Духовная энергия Афона

В ЭТОМ ГОДУ РОССИЯ И ГРЕЦИЯ ОТМЕЧАЮТ 1000-ЛЕТИЕ ПРИСУТСТВИЯ РУССКОГО МОНАШЕСТВА НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН. ПРАЗДНОВАНИЕ ЮБИЛЕЯ ИНИЦИИРОВАНО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ, ПОДДЕРЖАНО ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ ОБЕИХ СТРАН И ОБЕЩАЕТ СТАТЬ ЗНАКОВЫМ СОБЫТИЕМ 2016 ГОДА, ОБЪЯВЛЕННОГО ГОДОМ РОССИИ В ГРЕЦИИ И ГОДОМ ГРЕЦИИ В РОССИИ. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЙДУТ В МОСКВЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, АФИНАХ, САЛОНИКАХ И ДРУГИХ ГОРОДАХ, А ОСНОВНЫЕ ТОРЖЕСТВА ЗАПЛАНИРОВАНЫ НА СЕНТЯБРЬ 



 


Святая Гора Афон – место паломничества и хранения традиций православия – находится на одном из полуостровов Халкидики. Автономное монашеское государство Святой Горы – это самоуправляемое сообщество, включающее двадцать православных монастырей. Оно имеет свой Устав, признанный правительством Греции, и представительство
в парламенте. Высшим законодательным и судебным органом монастырского управления Святой Горы является Чрезвычайное собрание, в которое входят настоятели всех монастырей. Исполнительная власть принадлежит Священному Киноту и Священной Эпистасии.
На Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах, а время определяется по византийским часам, то есть отсчет начинается с заката солнца, когда стрелку на башенных часах ставят на полночь. Поэтому и длина «афонского дня», проводимого в трудах и молитвах, зависит от времени года. И только
в Иверском монастыре жизнь строится по халдейской системе – начиная с восхода солнца. Мерой пути на Афоне служат молитвы, точнее их количество, которое успеваешь произнести по дороге.

Благословение Святой Горы

Пребывание русских монахов на Афоне относится к древнейшему периоду в истории Святой Горы. Свидетельством тому является тот факт, что под одним из актов Великой Лавры 1016 года стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». Согласно «Повести временных лет», в 1051 году Святую Гору посетил преподобный Антоний Печерский, где и принял постриг. Как повествует его житие, игумен получил внушение от Бога: «Иди обратно в русскую землю, – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой Горы!».
Первый русский монастырь на Афоне – обитель «Древоделя» (современный Ксилургу) – был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. А в 1169 году русской монашеской общине по просьбе ее настоятеля Лаврентия был передан на все последующие времена пришедший в упадок монастырь, возникший в конце X века и освященный во имя великомученика Пантелеимона, который и стал основной русской обителью на Афоне.
На рубеже XV–XVI веков были установлены официальные отношения между Пантелеимоновым монастырем и великими московскими князьями. Русские государи жертвовали богатую милостыню в афонские обители, из которых получали
в качестве даров святыни. В XVII веке в Москву с Афона были привезены копии чудотворных святогорских икон Божией Матери – Иверской «Портаитиссы» (Вратарницы) и Хиландарской «Троеручицы», выполненные в размер оригинала.
XVIII век стал временем упадка монашеской жизни на Святой Горе, причиной чему были русско-турецкие войны. С прекращением приезда братии из России в Пантелеимоновой обители начали преобладать греческие монахи, но из-за тяжелого экономического положения они оставили монастырь и переселились в прибрежную келлию в честь Воскресения Христова. Здесь был основан новый монастырь великомученика Пантелеимона, унаследовавший права и имущество более древнего, который получил название Старый Русик.
В начале XIX века афонский Протат предложил Константинопольскому Патриарху исключить Русик по причине его бедности из числа святогорских монастырей, а принадлежавшие ему земли продать другим греческим монастырям. Однако Патриарх Каллиник V отказался закрыть обитель и особой грамотой (1803) предписал восстановить Пантелеимонов монастырь, и уже в 1814 году было начато строительство собора великомученика Пантелеимона, келлий
и других зданий. После поражения Турции в войне с Россией турецкие войска оставили Афон, и с 1830 года русские снова начали беспрепятственно приезжать на Святую Гору и принимать монашество.

Время расцвета и упадка

В 1840 году духовником русской братии был назначен отец Иероним, благодаря которому произошел невиданный ранее расцвет Пантелеимонова монастыря и упрочение положения русских на Святой Горе. В 1885 году в Русской обители собралось более 800 иноков, был полностью выплачен монастырский долг в 800 тыс. пиастров (100 тыс. руб.), восстановлены монастырские постройки, возобновлены
и снабжены церковной утварью храмы и параклисы (часовни и приделы храмов в честь Похвалы Пресвятой Богородицы), расписан и снабжен иконостасом Пантелеимоновский собор, построены новые соборные храмы во имя святителя Митрофана Воронежского и Покрова Пресвятой Богородицы, придельный Покровскому Александро-Невский храм, Покровский братский корпус, хозяйственные помещения
и мастерские, расширена и расписана трапезная. Начали действовать типография, литографическая мастерская, иконописная школа, позднее – фотомастерская.
Монастырь оказывал помощь духовным учреждениям, благотворительным и учебным заведениям в разных странах, а население Македонии получало помощь продовольствием. Обитель щедро помогала деньгами и продуктами неимущим афонцам других национальностей. К началу XX века эти суммы ежегодно достигали 40 тыс. руб., не считая раздачи хлеба.
Число русских иноков, не имевших своих келлий и калив и живших только подаяниями Пантелеимонова монастыря, составляло около тысячи человек. Для поселения неимущих русских по благословению отца Иеронима в 1882 году был основан скит Новая Фиваида. На средства обители там построили собор во имя всех Афонских святых и в честь Вознесения Господня.
Пантелеимонова обитель, имея своего представителя (антипросопа) в афонском киноте, использовала свой голос в защиту интересов всех русских на Афоне. Для оказания помощи бедным русским келлиотам, ведения миссионерской деятельности в 1896 году было основано Братство русских обителей (келлий), поддержанное правительством России. Русские афонцы жили по преимуществу в общежительных монастырях, скитах и келлиях, строгих отшельников было немного. Из России постоянно поступали щедрые пожертвования, а некоторые из благотворителей, посетив Афон, принимали в монастыре постриг.
К 1910-м годам в Пантелеимоновом монастыре насчитывалось более 1900 человек (с насельниками Новой Фиваиды), в Андреевском скиту – около 500, в Ильинском скиту – около 300 человек. Русским келлиотам (около 1200 человек) принадлежало свыше семидесяти афонских келлий, в некоторых из которых проживало по общежительному уставу 70–100 человек.
Пантелеимонов монастырь являлся бытовой и научной базой для многочисленных российских ученых-гуманитариев, как духовных, так и светских, исследовавших культурные сокровища Афона. Монастырская библиотека, для которой в 1910 году впервые на Афоне было построено отдельное двухэтажное здание, превратилась в одно из крупнейших книжных собраний на Святой Горе. Чрезвычайно активной была внешняя деятельность обители: открылись подворья в Константинополе, Москве, Одессе, Таганроге, Ростове-на-Дону, началось строительство Ново-Афонского монастыря на Кавказе и его подворья в Санкт-Петербурге…
В 1917 году русские афонцы оказались полностью отрезаны от России, поступление средств и пополнение братии прекратилось. В начале 1920-х годов Пантелеимонов монастырь лишился всех своих подворий в России, братия была разогнана
и не получила разрешения вернуться на Афон. Испытывая значительные материальные затруднения, Пантелеимонова обитель была вынуждена продавать церковную утварь, облачения, иконы, хозяйственный инвентарь. Из-за скудости во всем и частых болезней ежегодно умирали до 50 человек. Пришли
в упадок монастырские мастерские и промыслы, созданные для обслуживания паломников, были проданы принадлежавшие монастырю суда, а также часть греческого собрания рукописей монастырской библиотеки. Гонения на Русскую церковь не позволяли уделять должное внимание зарубежным святыням, однако уже на Поместном Соборе 1917–1918 годов прозвучала тревога за судьбу русских святогорцев.
Тем временем число русских иноков на Афоне продолжало сокращаться и в 1920–1945 годах составляло около 500 человек. В 1945 году настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иустин направил на имя Патриарха Московского Алексия I послание с просьбой принять русских святогорцев под свое духовное покровительство.
С этого времени началась борьба РПЦ за сохранение русского присутствия на Афоне. Не вторгаясь в область суверенного администрирования Греции, РПЦ неоднократно указывала на самобытное положение иноков разных национальностей на Святой Горе, на исторически складывавшиеся льготы для афонских монастырей, ходатайствовала о доступе в обители всех стремящихся к иночеству, а также о свободном посещении Афона учеными и паломниками всех национальностей.
В 1956 году в двадцати монастырях, скитах и келлиях Афона проживало около 1500 монахов – в пять раз меньше, чем в 1903 году, из них русских осталось всего 62 – в 60(!) раз меньше. В 1972 году Святую Гору впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, благодаря чему связи Пантелеимонова монастыря с РПЦ значительно активизировались. Начиная
с 1974 года в СССР регулярно приезжал представитель Пантелеимонова монастыря в киноте, что позволило более эффективно решать вопросы оказания помощи Русской афонской обители. На Пасху 1975 года Пантелеимонов монастырь посетила делегация РПЦ, и в дальнейшем эти поездки стали регулярными.
Возвращение к истокам

Ко времени визита на Афон Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июне 1992 года братия Пантелеимонова монастыря насчитывала сорок человек. И тогда же постановлением правительства Москвы в пользование московскому подворью Русского Пантелеимонова монастыря был передан комплекс храма великомученика Никиты, что за Яузой, где сейчас проходят испытательный срок кандидаты на постоянное проживание на Афоне.
Первым главой российского государства, посетившим Афон – самое святое для православных место на Земле, – стал Владимир Путин. В сентябре 2005 года, находясь в Греции с рабочим визитом, президент России исполнил давно задуманное – побывал на Святой Горе. «Мы с уважением относимся и к Греции
в целом, и к Афону в частности, – отметил он, общаясь с настоятелями и братией храмов. – И если Россия – самая большая православная держава, то Греция
и Афон – это ее истоки. Мы помним об этом и очень дорожим».
В Свято-Пантелеимоновом монастыре Владимир Путин посетил главный соборный храм, в котором хранится глава Святого Великомученика Пантелеимона и частицы мощей многих святых, осмотрел другие храмы и поднялся на звонницу, колокол которой – самый большой на Балканах. Президент также побеседовал с монахами и игуменом монастыря архимандритом Иеремией и вручил ему орден Дружбы. В октябре 2015 года отцу Иеремии – старейшему настоятелю монастыря на Афоне – исполнилось 100 лет! Во внимание к трудам и в связи с отмечаемой знаменательной датой Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил его ордена Святого равноапостольного князя Владимира I степени.
25 октября 1995 года в Москву был привезен список Иверской иконы Божией Матери, созданный иконописцем Ксенофонтова монастыря иеромонахом Лукой специально для восстановленной Иверской часовни у Воскресенских ворот на Красной площади. В 2013 году во время визита на Святую Гору Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иверский монастырь, где совершил молебен в соборном храме
и поклонился Иверской иконе Божией Матери. Его приветствовал игумен монастыря архимандрит Нафанаил, упомянув о том, что точный список с главной святыни обители находится
в самом сердце Москвы: «Божия Матерь «Вратарница» стала сердцем Святой Руси, а мы стали братьями, поскольку у нас общая Матерь и заступница Портаитисса «Вратарница». Бывая в Москве, мы чувствуем себя, как дома, и когда принимаем здесь паломников, в первую очередь Вас, Ваше Святейшество, мы ощущаем, что принимаем братьев, родных людей в нашем родном доме – доме Божией Матери «Вратарницы».
Связи между Россией и Святой Горой Афон в последние годы постоянно укреплялись. В 1996 году в святые пасхальные дни в Москве встречали цельбоносные мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона. В 2006 году прибыли мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, мироносицы, первой удостоившейся видеть Воскресшего Спасителя, и частицы Честного и Животворящего Креста Господня. В 2011 году Фондом Андрея Первозванного было организовано принесение пояса Пресвятой Богородицы из Ватопетского монастыря, а в 2014 году в праздник Рождества Христова православные получили настоящий духовный подарок – Святые Дары волхвов, хранящиеся в монастыре Святого Павла на Афоне…
Ныне, когда на Святой Горе возрождается русское монашество, а православный мир готовится торжественно отметить его 1000-летие, очень важно восстановление памяти
о роли и значении Афона в истории Русской церкви и Святой Руси. Ведь подлинное возрождение возможно только через обращение к собственному духовному наследию
и первоисточникам, где Святая Гора Афон всегда занимала одно из ведущих мест.

УДЕЛ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Согласно преданию, после Вознесения Христа Афон удостоила своим посещением Пресвятая Богородица, когда ее корабль, направлявшийся на Кипр, чудесным образом пристал к полуострову. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, Великого Бога Иисуса Матерь». Движимый Божественной благодатью народ во множестве собрался к пристани, прославил Богородицу и поклонился Ей. Когда же она произнесла евангельское слово благовестия о Своем возлюбленном Сыне, то многие уверовали в Господа Иисуса
и приняли святое крещение.

Матерь Божия изрекла благословение Святой Горе: «Благодать Господня да пребудет на месте сем, и на пребывающих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Господни. Всего у них будет довольно при малом попечении, и жизнь небесную они получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего
до скончания века…»

Богородица, считающаяся единственной Владычицей Святой Горы, особо почитается на Афоне, а вся жизнь святогорских монахов подчинена главной цели их пребывания на Афоне – молитвенному служению Богу. В Житии преподобного Петра говорится, что, поскольку Христос даровал Афон Своей Матери, другим женщинам на нем места нет. Запрет доступа лицам женского пола на Афон, вероятно, действовал с самого начала его заселения монахами. О неукоснительности его соблюдения говорит уже тот факт, что в Типиконе преподобного Афанасия Афонского запрещается присутствие в монастыре даже самок животных (глава 31).


ПАЛОМНИЧЕСТВО


Андрей Хмелевской, председатель совета директоров ОАО «Интус»:
– Я побывал на Афоне более десяти раз и объехал пятнадцать монастырей из двадцати, был в нескольких скитах. Приезжая как паломник на Святую Гору, ты попадаешь в другой мир, где даже чувствуешь себя лучше: светлеет голова, мысли становятся яснее, находятся ответы на те вопросы, на которые в нашем взбалмошном мире ответить очень сложно, а там все расставляется по своим местам. Паломничество на Афон изменило мою жизнь – теперь я никогда не иду на компромисс со своей совестью.
Для посещения Афона необходима т.н. афонская виза, которая делается по запросу через монастырь. Именно там решают, смогут ли они в данный момент принять паломника или нет. Стандартная виза, которую лучше получить за месяц до поездки, дается на 4 дня (3 ночи). Но есть возможность ее пролонгации, если душа требует остаться пожить в монастыре, и монахи зачастую идут навстречу.
Согласно уставу, монастырь должен принять на сутки любого паломника, накормить, обогреть, предоставить кров. Если ты собираешься провести в нем более суток, необходимо поработать на благо монастыря. Как правило, это несложные работы. Мне приходилось исполнять поручения по хозяйственной части – работать на кухне или в саду. Но те, кто остается надолго, работают на строительстве или исполняют другие послушания. Им даже дают условные должности, к примеру, руководитель строительства или строитель. Все зависит от настоятеля монастыря, который и решает, кому и что делать.