрой¬ку всей столичной водной системы. В начале 1930-х открылся Южный речной вокзал на Даниловской набе¬режной (позже его перенесли в Нага¬тино, а на месте разобранного старого здания сегодня находится Академия водного транспорта). К 1937 году были запущены в эксплуатацию Смоленский метромост, Карамышевский и Хорошевский мосты, Перервинская плотина, система шлюзов на Яузе, от¬крыта для публики широкая Пушкинская набережная в ЦПКиО. Летом того же года было создано Управление водо- проводно-канализа- ционного хозяйства (Мосводоканал).
Вода была главным московским трендом той поры. Большое распространение получили водные виды спорта - плавание, прыжки в воду, гонки на парусных яхтах и байдарках. Даже в самом центре города, на реке близ Крымского моста, регулярно устраивались соревнования по гребле. Не случайно именно в Пар¬ке культуры была установлена знаменитая скульптура «Девушка с веслом». Активно развивался и водный туризм, появились первые «речные трамваи».
Советская культура того периода «с полным основанием может быть названа культурой воды», как пишет культуролог Владимир Паперный. Город и вода как бы шагали навстречу друг другу. Теоретики архитектуры изучают взаимодействие крупнейших городов мира с водой (в частности, пристально рассматривается опыт Ирана). Одной из основных архитектурных задач становится оформление набережных, каналов и водоемов. «Спасенная волжской водой от высыхания, украшенная грандиозными набережными, могучими фонтанами, парковыми водоемами, лодочными станциями, Москва должна стать <...> столицей европейского типа», - отмечает исследователь. И вывод: «Вода должна прийти в город, что¬бы украсить его архитектуру, а архитектура должна украсить эту пришедшую в город воду».

Каравеллы над шлюзами

Канал Москва - Волга (в 1947 году, к юбилею столицы, его переименовали в Канал имени Москвы) начали строить у деревни Захарково, невдалеке от подмосковного города Тушино. Впоследствии, при образовании Химкинско¬го водохранилища, эта деревня, как и еще несколько (Никольское, Иваньково) были расселены и частично затоплены. Но названия их сохранились в современной топонимике района.
Объемы строительства были колоссальными, сроки - жесткими. Судоходный канал предстояло провести через лесистую и болотистую местность, изрезанную речушками и оврагами. Из-за значительного перепада высот волжскую воду пришлось поднимать насосами при помощи системы шлю¬зов. Так, Химкинское водохранилище, на берегу которого построено впоследствии и было построено здание Северного речного вокзала, возвышается над долиной мелководной речки Химки почти на 30 метров.
Здесь было создано 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов и множество других сооружений. Строительством канала ведал ОГПУ, к работам были привлечены десятки тысяч заключенных. Вдоль берегов канала и поныне кое-где сохранились следы барачных поселков, за¬росшие братские могилы строителей. Об этих трагических страницах истории канала до конца 1980-х годов официальные справочники не упоминали.
Весной 1937 года волжская вода и корабли с Волги по 128-километровому каналу пришли в Москву. Горожане начали получать в достаточном количестве питьевую воду, а предприятия и коммунальные службы - воду для технических нужд. Повышение уровня воды в реке позволило развивать судоходство. В кратчайшие сроки были построены новые мосты, соответствующие новому уровню воды в реке и новому, более торжественному стилю столицы.

Архитектурное оформление канала выдержано в лучших традициях сталинского классицизма. Так, устои шлюза №3 в Яхроме увенчаны бронзовыми изображениями каравелл Колумба. Над оформлением двух шлюзов в числе дру¬гих архитекторов работал Александр Пастернак - младший брат поэта Бориса Пастернака. Недалеко от моста Рижской железной дороги, в парке Покровское- Глебово, планировалось создать каскад фонтанов наподобие петергофских, а между их струй установить бюсты руководителей и ударников строительства, но этим планам помешала война.
Более других над созданием образа канала потрудились архитекторы Алек¬сей Рухлядев и Владимир Кринский. Им принадлежит и проект Северного речного вокзала. Строить здание начали еще до заполнения водохранилища. Кстати, вплоть до расширения границ столицы в 1960 году это была территория подмосковного города Химки.
В подробном справочнике историка архитектуры Алессандры Латур «Москва 1890-2000» читаем: «Речной вокзал, расположенный на севере Москвы, построен в классической манере, в стиле Возрождения. Ряд легких арочных сводов, сдвоенных в центре, с возвышающейся над ними башней, протянулся вдоль всего здания. Это здание оригинально, динамично, богато контраста¬ми, особенно очевидными при сравнении линейного характера сооружения с подчеркнутой вертикальностью башни, легкости, прозрачности арок и массивного объема центрального корпуса с его мощной тройной аркадой. Здание связано с пристанью широкой лестницей и окружено открытыми галереями, напоминающими палубы корабля, с внушительной башней в центре».

Путь к причалу

Вот уже 80 лет этот «двухпалубный корабль» длиной 150 метров пришвартован у пристани Химкинского водохранилища. Структура здания не так проста, как кажется на первый взгляд. К примеру, с его торцов расположены маленькие внутренние дворики-террасы с фонтанами. В северном торце фонтан украшают скульптурные изображения белых медведей, в южном фонтане резвятся дельфи¬ны. Это символизирует связь северных и южных водных путей.
И сам канал, и здание вокзала призваны были превратить Москву в порт пяти морей - Черного, Азовского, Балтийского, Каспийского, Белого. Пассажирские и грузовые суда из этих морей отправляются в Москву регулярно в период на¬вигации. Это здание также стало архитектурным прототипом для ряда речных вокзалов в городах СССР. А здесь можно увидеть редкие изображения гербов республик СССР по версии 1930-х годов, когда в Средней Азии еще действовал алфавит на основе латиницы.
Самые запоминающиеся элементы речного вокзала - широкая лестница, эта¬кий торжественный «путь к причалу», и высокий шпиль. Краеведам известно, что шпиль увенчан одной из тех звезд, которые в 1935-1937 годах украшали башни Кремля (и позже были заменены звездами из темно-красного «рубинового» стекла, более устойчивого к московскому климату). Звезда над вокзалом, инкру¬стированная уральскими самоцветами, - настоящее произведение декоративно¬го и ювелирного искусства. Удерживающий ее шпиль снабжен механизмом подъема. Изначально планировалось, что его будут выдвигать на время навигации, а с наступлением холодов опускать. Но на практике эту механику приводили в движение всего несколько раз за 80 лет - возможно, опасаясь за сохранность драгоценной звезды?
Те, кто будет рассматривать здание вокзала более детально, непременно заметят на двух фасадах вереницу майоликовых медальонов-«тарелок». Их роспись выполнила группа художников Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова под руководством всемирно известного мастера Натальи Дань¬ко. На медальонах - советские морские и речные корабли, шлюзы и мосты ново¬го канала, первый полет над Северным полюсом...
На одной из тарелок изображен Дворец советов, который в конце 1930-х пред¬полагалось возвести на месте снесенного храма Христа Спасителя. Циклопический дворец на Волхонке остался невоплощенным, а декоративные медальоны (своего рода подарок ленинградцев Москве), хоть и покрылись трещинами, со¬хранили аромат эпохи с ее грандиозными планами. Недавно искусствоведы вы¬яснили, что над тарелками с «корабельными» сюжетами работал талантливый художник-керамист Иван Ризнич, человек интересной судьбы. Сын одного из первых русских офицеров-подводников, он в юности служил на Балтийском флоте, и в 1941-м, когда враг подошел к городу на Неве, вновь надел матросский бушлат. Пройдя войну, вернулся на фарфоровый завод и создал еще немало яр¬ких жизнерадостных произведений.

От смешного до грустного

Здание Северного речного вокзала хорошо знакомо даже тем, кто никогда не бывал в Москве, не плавал на корабле по Химкинскому водохранилищу. Только что построенные канал и речной вокзал стали важнейшими «персонажами» кинокомедии Григория Александрова «Волга - Волга», одного из популярнейших фильмов предвоенного времени. Напомним, герои киноленты плывут в Москву из городка, раскинувшегося на берегу одной из рек Волжского бассейна. Съемки начались в те дни, когда пресса СССР победно сообщала о завершении строительства канала Москва - Волга и заполнении его водой.
«Воды Москвы-реки, в которых отражаются древние башни Кремля и поднявшиеся к облакам шпили высотных зданий, пришли в столицу издалека. Это - волжские воды. Народ повернул Волгу к Москве. Широкая водная дорога канала связывает столицу страны с великой русской рекой. Волжские струи омывают причалы столичного порта и гранит московских набережных», - писал один из путеводителей тех лет.
Премьера фильма состоялась 23 апреля 1938 года в кинотеатре «Ударник». Лучшую рекламу для развития речного туризма трудно было придумать. На официальном плакате кинокартины художник изобразил здание Северного речного вокзала. Его высокий шпиль с курантами и большой пятиконечной звездой служит для героев фильма своего рода «маяком», символом Москвы и метафорой Кремля. Во всех сценах, снятых на Химкинском водохранилище, это здание непременно присутствует в кадре.
Для съемок использовался один из теплоходов пассажирской флотилии, специально построенной на горьковском заводе «Красное Сормово» для туристических путешествий по каналу и по Волге. Всего было создано четыре корабля подобного класса; именно эти теплоходы первыми прошли от Волги до Москвы в мае 1937 года и пришвартовались напротив Кремля. (От той флотилии на плаву сохранился один пароход - «Максим Горький», недавно отреставрированный.)
В последние годы кадры этого веселого фильма приходилось смотреть с долей грусти: здание вокзала изрядно обветшало и уже давно нуждается в реставрации. Последнее подновление здания проводилось накануне московской Олимпиады. Многие годы Северный речной вокзал столицы стоял без ремонта и медленно разрушался. В «бесхозные»
1990-е годы злоумышленники похитили несколько скульптур из фонтанных групп. В здание был ограничен доступ, многие эле-менты оформления пострадали от вандалов. А ведь это объект культурного наследия регионального значения, включенный во многие книги по истории советской архитектуры. Его силуэт знают далеко за пределами столицы.
Да и в целом здание Северного речного вокзала - не только яркий архитектурный памятник, но и ценнейшая историческая реликвия. В нем соединились архитектура и монументальное искусство, стихии воды и земли. По этому зданию и его элементам можно изучать эволюцию строительных технологий и историю развития водного транспорта, а прилегающий к речному вокзалу парк с бюстом выдающемуся ученому-кораблестроителю А.Н. Крылову - прекрасный образец ландшафтного планирования прибрежной территории.

Возродить шедевр

Архитекторы, историки и энтузиасты-общественники уже давно били тревогу - в любой момент могло начаться разрушение здания, построенного в далекие 1930-е годы, но денег на комплексный ремонт найти не удавалось. Мешали началу работ и межведомственные барьеры, и откровенное попустительство ответственных за объект организаций. И вот теперь, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки. Компания, выигравшая конкурс на разработку проекта реставрации памятника архитектуры, обязуется в течение 11 месяцев выполнить комплексные научные исследования здания Северного речного вокзала, чтобы затем провести реставрацию фасадов и интерьеров в соответствии с их историческим обликом. Планируется также благоустройство территории, примыкающей к зданию.
Стоит добавить, что нынешний год для памятника особый - Северному (Химкинскому) вокзалу исполняется 80 лет, как и Каналу имени Москвы, архитектурные сооружения которого образуют единый ансамбль. Как отметил в одном из выступлений заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин, реставрация этого «шикарно¬го памятника архитектуры» особенно актуальна в контексте реализации проекта по развитию прибрежных территорий Москвы.
В рамках этого масштабного проекта идет благоустройство набережных, улучшается их ландшафтное оформление, создаются пешеходные и велосипедные маршруты. Немалое внимание уделяется и культурным объектам, расположенным на берегах столичных рек и водоемов. Будем надеяться, что долгожданная реставрация, доверенная опытным профессионалам, вернет шедевру советского ампира утраченные черты и высветит то, что сохранилось без потерь.