Марат Хуснуллин: строители не снижают набранные темпы

СТРОИТЕЛЬСТВО В МОСКВЕ ВСЕГДА БЫЛО И ОСТАЕТСЯ ТЕМ ЛОКОМОТИВОМ, КОТОРЫЙ ДАЖЕ В КРИЗИСНОЕ ВРЕМЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ НА ПЛАВУ ЭКОНОМИКУ ГОРОДА. ЧЕТКО ВЫСТРОЕННАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ  И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАБОТ БЛАГОДАРЯ ПРИНЯТИЮ ТРЕХЛЕТНЕЙ АДРЕСНО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ (АИП) ПОЗВОЛЯЕТ СТРОИТЬ И ВВОДИТЬ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ВАЖНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБЪЕКТЫ, А ТАКЖЕ ОБЕСПЕЧИВАТЬ СТРОИТЕЛЕЙ СТАБИЛЬНОЙ РАБОТОЙ. ОБ ИТОГАХ 2015 ГОДА И ЗАДАЧАХ НА НЫНЕШНИЙ МЫ БЕСЕДУЕМ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ МЭРА МОСКВЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА МАРАТОМ ХУСНУЛЛИНЫМ



 


– Марат Шакирзянович, как вы оцениваете итоги 2015 года? Все ли планы были выполнены?



– 2015 год, безусловно, был непростым для экономики,

и строительство не исключение. Но, несмотря на негативный сценарий, городу удалось сохранить высокую инвестиционную активность и обеспечить положительный тренд в строительстве. Введено более 9,12 млн кв. метров недвижимости, что выше плановых показателей и показателей 2014 года, при этом треть этих объемов – жилье. Это превысило все наши ожидания: планировали ввести 3,4–3,5 млн кв. метров жилья, а фактически ввели 3,8 млн кв. метров. Таких показателей Москва не знала с докризисного 2007 года – это наше огромное достижение. Большая часть жилых домов введена в Новой Москве (2 млн кв. метров), но и в пределах МКАД показатели выше (1,8 млн кв. метров против 1,6 млн кв. метров в 2014-м).



Это дает городу качественное обновление жилого фонда и, соответственно, повышение качества жизни москвичей,

а также дополнительные поступления в бюджет. Достичь таких показателей удалось благодаря целому комплексу мер, прежде всего на первичном рынке, включая субсидирование ипотечных кредитов, поддержку девелоперов на уровне города и др. Кроме того, многие застройщики отказались от строительства офисов, переориентировавшись на возведение жилья.



Мы не снизили темпов и по строительству социальных объектов. Как за счет бюджета, так и на деньги инвесторов построено и введено в эксплуатацию 27 детских садов, 19 школ и БНК, 14 объектов здравоохранения, три объекта культуры, причем из числа долгостроев (Академия музыки им. Гнесиных, Детская музыкальная школа им. Танеева и знаменитая «Геликон-опера»), десять спортивных объектов, включая такие знаковые, как арена «Мегаспорт» и Ледовый дворец на ЗИЛе.



Рекордным стал 2015 год и по дорожно-транспортному строительству: введено 98,8 км дорог, а также 32 искусственных сооружения и 13 пешеходных переходов. Но приоритетом номер один остается строительство метро. Это основной общественный транспорт Москвы и «стартёр» привлечения инвестиций в отрасль. Сергей Семенович Собянин принял важнейшее решение: несмотря ни на какие трудности, не сокращать финансирование строительства подземки, что позволило нам ввести в эксплуатацию четыре очень непростые во всех отношениях новые станции метро: «Котельники», «Технопарк», а также «Румянцево» и «Саларьево» в Новой Москве. Важно, что всего через три года с момента присоединения этих территорий мы привели сюда первую ветку метро и построили две станции. Они обеспечили транспортную доступность не только новых жилых районов, но и новых точек роста: технопарка «Румянцево» и бизнес-парка «КомСити».



Всего же в стройке сейчас находится порядка 60 км метро, 35 станций и пять депо, на строительство мобилизованы большие трудовые ресурсы – одновременно на стройплощадках работают порядка 35 тыс. человек. В прошлом году мы обеспечили серьезный задел на будущее, что позволит уже в этом году ввести более 20 км линий и 12 новых станций.



– Работы на московских стройках практически не останавливаются?



– На основных стройплощадках работы возобновились уже 3 января, в том числе на таких крупных, как БСА «Лужники», реконструкцию которой мы намерены завершить до конца этого года,

и парк «Зарядье», который откроем для публики в 2017 году, к 870-летнему юбилею нашей столицы. Что касается транспортных объектов, то на некоторых из них работы вообще не прекращались, прежде всего это касается метро. Транспортное строительство у нас в приоритете. Достаточно сказать, что в АИП на 2016–2018 года расходы на эти цели предусмотрены

в сумме более 1 млрд руб., или порядка 70% всего объема финансирования.



Если строится метро, реконструируются и появляются новые дороги, эстакады, тоннели, ТПУ, то не просто улучшается транспортная ситуация, но и в целом вносится огромный вклад

в развитие экономики города. Туда, где появляется транспортная инфраструктура, немедленно приходят инвестиции, а это и новые рабочие места, и налоги

в бюджет, что особенно актуально в условиях кризиса. Мы будем делать все возможное, чтобы не снижать темпов и объемов транспортного строительства. Все условия, в том числе финансовые ресурсы, как я уже говорил, для этого есть.



Кроме того, 2016 год будет ознаменован таким важным для города событием, как запуск пассажирского движения по Малому кольцу МЖД, которое мы рассматриваем в качестве полноценного наземного метро. А это плюс еще 54 км путей и 31 остановочная платформа. Железная дорога будет интегрирована

с «подземкой» посредством ТПУ, к строительству которых мы также приступим в этом году. С учетом МКЖД в этом году будет введено около 80 км новых линий рельсового транспорта, что может стать настоящим рекордом за всю 80-летнюю историю Московского метрополитена.



– В какие сроки планируется открыть пассажирское движение на МКЖД?



– На 15 станциях работы полностью завершены, и тестовое движение по «кольцу» планируется запустить уже

в апреле. Кроме того, в первом полугодии мы завершим строительство четырех путепроводов и переустройство инженерных сетей. До конца года будет благоустроена вся территория вокруг МКЖД, обустроены подъезды и пешеходные дорожки для создания комфортных и безопасных условий для пассажиров. Полноценное движение поездов начнется в сентябре. Ежегодно пользоваться услугами нового вида городского транспорта смогут 300 млн человек. На 17 из 31 станции можно будет пересесть на метро, 10 станций будут связаны

с 9-ю радиальными направлениями железной дороги посредством ТПУ, а также начнут работать более 30 новых автобусных маршрутов.



МКЖД призвано частично перераспределить транзитные потоки из центра в срединную часть города и обеспечить транспортную доступность примыкающих промзон, которые ждет реорганизация, то есть «кольцо» станет своеобразным катализатором развития этих депрессивных территорий. Причем для обслуживания промышленных предприятий грузовое движение на МКЖД также будет сохранено.



– Сколько ТПУ планируется построить и какие из них станут первыми?



– Строительство ТПУ – одна из наших масштабных программ. Всего в Москве планируется возвести 169 капитальных ТПУ, строительством которых занимаются четыре оператора: ГУП «Московский метрополитен», АО «Мосинжпроект», ОАО «МКЖД» и «РВ-Метро». Мы считаем, что это оптимально, чтобы обеспечить пассажирам необходимые удобства. Каждый ТПУ рассматривается как индивидуальный проект – со своим объемом недвижимости и функциональным назначением. Каждый выносится на общественные слушания и может быть утвержден только с учетом мнения москвичей. Функциональное назначение ТПУ определяют сами жители: в одном районе высказываются за размещение в нем кинотеатра, в другом – банков

и банкоматов, в третьем – кафе и т.д.

Таким образом, применяется принцип социального контракта.



Из 169 ТПУ разработаны и одобрены проекты планировки по 99, из которых 49 прошли публичные слушания и 26 уже официально утверждены распорядительными документами прави-

тельства Москвы. По 24 площадкам оформлены земельно-имущественные отношения. На торги выставлены два проекта: «Новокосино» и «Алма-Атинская», подготовлены для проведения торгов еще четыре: «Рассказовка», «Селигерская», «Парк Победы» и «Лефортово». В течение года мы будем объявлять конкурсы на строительство еще многих ТПУ, то есть приступаем к практической реализации этого важнейшего проекта.



– Насколько строительство и реконструкция развязок, вылетных магистралей помогают улучшить транспортную ситуацию в столице?



– В соответствии с трехлетней АИП в Москве будет построено еще порядка 300 км новых дорог, то есть темпов и объемов мы снижать не намерены. Только

в этом году планируется ввести в эксплуатацию 90 км дорог, 30 искусственных сооружений (23 эстакады, три тоннеля, два путепровода, два моста) и 15 пешеходных переходов. Все эти объекты, на строительство которых предусмотрены средства в размере 81 млрд руб., имеют важное значение для развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Разумеется, за этими цифрами стоит реальное улучшение транспортной ситуации:

в среднем после реконструкции пропускная способность развязки вырастает на 25%, а вылетной магистрали – до 40%. Так, по сравнению с 2014 годом скорость движения транспорта на основных магистралях выросла в среднем на 3–4 км/час: на МКАД – с 61 до 65 км/час, на ТТК – с 52 до 54 км/час, на Садовом кольце – с 44 до 48 км/час, на вылетных магистралях – с 38 до 41 км/час.



В целом за последние четыре года московские магистрали удалось разгрузить на 16%, при этом на 25% – только за последний год. Причем произошло это при том же высоком уровне автомобилизации (ежегодно город «прирастает» на 250–300 тыс. автомобилей). Казалось бы, при таком тренде Москву неминуемо должен был ожидать транспортный коллапс, но этого не случилось. Конечно, одним только строительством дорог и реконструкцией развязок и магистралей мы бы такого эффекта не достигли. Улучшить ситуацию удалось благодаря целому комплексу мер, которые включают беспрецедентную по масштабам программу развития метрополитена,

а также меры по ограничению парковочного пространства в центре города.



– Еще одна масштабная программа правительства Москвы – реновация промзон. Как она реализуется?



– Прежде всего хочу сказать, что

к этой программе мы приступили относительно недавно – в 2013 году, но уже сегодня на этих территориях, ранее вообще не участвовавших в жизнедеятельности города и не приносивших доходов в бюджет, введено в эксплуатацию свыше 4 млн кв. метров недвижимости. По большинству территорий промзон, где будет проходить реновация, сейчас завершается проработка и согласование проектов планировок. По 22 промзонам утверждены 39 ППТ, но есть и такие, где уже ведется новое строительство. Самые перспективные проекты – в первую очередь ЗИЛ, он же и самый крупный, а также «Серп и Молот», «Тушинский аэродром» и ряд других.



Весной прошлого года на северном участке ЗИЛа, который развивается наиболее активно, введен в эксплуатацию «ВТБ-Ледовый дворец», самый крупный и современный в Европе. Кстати, в этом году здесь пройдет чемпионат мира по хоккею с шайбой. В декабре открылась новая станция метро «Технопарк», обеспечившая шаговую доступность строящегося спортивного кластера «Парк легенд», где и находится Дворец, а также идет строительство Центра водных видов спорта с единственной в России специализированной чашей для синхронного плавания.



Вообще проект застройки ЗИЛа сопоставим со строительством нового города. Скоро этот район станет украшением, настоящей «жемчужиной» Москвы.



Второй крупнейший проект ренова-ции – это территория бывшего завода «Серп и Молот». В этом году инвестор планирует начать там строительство. Здесь смогут проживать 19 тыс. человек и будет создано 16,3 тыс. новых рабочих мест, то есть фактически все трудоспособное население получит возможность найти работу в шаговой доступности от дома.



Что касается большинства других промзон, то приступить к активному процессу реновации мы сможем лишь после принятия ряда решений на законодательном уровне. Я неоднократно говорил о том, что ситуация сейчас такова, что далеко не все собственники хотят развивать эти территории. Реорганизация промзон требует комплексного подхода, то есть в процесс нужно вовлечь всех собственников земельных участков, а их число порой достигает двухсот. С инициативой принятия соответствующего документа мы выступили еще в прошлом году, и он прошел первые чтения в Госдуме. Учитывая, что потенциал промзон очень велик (около 18% территорий города в его старых границах), мы пошли по пути сочетания всех интересов. Проект разрабатывали совместно с Клубом инвесторов, и сейчас Минстрой РФ дорабатывает отдельные статьи. Этот документ даст Москве новый импульс развития, позволит облегчить процесс утверждения концепции и планировки развития территории, а собственники смогут решить: желают ли они поучаствовать в проекте или же продать свой земельный участок.



– Реконструкция БСА «Лужники» идет по плану?



– Реконструкция БСА «Лужники», которая станет главным объектом

ЧМ-2018, ведется опережающими темпами. Полностью готов козырек, в феврале мы полностью завершим работы по устройству железобетонного каркаса, а также нижнего яруса трибун, а летом закончим монтаж верхнего яруса. Практически готовы стены, колонны, перекрытия, лифтовые шахты и лестничные клетки всех шести этажей. Скоро приступим к работам по обустройству нового современного футбольного поля, которое будет представлять собой не просто засеянную газоном площадку, а своего рода многоуровневый «пирог». Под него будет подаваться воздух, чтобы поддерживать газон, после дождя откачиваться вода, а в сухую погоду, напротив, подаваться. Уникальная медиакровля будет видна

и с Воробьевых гор, и с ТТК, откуда также можно будет следить за матчами. На стадионе будет создана самая современная и надежная система безопасности, т.н. «периметр» безопасности. Уверен, что БСА «Лужники» станет одним из самых лучших стадионов в мире. Посещать его смогут 3 млн человек в год. 



– Каковы объемы бюджетного финансирования строительства жилья



и социальных объектов?



– Строительство жилья, а также социальных объектов у нас в приоритете. На реализацию этих мероприятий в АИП на 2016 год предусмотрено 64,5 млрд руб.

В рамках программы «Жилище» выделено более 38 млрд руб. на строительство 48 жилых домов общей площадью 611,7 тыс. кв. метров, а также создание строительных заделов на будущее. Свыше 10 млрд руб. будет направлено на строительство объектов образования, а это семь школ на 4760 учащихся, 23 детских сада на 5430 малышей и пять пристроек на 1600 мест. Более 12 млрд руб. выделяем в этом году на строительство объектов здравоохранения: четырех поликлиник на 1710 посещений в смену, двух больничных корпусов на 500 коек и трех подстанций «Скорой медицинской помощи» на 50 машино-мест. 2,65 млрд руб. будет направлено на строительство объектов культуры, в том числе на завершение работ по реконструкции Московского зоопарка, завершение и ввод в эксплуатацию театра Олега Табакова с уникальной «начинкой», включая сцену и систему акустики, а также на строительство детской музыкальной школы в Косино.



– Не планируется ли сокращение финансирования АИП в связи с тенденцией к дальнейшему ослаблению рубля?



– Никакого сокращения АИП мы не планируем, более того – буквально недавно приняли решение об увеличении объема АИП на транспорт и социалку. Хочу еще раз подчеркнуть, что в АИП включены самые нужные и важные для города объекты, экономить на которых  не собираемся. К тому же мы не наблюдаем прямой связи между скачками курса валют и стоимостью строительства. Напомню, что по объектам госзаказа все контракты заключаются в рублях, расчеты ведутся в рублях, поэтому курсовая разница на себестоимость строительства практически не влияет. К тому же наши московские стройки почти на 100% обеспечены оборудованием

и материалами отечественного производства, доля импорта в строительстве минимальна.



Самое главное, что мэр Москвы принял стратегическое решение, оставить АИП трехлетней. Почему это важно? Теперь, когда у нас есть бюджет на три года, в случае неблагоприятного сценария, есть и «подушка безопасности», а именно – возможность «перебрасывать» деньги, запланированные на более поздние годы, на финансирование ключевых объектов этого года. Но пока, повторюсь, такой потребности у нас нет. Хочу подчеркнуть, что

АИП – наш главный инструмент поддержки строительной отрасли в этот непростой период, потому что она обеспечивает бюджетное финансирование объектов госзаказа – самых приоритетных и важных для города и москвичей. 1,54 трлн руб. – это колоссальная сумма, которую мы можем планомерно направлять на развитие города и обеспечивать строителей стабильной работой.