Андрей Белюченко: опыт Москвы – на благо всей России!

ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АРХИТЕКТУРЫ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АНДРЕЙ БЕЛЮЧЕНКО РАССКАЗАЛ КОРРЕСПОНДЕНТУ «СТОЛИЧНОГО СТИЛЯ» О ПЛОДОТВОРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ВЕДОМСТВА С КОМПЛЕКСОМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ


– Андрей Владимирович, спецвыпуск «Созидатели» журнала «Столичный стиль» посвящен тем, кто формирует архитектурный облик Москвы, строит, созидает, преображает столицу. Как директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России, что вы можете сказать о сегодняшнем дне строительного комплекса Москвы? Участвуете ли вы лично в процессах, непосредственно влияющих на столичное градостроительство?
– Эта тема, безусловно, мне очень близка, причем сразу по нескольким причинам. Прежде всего, Москва – город, в котором я родился и который очень люблю. Поэтому не могу оставаться равнодушным к внешнему облику родного города, уровню его благоустроенности, комфортности проживания, перспективам развития и роста. Кроме того, я сам достаточно долгое время трудился в команде столичных строителей, возглавлял инвестиционно-строительные компании, Управление гражданского строительства при правительстве Москвы, в силу чего хорошо знаю специфику этой непростой работы, проблематику ведения строительства в крупнейшем мегаполисе России. Когда у тебя за плечами опыт реализации проектов по строительству жилых микрорайонов, школ, детских садов, спортивных комплексов и прочих разнопрофильных многофункциональных объектов, происходящие
в строительном секторе столицы перемены не могут оставаться незамеченными, чувство сопричастности все равно остается.
И, наконец, третья причина, объясняющая интерес
к стройкомплексу Москвы, – моя нынешняя трудовая деятельность в Минстрое России, руководство департаментом, в компетенции которого ряд направлений, определяющих правила игры на градостроительном поле, государственное регулирование в строительной отрасли. Это подготовка Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года, нормативно-техническое регулирование, строительные материалы, ведение реестра типовой проектной документации и создание нормативной базы для ее применения, внедрение технологий информационного моделирования в процессы проектирования и строительства, взаимодействие с СРО и нацобъединениями, инновации в строительном секторе, подготовка кадров и т.д. По большинству позиций имеются общие темы для взаимодействия с правительством Москвы, департаментом градостроительной политики Москвы, Москомэкспертизой, Москомархитектурой и прочими профильными субъектовыми институтами.

– В чем заключается такое взаимодействие? Минстрой диктует всем этим уважаемым ведомствам и организациям, чем и как они должны заниматься?
– Отнюдь, мы скорее партнеры. Например, после прошлогодней встречи главы минстроя Михаила Меня
с мэром Москвы Сергеем Собяниным создана совместная экспертная рабочая группа Минстроя России и правительства Москвы по вопросу интеграции сметно-нормативных баз в строительстве на единой платформе. Сообща, с привлечением представителей профессионального сообщества ведется межведомственная проработка вопросов технического регулирования в строительстве, гармонизации нормативных документов и устранения избыточных требований. Минстрой России разрабатывает многие законопроекты с учетом позиции градостроительного комплекса Москвы.
Хочу особенно отметить помощь со стороны Москомэкспертизы, которая активно включилась в совместную работу по внедрению технологий информационного моделирования (BIM), проводит экспертизу отобранных пилотных проектов, составляет рекомендации и дает экспертные заключения по оптимизации переходного процесса.
Инновационные технологии и материалы, которые можно применять в современном строительстве, пополняют московский реестр инновационных технологий и технических решений. Представленные в нем позиции позволяют участникам рынка существенно модернизировать многие строительные процессы, оказывают положительный эффект в решении вопросов импортозамещения в отечественной строительной отрасли.

– Как вы оцениваете темпы жилищного строительства в Москве? В чем, на ваш взгляд, преимущества или, наоборот, недостатки системы столичного градостроения?
– Безусловно, мы хорошо информированы об удачном опыте Москвы на рынке жилищного домостроения. В столичном регионе в 2015 году введен рекордный объем жилья – почти
3,9 млн кв. метров, обеспечить такие показатели во многом удалось за счет развития территорий бывших промышленных зон. Почему бы и другим территориям не перенять способы реновации промзон, модернизации ДСК, которые уже успешно применены на практике? Да и сам подход к жилому строительству
в Москве особенный, комплексная застройка обязательно предусматривает строительство в жилых кварталах всей необходимой социальной, досуговой и транспортной инфраструктуры, не упуская из вида и эстетическую составляющую привлекательности зданий, благоустройство дворовых территорий.
Причем за прошлый год одних только социальных объектов в столице построено в общей сложности 70: новых школ, детских садов, спортивных комплексов. Можно такой подход к строительству и такие темпы считать достойным примером для других регионов? Конечно, и мы так считаем! Даже с учетом разницы в бюджетных доходах, любой город, не имеющий статуса столицы, любой другой населенный пункт может уделять больше внимания вопросам территориального планирования, Градостроительному плану, строить недостающие соцобъекты, была бы цель!

– Как Минстрой России в силу своей компетенции и полномочий может помочь в этом регионам, городам, бюджеты которых нередко дотационные, дефицитные?
– Для того чтобы удешевить процедуры проектирования и исключить повторные траты бюджетных средств на одни и те же проекты, Минстрой России активно работает над созданием банка экономически эффективной типовой проектной документации по объектам капитального строительства. Сейчас мы создаем удобные выгодные условия для использования субъектами типовой проектной документации из реестра Минстроя России, что в конечном итоге значительно снижает стоимость капитального строительства, которое ведется за счет бюджетных средств или на условиях софинансирования, сокращает его сроки.
Сегодня в нашем реестре уже свыше 220 объектов капитального строительства, проектная документация на которые предоставлена самыми разными регионами нашей большой страны, что позволяет отбирать в реестр проекты, рассчитанные на разные климатические зоны, учитывающие такие понятия, как сейсмостойкость, амплитуда среднегодовых температур, влажность и прочие важные факторы, характерные для той или иной местности. Среди отобранных проектов – школы, детсады, поликлиники, спортивные объекты, жилые дома и прочие. В Москве,
к слову сказать, сейчас ведется строительство семи детских садов именно по типовым проектам. Применение типовых проектов снижает стоимость проектирования и экспертизы в 1,5–2 раза, что экономически выгодно любому распорядителю бюджетных средств.
Возвращаясь к деятельности столичного градостроительного комплекса, хочу отметить еще одно направление – очень хорошими темпами в Москве отличается начатая в 2013 году работа по переводу государственных услуг в сфере строительства в электронный вид. В 2015 году уже около 70% всех заявок на госуслуги в строительной сфере Москвы были оформлены в электронном виде.
ИАС УГД – система автоматизации процессов, обеспечивающих управление градостроительной деятельностью в столице, максимально адаптирована к бизнес-процессам стройкомплекса Москвы, позволяет в онлайн-режиме наблюдать за строительством объектов, содержит структурированную информацию о застраиваемых территориях, реестровые данные объектов капитального строительства, справочную и нормативную базы. Это тот именно формат, который рано или поздно должен появиться в каждом субъекте РФ. Когда все они будут вооружены своими автоматизированными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), тогда Минстрою России удастся выстроить по-настоящему эффективную единую систему межведомственного и межсубъектового взаимодействия всех участников строительного комплекса России, экспертизы, надзорных органов, Росреестра и прочих. Мы к этому сейчас стремимся!

– Какие совместные мероприятия проводят Минстрой России и правительство Москвы?
– В феврале 2016 года под эгидой Минстроя России прошел юбилейный V Российский инвестиционно-строительный форум, в рамках которого состоялся целый ряд сессий и круглых столов, организованных стройкомплексом Москвы. Кроме того, на РИСФ была представлена масштабная выставочная экспозиция, ключевой темой которой стала презентационная зона Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы: проекты лучших достижений стройкомплекса Москвы за последние пять лет, развития прибрежных зон Москвы-реки, ТПУ, реновации промзон, сохранения объектов культурного наследия, внедрения ИАС УГД.
Подготовка к проведению весной 2016 года предстоящего заседания Государственного совета РФ по вопросу
«О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в РФ» является еще одним общим приоритетным направлением нашей деятельности. Так что, как видите, у Минстроя России и правительства Москвы, ее строительного комплекса много общего!