Вся Москвав одном музее

МУЗЕЙ МОСКВЫ ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ В СТОЛИЦЕ - В 2016 ГОДУ ЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ 120 ЛЕТ. ЗА ЭТО ВРЕМЯ ОН НЕСКОЛЬКО РАЗ МЕНЯЛ МЕСТО СВОЕЙ ДИСЛОКАЦИИ, НО КАЖДЫЙ РАЗ РАЗМЕЩАЛСЯ В УНИКАЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЯХ. МУЗЕЙ БЕРЕЖНО ХРАНИТ ИСТОРИЮ МОСКВЫ, СОБРАННУЮ БУКВАЛЬНО ПО КРУПИЦАМ ИЗ РАЗНЫХ СФЕР ЖИЗНИ - ИСКУССТВА, АРХИТЕКТУРЫ, БЫТА, МУЗЫКИ, КИНЕМАТОГРАФА, КАРТОГРАФИИ И МНОГОГО ДРУГОГО. ДИРЕКТОР МУЗЕЯ МОСКВЫ АЛИНА САПРЫКИНА РАССКАЗАЛА О ТОМ, КАКУЮ МИССИЮ ВЫПОЛНЯЕТ МУЗЕЙ, КАКИЕ ВЫСТАВКИ ПРОХОДЯТ В ЕГО СТЕНАХ И ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ СДЕЛАТЬ В БУДУЩЕМ 



 


БЕСЕДОВАЛА: АННА ЛЕВЧЕНКО



Алина Николаевна, история Музея Москвы уникальна - он много путешествовал, сменил несколько адресов, прежде чем оказаться в Провиантских складах...



Наш музей - один из старейших в городе. Но москвичи воспринимают его как современный и даже совсем новый, молодой. И логика в этом есть - за свою 120-летнюю историю музей не-сколько раз кардинально менялся. Это было связано как с его перемещением с одной площадки на другую, так и со сменой названия, концепции и идеологии. Но при этом музей всегда располагался в исторических зданиях - памятниках архитектуры. И всегда был всецело по¬священ Москве - а наш город в послед¬нее время очень преобразился. Началась история музея в 1896 году с Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, где на стенде Москвы была представлена экспозиция о развитии в городе науки, техники, образования. Стенд так по¬нравился публике, что Московская городская дума приняла решение создать на его основе музей в Москве, который был открыт в одной из Крестовских водонапорных башен. В «Му¬зее городского хозяйства», как он тогда назывался, был всего один сотрудник - и смотритель башен, и хранитель коллекции.



Когда музей переехал в Сухареву башню?



Это случилось в начале 1920-х годов, когда музей становится зеркалом городской жизни, которая очень быстро менялась, и нужно было регистрировать эти изменения в фотографиях, книгах, альбомах, планах, картах и предметах. Изменилось и название музея - он стал «Московским коммунальный музеем». После сноса Сухаревой башни музей вновь переезжает - на этот раз в бывшую церковь Иоанна Богослова Под Вязом на Новой площади. В 1930-х годах он становится «Музеем реконструкции и развития города», поскольку началась реализа¬ция сталинского генерального плана, когда на месте исторических кварта¬лов прокладывались новые магистра¬ли и вырастали новые дома. Открылся отдел археологии, и музей активно со¬бирал исторические артефакты, найденные в ходе раскопок, а также его коллекция пополнялась за счет даров горожан. Многие москвичи еще пом¬нят период, когда музей назывался «Музей истории Москвы».



Музей принимал личные вещи?



Да, люди - особенно во второй половине XX века - несли в наш музей предметы, связанные с городскими событиями, семейные реликвии. И сейчас в музее есть все - начиная от древнейших предметов времен неолита и первых поселений на территории Москвы и заканчивая современными вещами, которые связаны не только с историей, но и с искусством Москвы, архитектурой, инфраструктурой, культурой, образованием, транспортом. То есть с разными сторонами жизни мегаполиса, поскольку Москва за это время превратилась из небольшого городка в один из самых больших и динамично развивающихся городов мира.



Можно ли выделить основное направление, которого придерживается музей?



Я бы сказала, что наш музей в целом посвящен многообразию Москвы. Это и история, и новые технологии, люди, урбанистические процессы - все то, из чего состоит жизнь мегаполиса. Таким образом, сейчас мы пришли к названию «Музей Москвы». Вобрав в себя всю предыдущую историю, в XXI век мы вошли с пониманием, что современный музей города - это нечто большее, чем просто серия выставок. Это место презентаций городских проектов, место обще¬ния, образования, показа важных культурных инициатив, место начала чего-то нового, место консенсуса по каким-то вопросам. И мы соединяем все эти направления на нашей площадке, благо возможности позволяют. Ведь музей ни¬когда не имел такой масштабной территории, настолько со¬ответствующей его новой идее. Здесь можно показать кол¬лекцию полностью как в рамках постоянной экспозиции, так и на временных выставках.



Сколько экспонатов в коллекции музея?



Коллекция не прекращала пополняться на протяжении 120 лет. Сегодня это одна из самых масштабных и богатых музейных коллекций в городе. У нас более 1 млн единиц хранения, это самые разнообразные вещи, которые и делают наш музей особенным. Конечно, есть профильные музеи - изобразительного искусства, исторические, архитектурные, естественнонаучные, музыкальные, мемориальные, литера¬турные. А наш музей - комплексного типа, сочетает несколько профилей сразу. Наша специфика заключается в том, что мы являемся музеем города и собираем вещи, которые отражают жизнь горожан и вехи развития столи¬цы. Сюда попадают самые разнообраз¬ные экспонаты. Это и живопись, и гра¬фика, скульптура, фотографии, фильмы, музыка, предметы быта... Мы собираем все, поэтому наша коллекция уникальна, так же как и сам музей.



По какому принципу вы отбираете экспонаты для показа?



Сразу скажу, что сейчас постоянной экспозиции у музея нет. Провиантские склады, где располагается Музей Москвы, - это памятник архитектуры федерального значения, который требует реставрации и приспособления. У нас три корпуса, что позволит проводить работы поочередно, не закрываясь. Но пока мы не отреставрируем все три здания, в музее не может появиться постоянная экспозиция. А это - сердце музея, са¬мый главный музейный аттракцион, залог успеха! Она должна быть мультимедийной, современной и посещаемой. И мы го¬товы к ней концептуально, но технически это станет реально только после ремонта первого из трех корпусов. Но в этом есть и положительный момент - музейные технологии быстро развиваются, поэтому задумки обновляются, а те, что устаревают, отмирают само собой. Сегодня поя¬вилась масса нового - голограммы и движущиеся проекции, выставки со звуком, вкусом, запахом, экспозиции-спектакли, необычные мультимедийные форматы, сценарии и подходы к экскурсионным программам. Конечно, мы держим руку на пульсе, следим за технологиями, собирая все новшества воедино. Наша мечта - разместить основную экспозицию в первом корпусе, который обращен широким фасадом на Садовое кольцо, откуда будет и основной вход в музей, как и со стороны двора, то есть проход будет сквозным. Вообще весь комплекс городского музея должен быть максимально открытым, комфортным, гостеприимным. Раньше во дво¬ре располагалась парковка, а сейчас мы создаем здесь новое общественное пространство. У нас во дворе проходят вы-ставки, ярмарки, блошиные рынки, фестивали и детские ме-роприятия, концерты и даже футбольные матчи.



Что музей предлагает посетителям сегодня?



Сейчас музей живет временными выставками, которые планируются в соответствии с тематикой каждого года. 2017 год богат на юбилеи - в сентябре мы отмечаем 870-ле- тие Москвы, а ведь все доказательства удивительной истории столицы находятся в нашей коллекции. Запланировано четыре выставки, посвященные этой дате. Еще одна памятная дата - столетие революции 1917 года, событиям которой мы тоже посвятим выставку, но расскажем о повседневности того времени, о моде! Это будет совместный проект с Александром Васильевым, который предоставляет на выставку часть платьев. К столетию Юрия Любимова мы организуем выставку вместе с фондом актера, режиссера и поэта, куратором которой выступит его вдова Каталин Любимова. Это будет наш большой проект при поддержке Департамента культуры Москвы, который включит в себя интерактивные театральные постановки, встречи и другие мероприятия в городе и стране. Важное событие нынешнего года - Международный фестиваль молодежи и студентов в Сочи. Но два предыдущих проходили в Москве в 1957 и 1985 годах, поэтому мы готовим выставку, которая расскажет о тех, легендарных московских фестивалях - ведь все о них в на¬шей коллекции! Сначала выставка под названием «Три фестиваля» будет по¬казана в Москве, а потом - надеемся на поддержку организаторов актуального фестиваля - поедет и заживет в режиме реального времени в Сочи. Музей Москвы выполняет важную функцию соединения истории с сегодняшним днем, стыковки во времени, актуализации истории и презентации актуальности. Мы хотим рассказывать о нашем городе так, чтобы это было интересно сегодня, чтобы москвичи лучше понимали его и ощущали, что их место здесь, а туристы восхищались. А еще благодаря разным подходам, которые они найдут у нас, они оценят и всю необходимую информацию в одном месте. Вот почему наш слоган: «Вся Москва - в одном музее».



На каком этапе находится реконструкция помещений музея?



Можно сказать, что на начальном. Сроков окончания работ нет, поскольку они очень трудоемкие и сложные. Когда мы сюда въехали, здания Провиантских, где раньше распола¬гались гаражи армейского генштаба, находилось в плачевном состоянии. Памятник архитектуры сильно пострадал, тем более что несколько лет не был подключен к сетям... Все трубы лопнули, стекла выбиты, электрика прогнила. Инженерные коммуникации и сейчас находятся в очень плохом состоянии. Не говоря уже о пространстве - этажи до сих пор соединяют пандусы для машин - здания надо переделывать для нужд музея. Но - мы призываем к бережному отношению к памятникам архитектуры в целом, тем более это относится к своему. Комплекс необходимо привести в порядок изну¬три с учетом того, как здание выглядело изначально. Без надстроек внутри эта¬жей, без лишних прослоек, дробления на комнатушки и многого другого.



Судя по названию, когда-то здесь хранили продукты?



Совершенно верно, еще до советских гаражей, здесь хранили провиант для императорской армии: комплекс был построен в 1835 году. В том виде, как «Провиантские склады» были задуманы исторически - они, оказалось, идеально подходят для современного городского музея. Но сейчас нужно проделать большую работу, чтобы вернуть памятнику исторический облик, и встроить в него музей со всеми его особенностями. Про-ектирование начнется с инженерных сетей, а потом предстоит поэтапная ра¬бота - корпус за корпусом.



Но для хранения коллекции нужны особые условия. Как вы выходите из положения?



Условия, необходимые для хранения коллекции, мы обеспечиваем локально: в помещениях хранилища. Комплексной вентиляции и температурного режима по зданиям у нас, конечно, нет, а нужный эффект до¬стигается с помощью оборудования, которое устанавливается непосредственно в витрины. Это не самый лучший вариант, но пока мы решаем проблему таким образом. Кстати, в дальнейшем, когда Музей Москвы будет отреставрирован, коллекция бу¬дет храниться открытым способом. Для музеев с большой уникальной коллекцией - это очень модный сейчас формат полувыставки-полушоу-полухранилища.



Есть ли в коллекции музея то, что называется шедеврами?



У нас есть и Айвазовский, и коллекция акварелей Аполлинария Васнецова с исторической реконструкцией старой Москвы, созданных в 1920-х годах специально по заказу му¬зея, и много другой замечательной живописи. Скульптура и графика - еще какая графика! Вся археология Москвы хранится у нас. Есть вещи, связанные с жизнью и бытом столицы начиная с упоминания Москвы в качестве города, с XII века. Есть много редкого из XV-XVI веков: мебель, фарфор, древнейшие карты, книги, XVII-XVIII веков: одежда, интерьер, первая периодика, журналы и плакаты. XX век - есть все! Но все наши шедевры - это не шедевры изобразительно¬го искусства. Это шедевры для понимания, что такое Москва, это предметы, которые уникальны для истории Москвы.



Во время реконструкции Тверской улицы обнаружена масса интересных находок. Все они хранятся у вас?



Да. В прошлом году во время раскопок при поддержке Департамента культурного наследия Москвы мы организовали выставку «Тверская и не только», поскольку находки были обнаружены и на других улицах. Мы показали около ста самых интересных предметов, а всего их было найдено около двух тысяч. Выставка привлекла большое внимание, и во многом потому, что все происходило почти в режиме реального времени. По сути, ни один музей такого не делает. Некоторые вещи мы показывали даже без очистки, например, решетчатые окна. По одной из версий, это шехтелевские окна жилого дома на Мясницкой улице. В них осо¬бенные стекла - толстые и немного под наклоном - и очень красивая решетка. Мы ставили рядом две решетки - до обработки археологами и после - с аннотацией, как происходит обработка, какими препаратами. То есть посетители могли видеть весь процесс - от нахождения предмета в зем¬ле до поступления его в музей. Это долгая работа и археологов, и музейщиков. Нужно определить время нахождения предмета, авторство, проследить его историю, присвоить инвентаризационный номер, каталогизировать и найти место в коллекции. Тем не менее мы успели сделать все это в процессе. Самой интересной находкой был инструмент фальшивомонетчика. Он потряс всех, потому что в то время это каралось смертной казнью. Очевидно, человек, спрятавший в деревянной мостовой эту машинку, был очень смелым и отчаянным.



Сейчас сразу в трех московских музеях проходит вы¬ставка «Московская оттепель». Вы об этом договорились?



Три музея параллельно, независимо друг от друга сделали эти выставки. Наши проекты абсолютно индивидуальны, и никак друг с другом не связаны. Просто так совпало, что Музей Москвы, Третьяковская галерея и Пушкинский музей занимались этой темой параллельно и отдельно друг от друга. А когда мы узнали, что делаем одновременно очень похожие истории, решили объединиться в фестиваль. Первая выставка открылась у нас в декабре прошлого года, в феврале - выставка в Третьяковской галерее, а в марте - в Пушкинском музее. А совместный фестиваль аккуму¬лировал в себе перекрестные события, поэтические чтения, кинопоказы, образовательные программы, театральные постановки и многое другое. И наконец к нам присоединился Парк Горького, поэтому все закончится костюмированной вечеринкой в парке, что станет завершением лета и фести¬валя. Этот проект приобрел такое значение еще и потому, что впервые таким образом объединились три музея. А все вместе мы сделали тему Оттепели - как минимум главной темой весны этого года.



Почему вы решили затронуть именно эту тему?



Все очень просто - прошло ровно полвека со времени тех событий. Оттепель - это период, о котором нельзя не рас-сказать. Прошел XX съезд, выставка в Манеже, американская выставка в Сокольниках, первый московский кинофестиваль, фестиваль молодежи и студентов, открылся институт генетики, человек полетел в космос... Практически одновременно произошло много новых событий. Это действительно был глоток свежего воздуха - открылись новые кафе и магазины, появилась новая мода, музыка. В Москве строились новые жи¬лые кварталы - жизнь очень сильно изменилась. Самое время достать эти воспоминания и заново их переосмыслить. Понять, что похожего осталось у нас сейчас. Наша выставка - конспект того времени. Мы показываем этот период жизни в разных ракурсах. Это и кино, и музы¬ка, наука, быт того времени - у нас в зале стоит реконструкция интерьера типовой хрущевки, карты, архитектурные чертежи, фотографии, одежда. Наша коллекция позволяет собрать воедино все стороны жизни, и именно этой много¬гранностью мы отличились и в этой теме тоже.



Сложно ли управлять музеем, который постоянно находится в развитии?



Интересно, но непросто, учитывая, что к Музею Москвы относится еще шесть филиалов (среди них Усадьба Голицыных в Кузьминках, тоже выдающийся памятник архитектуры и тоже не реставрированный) и более 300 сотрудников. Знаете, у меня есть мечта, она же и цель - создать настоящий со¬временный и прогрессивный городской музей, достойный Москвы. Больше, чем музей - это должна быть актуальная и динамичная культурно-образовательная площадка, на кото¬рой происходит самое интересное, что есть в Москве сегодня. Проект, безусловно, амбициозный, но ведь за последнее время столько всего у нас уже появилось. Когда четыре года назад я пришла в музей в качестве директора - не было ни детского центра, ни лектория, ни кафе, ни сувенирного магазина, не только фойе, но и выставки выглядели так себе, во дворе стояла автомойка... Фестивалей в музее не про¬водилось, народ о таком музее вообще особо не слышал. А недавно, вот, мы вошли в пятерку самых посещаемых го¬родских музеев. Все, конечно, благодаря удивительной ко¬манде, которая у нас сложилась, вере моих коллег и нашей мечте о новом Музее Москвы.