Марат Хуснуллин: «У Москвы колоссальный потенциал»

ТРИ ГОДА НАЗАД ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ РЕЗКО ИЗМЕНИЛИ ВЕКТОР ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И С ТЕХ ПОР ПРОДОЛЖАЮТ ДВИГАТЬСЯ ПО НАМЕЧЕННОМУ ПУТИ. СФОРМИРОВАНА АМБИЦИОЗНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОГРАММА, УТВЕРЖДЕНЫ ПАРАМЕТРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗАКОНЧЕНА РАБОТА С ИНВЕСТКОНТРАКТАМИ В РАМКАХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНО-ЗЕМЕЛЬНОЙ КОМИССИИ (ГЗК). НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ - ВЫПОЛНЕНИЕ НАМЕЧЕННЫХ ПЛАНОВ И СТРОИТЕЛЬСТВО НЕ МЕНЕЕ 8,5 МЛН КВ. МЕТРОВ НЕДВИЖИМОСТИ ЕЖЕГОДНО. О ТОМ, КАК ИДЕТ ЭТА РАБОТА, В ИНТЕРВЬЮ «СТОЛИЧНОМУ СТИЛЮ» РАССКАЗАЛ ГЛАВА СТОЛИЧНОГО СТРОЙКОМПЛЕКСА МАРАТ ХУСНУЛЛИН.


– Марат Шакирзянович, год уже подходит к концу, можно подвести предварительные итоги. Что, на ваш взгляд, было самым важным в работе стройкомплекса?

– Если говорить о градостроительной политике, то в этом году в целом завершена работа по разработке территориальных схем Троицкого и Новомосковского округов, определены точки экономического роста в ТиНАО и на периферии, в частности, Мосрентген, Рублево-Архангельское, Сколково, Молжанино-во и др., практически сформирован транспортный каркас присоединенных территорий. Завершается разработка норм и правил градостроительного проектирования и продолжается работа по актуализации Генерального плана развития

Москвы. Думаю, в ближайшее время мы с коллегами из Московской области, которые разрабатывают аналогичный документ на свою территорию, синхронизируем сроки, чтобы одномоментно получить сбалансированный план развития Московской агломерации.

– В прошлом году вы критиковали Москомархитектуру за низкие темпы выпуска проектов планировок. Удалось наладить эту работу?

– В целом за этот год показатели улучшились. До конца года должны быть выпущены 178 проектов планировок. Из них 124 уже рассмотрены на Градостроительно-земельной комиссии, по 75 приняты решения на общий объем застройки 14,5 млн кв. метров. Могу отметить, что градостроительные решения проработаны по всем стратегически важным для города территориям. Все они находятся в стадии согласования или утверждения. В октябре были утверждены проекты планировок по пяти крупным территориям: ЗИЛ, Лужники, многофункциональная зона 16 в Нагатинском Затоне, территория района Измайлово, территория городской клинической больницы №7. Только их общий потенциал застройки составляет около 6 млн кв. метров.

– А по линейным объектам?

– В работе находятся 88 проектов планировок линейных объектов; 28 из них утверждены. На объекты дорожно-мостового строительства выдано более 200 ГПЗУ и более тысячи на другие объекты недвижимости общей площадью более 14 млн кв. метров. Кроме того, разработаны планировочные решения по 42 транспортно-пересадочным узлам.

– Есть уверенность, что эти и другие проекты будут реализованы? Сейчас много говорят о снижении деловой активности в связи с экономическим спадом и сложной конъюнктурой на мировых рынках?

– У Москвы колоссальный потенциал, которым не могут похвастать другие мегаполисы мира. Несмотря на неблагоприятные прогнозы по мировой конъюнктуре, при определенных организационных и законодательных мероприятиях мы постараемся объемы строительства не снижать. Если посмотреть динамику последних лет, то она все время идет на повышение.

– Недавно городские власти анонсировали начало нового масштабного проекта – Москва-река. Какие цели он преследует?

– Это большой амбициозный проект, в который решено включить 80 км самой реки и свыше 10 тыс. га примыкающих территорий. В целом его реализация затронет 10% всей площади города. Москву-реку необходимо превратить в визитную карточку нашего города. А для этого -благоустроить набережные, провести реорганизацию соседних коммунальных и промышленных зон, улучшить взаимодействие с рекой расположенных на ее берегах исторических и культурных доминант, организовать пешеходные и велосипедные маршруты. На ГЗК было принято решение о разработке Концепции градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Сейчас мы занимаемся сбором, систематизацией и анализом исходных данных, на основании которых будет разрабатываться техническое задание для международного конкурса.

– Концепция будет учитывать использование самой реки в качестве транспортной артерии?

– Исторически так сложилось, что Москва-река слабо используется для грузоперевозок, и в перспективе их долю увеличивать не планируется. В первую очередь здесь должно развиваться пассажирское движение -на прогулочных катерах с рекреационными целями и на водных такси по удобным для пассажиров маршрутам. А вот дебаркадерам на реке не место: причальные стенки должны быть свободны, чтобы суда могли швартоваться и высаживать пассажиров. Когда там стоят дебаркадеры, это все равно что посреди дороги строить торговый комплекс или ресторан.

– Основным потенциалом развития Москвы внутри ее прежних границ являются промзоны. Вы уже упомянули про проект планировки ЗИЛа, а что с другими производственными территориями? Есть какие-то подвижки?

– Могу сказать, что работа с про-мзонами активизировалась. Причем из бумажной стадии мы уже выходим в стройку. С начала года приняты решения о разработке проектов планировки по 18 территориям, что даст нам реорганизацию 1200 га. Общий потенциал строительства на этих территориях – 13 млн кв. метров недвижимости. По уже разработанным проектам планировок выданы ГПЗУ на 4 млн кв. метров. Чтобы инвесторы не затягивали со строительством, мы к каждому проекту планировки делаем план реализации, в котором четко прописываются обязательства города и инвестора по срокам. Обязательства города -как правило, это строительство объектов транспортной инфраструктуры – должны быть предусмотрены в Адресной инвестиционной программе. План реализации позволит избежать долгостроев, поскольку дает нам четкое представление о том, в какие сроки будут построены те объекты недвижимости, которые мы запланировали.

– Адресная инвестиционная программа, как известно, является основным источником финансирования городских строек. Как изменились ее параметры в связи с прогнозируемыми экономическими трудностями?

– Москва может позволить себе принять бюджет развития: в 20132016 годах на реализацию Адресной инвестиционной программы планируется направить более 1,5 трлн руб. Из этой суммы 1,4 трлн руб. приходится на долю стройкомплекса. В период реализации программы будут строиться 1397 объектов, из которых 1173, или 84%, должны быть сданы в эксплуатацию в течение трех лет.

– Приоритеты остаются прежними?

– В первую очередь программа сориентирована на развитие транспортной инфраструктуры: это 66,4% всего объема финансирования, или 1,13 трлн руб. При этом нам удалось сохранить обязательства перед москвичами по расширению строительства социальных объектов. Программу ликвидации домов первого периода индустриального домостроения планируется в основном завершить в 2015 году, только 42 дома останутся на 2016-й. За три года будут построены 50 медицинских объектов, 88 детских садов, 49 школ и 34 спортивных сооружения.

– Бюджет транспортного строительства превышает 1 трлн руб. Навзгляд обывателя, это гигантская сумма. На что пойдут эти деньги?

– В течение трех лет будет завершена реконструкция основных вы-летных магистралей столицы: все работы уже синхронизированы с их продолжением на территории Московской области. Будут формироваться Северо-Западное и СевероВосточное хордовые направления, а также объединяющая их в единую транспортную систему Южная рокада. Кроме того, предстоит большая работа по созданию поперечных связей между соседними территориями за счет строительства и реконструкции переездов, переходов и путепроводов через пути железной дороги. Планируется завершить реконструкцию основных развязок на МКАД и отдельных участков кольцевой магистрали, а на присоединенных территориях – приступить к работам на Калужском шоссе и на магистрали Солнцево – Бутово -Видное.

– Планы развития метро еще более грандиозны?

– За эти годы завершится продление Люблинско-Дмитровской линии до станции «Селигерская»; Замоскворецкой ветки – до станции «Улица Дыбенко»; Калининско-Солнцевской – до Раменок. На юго-востоке Таган-ско-Краснопресненской линии откроется станция «Котельники», а на северо-западе – «Спартак». Уже в следующем году метро придет в «новую» Москву: это будет участок Сокольнической линии со станциями «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево». Кроме того, будет построена Кожуховская ветка от Авиамоторной до Некрасовки и начнутся работы на всех площадках Третьего пересадочного контура (ТПК), общая протяженность которого, напомню, составит более 50 км. Первый участок – от «Нижней Масловки» до «Делового Центра» – должен быть введен в эксплуатацию в 2015 году. Следом мы завершим участки от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной» и от «Хорошевской» до «Кунцевской».

Такими темпами метро в Москве не строилось никогда. Напомню, что параллельно с развитием метрополитена должны быть проведены основные работы по модернизации Московской кольцевой железной дороги (МК МЖД), которая будет интегрирована в систему городского общественного транспорта и даст импульс развитию прилегающих территорий. На МК МЖД запроектировано 21 пересечение с подземкой и направлениями железных дорог.

– А за границы МКАД метро вести не планируется?

– Тянуть линии метро дальше в область – это экономически нецелесообразно. Если строить новую ветку, тогда есть смысл, но это очень дорого. Поэтому сегодня мы видим основной потенциал в железной дороге. Уже принята и согласована со всеми заинтересованными сторонами программа строительства дополнительных главных путей на пяти железнодорожных направлениях с наибольшим пассажиропотоком: Савеловское, Смоленское, Павелецкое, Казанское направления и Октябрьская железная дорога. Главная цель реконструкции заключается в том, чтобы электрички курсировали в режиме наземного метро, подвозя пассажиров к крупным транс-портно-пересадочным узлам, через которые будет обеспечена связь с линиями городской подземки и маршрутами общественного транспорта. Правительство Москвы выделяет на эти цели 47 млрд руб. Кроме того, в бюджет заложены по 10 млрд руб. в течение трех лет на подводящую инфраструктуру.

– А правда ли, что к строительству метро начали привлекать зарубежных строителей?

– В Москве сформирована самая масштабная городская программа по развитию метрополитена. Больше строят только китайцы, но их проекты охватывают три города, где живет порядка 45 млн человек. К строительству Солнцевской ветки мы привлекли коллег из Белоруссии, Украины и Азербайджана. Все они имеют большой опыт метростроения у себя на родине и в других странах СНГ, поэтому рассчитываем, что первый блин не выйдет комом, и мы сможем ускорить строительство линии, которую давно уже ждут жители Солнцево и Ново-Переделкино.

– С 1 января начинает действовать закон о контрактной системе госзакупок. Московский стройком-плекс готов к нововведениям?

– Мы активно занимаемся этим вопросом   с минэкономразвития.

В основном наши пожелания были учтены. Мы считаем, что при определении победителя конкурса основным должно быть качество предлагаемых поставщиком услуг, а не их стоимость. Качество – это очень сложный критерий, который включает целый набор показателей: опыт строительства аналогичных сооружений, наличие собственной материально-технической базы, уровень подготовки документации, наличие построенных объектов за предыдущий период и т.д. Если при принятии решения, доля этого критерия будет составлять 60%, мы можем быть уверены, что городу не придется иметь дело с фирмами-однодневками и потом разбираться с созданными ими долго-строями.