Владимир Жидкин: перед нами открываются новые осязаемые перспективы

НЕДАВНО ПРИСОЕДИНЕННЫЕ К МОСКВЕ ТЕРРИТОРИИ СТАНОВЯТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ СТОЛИЦЫ. ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЖИЛЬЯ И МЕСТ ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА. НА ОЧЕРЕДИ – ПРИНЯТИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА И ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ, ЧТО ОБЕСПЕЧИТ ГРАДОСТРОИТЕЛЯМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НОВОЙ МОСКВЫ. О ДОСТИЖЕНИЯХ И ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ БЕСЕДУЕТ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ДЕПАРТАМЕНТА РАЗВИТИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ ВЛАДИМИРОМ ЖИДКИНЫМ


– Владимир Федорович, каковы итоги 2015 года? Все ли задачи по развитию присоединенных территорий решены?
– Минувший год для нашего департамента, для всего стройкомплекса, наших партнеров-инвесторов был весьма напряженным. И, стало быть, по-трудовому ударным. Обратимся к статистике: за год построено 3,032 млн кв. метров недвижимости, в том числе жилой – 2,514 млн кв. метров (площадь собственно квартир составила 1,98 млн кв. метров). Замечу, эти показатели выше результатов 2014 года. Без преувеличения скажу, что сданное жилье – современное, комфортное, красивое. Плюс качественное обустройство, транспортная инфраструктура, экология. Около 750 тыс. кв. метров, или треть всех объемов, – это малоэтажное и индивидуальное жилье, что является трендом для новых территорий.
Не может не радовать тот факт, что в 2015 году объемы строительства объектов социального назначения не только не снизились, но даже выросли. Мэр Москвы еще три года назад поставил задачу развивать социальную инфраструктуру новых территорий темпами, опережающими строительство жилья. Семья, переехавшая в ТиНАО, должна сразу видеть в своем дворе или рядом с ним школу, детский сад, поликлинику. Эта установка выполняется. За год на новых территориях сдано 17 социальных объектов. В их числе – 11 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на 2260 мест, причем 9 из них построено за счет инвесторов. Построено и введено пять школ на 3474 учащихся (четыре – за счет инвестора). В п. Десеновское, ЖК «Новые Ватутинки», введена поликлиника на 550 посещений в смену, что обеспечит качественное медицинское обслуживание населения.
Подытоживая, скажу, что в 2015 году социальных объектов введено больше, чем за три предыдущих. Это хороший результат. Хочу успокоить новоселов, которых волнует, смогут ли они устроить свое чадо в детский сад. Острого недостатка мест в детских садах и школах, который годами существовал в мегаполисе, в Новой Москве удалось избежать, а с вводом новых ДОУ в ближайшие годы такой проблемы в ТиНАО вообще не будет. Как, впрочем, и с другими социальными объектами.
Минувший год отмечен и рядом других, не побоюсь этого слова, значимых достижений. Во-первых, мы утвердили территориальные схемы развития ТиНАО: первая очередь – до 2025 года и расчетный срок – 2026–2035 годы. Этот документ станет важной составляющей Генерального плана развития Москвы в целом. Само утверждение территориальных схем развития позволяет говорить, что масштабный проект реализуется успешно. Сергей Семенович Собянин поручил до 1 июля 2016 года утвердить Генеральный план развития и Правила землепользования и застройки. Параллельно с этим мы разрабатываем проекты планировок и еженедельно выносим их на рассмотрение градостроительно-земельной комиссии. Таким образом, перед нами открываются вполне конкретные, осязаемые планы. Как первоочередные, так и долгосрочные.

– Если говорить о транспортном развитии, какое значение имеет открытие первых станций метро в Новой Москве?
– Это событие трудно переоценить. Вспомним, на какой срок строительства и ввода станций метрополитена рассчитывали в свое время жители-новоселы Митино, Бутово и других районов-новостроек. В лучшем случае, ожидания ограничивались десятком лет. И вспомним, когда началось развитие присоединенных территорий – прошло менее четырех лет.
199-я станция столичной подземки «Румянцево» располагается за МКАД по Киевскому шоссе на территории, прилегающей к бизнес-парку «Румянцево». Помимо оценок официальных я ознакомился с мнениями граждан Москвы по поводу этого события в соцсетях. В них – радость, восхищение, благодарность городу и метростроевцам. Еще бы, удобно, комфортно, красиво, да и время экономится.
Открывая станцию «Румянцево», заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин отметил, что благодаря двум новым станциям метро «Румянцево» и «Саларьево» на 20% улучшится транспортная ситуация в юго-западном секторе города: разгрузится станция «Юго-Западная» и прилегающие дороги, уменьшится вероятность возникновения заторов на Киевском шоссе у МКАД и Ленинском проспекте. Как отмечают специалисты по недвижимости, приход метро в Новую Москву уже обеспечил повышение спроса на жилье.
На базе 200-й станции метро «Саларьево» инвестор создает крупный капитальный транспортно-пересадочный узел. На плоскостной парковке можно будет оставить личный автомобиль и пересесть на метро, чтобы добраться до основной территории столицы. Здесь же будут организованы маршруты наземного транспорта, который будет приходить с Киевского и Калужского шоссе, Солнцево и расположенных поблизости населенных пунктов. Уверен, что пассажиропоток будет достаточно большим. При этом строительство ТПУ не помешает работе метро, маршруток и автобусов. Кстати, недалеко от метро уже созданы рабочие места. Префектура округов готовит новые пешеходные маршруты от населенных пунктов до станций метро «Румянцево» и «Саларьево».

– Как идут работы по реконструкции Калужского шоссе и строительство других дорог?
– Первый этап реконструкции Калужского шоссе, который реализует департамент строительства, завершится в конце года. Обновленная 10-полосная магистраль станет основной автомобильной хордой Новой Москвы. Эти работы – только часть комплексной программы, поскольку нужно не только продолжать дорожное строительство, но и развивать инфраструктуру в целом.
Наш департамент тоже строит здесь дороги. Например, жители Коммунарки и прилегающих поселений, безусловно, уже ощутили, что добраться до социальных объектов Южного Бутова, а также станций метро, стало намного быстрее и проще. Раньше нужно было вначале доехать до Калужского шоссе, где велика была вероятность попасть в пробку, а теперь дорога стала короче и, конечно, свободнее. И еще одна немаловажная деталь – вдоль магистрали построены комфортные тротуары. Горожане теперь гуляют по освещенным и безопасным пешеходным зонам. В настоящее время возводим очень важные магистрали: дорогу Солнцево – Бутово – Видное и трассу от Троицка до Минского шоссе. Приступили и к созданию поперечной связки между Калужским и Московским шоссе.

– Сколько рабочих мест уже создано в Новой Москве и каковы планы на 2016 год?
– За последние 3,5 года количество рабочих мест в ТиНАО удвоилось. На момент присоединения к Москве здесь было 84 тыс. рабочих мест, сейчас – 164 тыс., а в перспективе предполагается около миллиона. За это время и население округов увеличилось на 100 тыс. человек, а им нужна работа рядом с домом. Сейчас на первых этажах новых жилых зданий размещаются магазины, салоны красоты, объекты бытового обслуживания, где могут работать жители. Рабочие места обеспечивают и современные социальные объекты.
В реализации этой программы активно участвуют инвесторы. Очень важный показатель минувшего года – рост объемов сдачи коммерческой недвижимости. Он составил 600 тыс. кв. метров, из которых 400 тыс. кв. метров – производственные помещения, 120 тыс. – социальная инфраструктура, 66 тыс. – офисы и магазины. Самыми крупными объектами считаются торговый центр в Пыхтино, торгово-развлекательный центр «Рио» в Румянцево, складской комплекс в деревне Ивановское, бизнес-центр «К2» в деревне Николо-Хованское и деловой центр «Газтехнопарк» в поселке Газопровод.
В рейтинге строительных компаний можно увидеть многие компании, работающие на территории ТиНАО. Причем новые школы и больницы, детские сады, поликлиники и места приложения труда они рассматривают как обязательные объекты, объемы строительства которых в прошедшем году не только не снизились, но даже выросли. В целом хочу отметить, что инвесторы активно возводят школы и детсады в новых жилых микрорайонах.

– Но сохранить темпы и объемы строительства объектов социального назначения было бы невозможно без бюджетного финансирования?
– Безусловно. Мэр Москвы поручил активизировать развитие социальной инфраструктуры на новых территориях именно за счет столичного бюджета. В 2016 году строительство не менее десяти социально значимых объектов в ТиНАО будет профинансировано в рамках реализации АИП. Планируется построить и ввести в эксплуатацию два объекта здравоохранения: детско-взрослую поликлинику на 320 посещений в смену в поселке Воскресенское и подстанцию «Скорой помощи» на 10 машино-мест в Троицке. Помимо этого будут открыты три детских сада: на 125 мест в поселке ЛМС (поселение Вороновское), на 250 мест – в поселке Воскресенское, на 225 мест – в селе Былово (поселение Краснопахорское).
По программе «Безопасный город» бюджет Москвы финансирует строительство трех пожарных депо в ТиНАО: в поселке Михайлово-Ярцевское (на 4 машино-места), в поселке Клёновское (на 4 машино-места), в поселке Киевский (на 6 машино-мест). В список социально значимых объектов также включены четыре подъездные дороги к детским садам и пожарным депо.
Несмотря на определенные экономические трудности, темпы развития новых территорий мы снижать не намерены. В 2016 году предстоит утвердить Генплан и проекты планировок Новой Москвы, чтобы в дальнейшем прокладывать современные сети, строить дома и дороги. Мы уже приступили к созданию нового водовода, линий электропередачи, которые, например, будут обеспечивать электроэнергией административно-деловой центр «Коммунарка». АИП на 2016 год у нас вдвое выше, нежели в предыдущем. Вместо 10 млрд руб. получим 20 млрд руб. на развитие инфраструктуры. Объектов много, и из кабинетов их смотреть не придется – решать вопросы будем на местах.