Москва как локомотив поступательного развития

КОМАНДА СЕРГЕЯ СОБЯНИНА УЖЕ БОЛЕЕ ПЯТИ ЛЕТ УПРАВЛЯЕТ МОСКВОЙ – ЭТО ДОСТАТОЧНЫЙ СРОК НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ, НО И ОСМЫСЛЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО, А ГЛАВНОЕ – БУДУЩЕГО СТОЛИЦЫ. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОШЕДШЕГО ГОДА И ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ В ЦЕЛОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ, ЧТО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА БЫЛИ ЗАДАНЫ ПРАВИЛЬНО, А ПРОВЕДЕННЫЕ РЕФОРМЫ СДЕЛАЛИ МОСКВУ БОЛЕЕ СОВРЕМЕННЫМ, КОМФОРТНЫМ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ МЕГАПОЛИСОМ, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭФФЕКТИВНО ПРОТИВОСТОЯТЬ КРИЗИСНЫМ ЯВЛЕНИЯМ В ЭКОНОМИКЕ 



 


Основой реформаторской деятельности правительства Москвы стала градостроительная политика. «Она заключается в следующем: вместо уплотнительной застройки – максимальное сохранение сложившейся городской среды, вместо концентрации инвестиций и рабочих мест на крошечном пятачке исторического центра – создание новых центров активности за пределами Третьего транспортного кольца, плюс масштабное строительство транспортной и социнфраструктуры», – говорит Сергей Собянин. Во главу угла поставлен принцип полицентрического развития мегаполиса. Уже удалось добиться снижения маятниковой миграции. «Прежде всего за счет создания рабочих мест в бывших промзонах», – поясняет градоначальник.
При этом после ревизии прежних градостроительных решений было расторгнуто 500 контрактов на возведение 21 млн кв. метров нерациональной застройки. И хотя из-за высокой степени готовности ряда объектов некоторые ошибки исправить не удалось, сам принцип согласования девелоперских проектов изменился полностью. От точечной застройки власти перешли к комплексному освоению перспективных территорий. От строительства спальных районов – к созданию комфортной городской среды, обеспеченной дорогами, социальными объектами и досуговыми учреждениями. «Вопреки многочисленным прогнозам, маневр в градостроительной политике не привел к снижению объемов строительства и инвестиций», – подчеркивает Собянин.
Три года подряд Москва бьет рекорды по вводу недвижимости. Причем показатели кризисного 2015 года оказались даже лучше спокойного 2014-го. Если год назад стройкомплекс отчитался о сдаче в эксплуатацию 8,8 млн кв. метров недвижимости, что на 300 тыс. кв. метров превышало рекорд 2013 года, то на этот раз итоги еще более внушительны. В столице было построено более 9 млн кв. метров жилых и коммерческих площадей, а также 70 объектов социальной инфраструктуры, 93 км дорог и 31 искусственное сооружение (развязки, тоннели, мосты). Несмотря на сложную ситуацию в экономике, власти не стали переходить на однолетний цикл планирования, сохранив трехлетнюю Адресную инвестиционную программу с объемом финансирования 1,5 трлн руб.
Глава стройкомплекса Марат Хуснуллин говорит, что это было непростое решение и главная антикризисная мера, благодаря которой стройкомплекс сможет планировать свою работу в 2016–2018 годах, чтобы построить за это время около 540 объектов, в первую очередь
в сегменте дорожно-транспортной инфраструктуры. Приоритетными проектами 2016 года являются запуск пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги и строительство метро. В готовом виде МКЖД – это 54 км путей и 31 станция, а также планируется ввести в эксплуатацию более 20 км метрополитена. «По скорости строительства и по объемам работ в метро Москва является одним из мировых лидеров. При этом высокие темпы метростроения никак не сказываются на качестве. На сегодня
в мире нет ни одного мегаполиса, который мог бы за год обеспечить такой ввод линий рельсового транспорта», – подчеркивает заместитель мэра. Не отстают от метростроевцев и дорожные строители: если в прежние времена в Москве строилось и реконструировалось 20 км дорог
в год, то сейчас – более 80 км.
Увеличение протяженности улично-дорожной сети и «расшивка» узких мест вкупе с развитием общественного транспорта и упорядочиванием парковочного пространства уже принесли осязаемые результаты. В прошлом году Москва перестала быть лидером в рейтинге самых загруженных городов мира, составляемом голландской компанией TomTom. «Многие эксперты полагали, что Москва уже прошла точку невозврата, и глухие дорожные заторы – это навсегда. Но я никогда не разделял это мнение», – говорит Сергей Собянин. За счет всех принимаемых мер скорость движения в городе, по данным департамента транспорта, только в 2015 году выросла на 8% – до 50 км/час.
Однако горожане все чаще делают выбор в пользу метро, автобуса или троллейбуса. «Люди активно пересаживаются на общественный транспорт. С 2010 года число выезжающих на улицы Москвы автомобилей сократилось на 350 тыс. Это добавило около 500 тыс. пассажиров на общественном транспорте в будни», – говорит глава департамента транспорта Максим Ликсутов. Этой тенденции в немалой степени поспособствовало обновление подвижного состава и четкий контроль за соблюдением графика движения наземного пассажирского транспорта.
Еще одним мотиватором стало создание зон платной парковки. «Миллионы машин не могут парковаться хаотично. В Европе к платной парковке шли десятилетиями, мы реализовали за три года. Загруженность дорог снизилась, средняя скорость движения возросла, уменьшились глухие заторы. Деньги от парковок идут в бюджет города, поступило более 4 млрд руб. Они истрачены на благоустройство улиц и дворов и ремонт домов», – отмечает Сергей Собянин.
По словам мэра, одной из главных целей руководства российской столицей он считает обустройство удобного для жизни городского пространства. За последние два года в рамках масштабной программы «Моя улица» под руководством главы комплекса городского хозяйства Петра Бирюкова было проведено комплексное обновление городских проспектов, улиц и переулков во всех районах Москвы. Благоустройство было глобальным и включало в себя организацию комфортных пешеходных зон, обновление подсветки зданий и уличного освещения, ремонт тротуаров и фасадов, озеленение, создание удобной системы городской навигации, устройство велодорожек и велопарковок и многое другое. В результате количество москвичей на таких улицах значительно выросло – люди видят в них не только пешеходные связи, но и пространство для отдыха и прогулок.
Москва в последние годы стала одним из самых привлекательных городов мира – число туристов выросло почти на треть! По итогам 2015 года Москва была признана самым «зеленым» городом мира, обойдя в рейтинге Нью-Йорк и даже Лондон. Безусловно, туристов становится больше и благодаря развитию гостиничной сети, а также масштабным городским праздникам и фестивалям, проведение которых уже стало хорошей традицией. Причем выгодной и с экономической точки зрения. «Если оценивать затраты, то они окупаемы. Более того, во время фестивалей дополнительные доходы получает малый бизнес – предприятия торговли, общепита, те, кто производит товары и сувениры, которые зрители с удовольствием приобретают на память», – говорит заместитель мэра по вопросам региональной безопасности
и информационной политики Александр Горбенко.
А чтобы стимулировать предпринимателей активнее осваивать пешеходные зоны, с 1 января 2016 года в них введен льготный режим налогообложения. По словам заместителя мэра по вопросам экономической политики и земельно-имущественных отношений Натальи Сергуниной, он будет распространяться на необходимые горожанам объекты
шаговой доступности – магазины розничной торговли, культурно-развлекательные объекты, бытовые услуги, офисы туристических компаний, кафе и рестораны. «Сумма налога для них уменьшается
в десять раз – это достаточно весомая поддержка для бизнеса», – подчеркивает она.
Однако одними пешеходными зонами создание удобного для жизни городского пространства не ограничивается. Власти также включают в это понятие улучшение и внедрение новых способов эффективной коммуникации с москвичами.
К ним в первую очередь относятся порталы «Наш город» и «Активный гражданин», которые уже стали крупнейшими в России, а скорее всего, и в мире, электронными сервисами для выяснения общественного мнения и решения городских проблем.
Общегородские голосования привлекают 250–300 тыс. участников, то есть 25–35% зарегистрированных в проекте. Доля активных жителей по локальным темам значительно выше – от 50% до 70–80%. «Конечно, все это не отменяет традиционных коммуникаций в работе с Общественной палатой, в работе с различными общественными комиссиями, разъяснения своих позиций через средства массовой информации, но то, что сделаны такие электронные сервисы, выводит Москву на передовые позиции среди мировых мегаполисов», – подчеркивает заместитель мэра Анастасия Ракова.
С помощью «Активного гражданина» власти выясняли отношение жителей
к преобразованиям в наиболее чувствительных сферах – здравоохранении
и образовании. В частности, в обсуждении нового стандарта работы городских поликлиник приняли участие более 58 тыс. человек. В результате имидж московского здравоохранения кардинально
и положительно изменился. Регистратуры, раздражавшие очередями, закрылись. Медкарты теперь попадают из хранилища напрямую к врачу и не теряются, а прием ведется строго по записи, что практически ликвидировало очереди в коридорах. При этом число поликлиник в столице за пять лет увеличилось почти на треть.
«Москва выполнила пять из шести показателей улучшения состояния здоровья, установленных майскими указами президента. Не выполнили только по онкологии. Хотя это и не наша вина, если исключить из статистики иногородних больных, которые проходят лечение в крупнейших федеральных онкологических клиниках, то и по этому показателю указ исполнен», – говорит заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников. По его словам, московская медицина всегда была лучшей в стране, но при этом по качеству отставала от некоторых стран. Но за последние пять лет многое изменилось: после полуторакратного увеличения финансирования столичные больницы и поликлиники по оснащенности оборудованием не уступают Европе.
Практически завершена реформа образовательной сферы. Введенные столичным правительством электронные очереди уничтожили коррупцию и «серые» схемы при устройстве детей в детские сады. Теперь все дети от трех лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях, и во многом благодаря тому, что их количество постоянно растет. В 2015 году в Москве построили 46 зданий детских садов и школ, причем 16 – за счет инвесторов.
Благодаря объединению слабых
и сильных школ московские дети имеют не только абстрактное право, но и реальную возможность получить самое качественное образование в стране.
В рейтинге 500 лучших школ России каждая четвертая – московская, а в числе 25 самых лучших – практически половина. Разумеется, эти результаты не означают, что развитие столичного образования на этом заканчивается.
Минувшей осенью в школах появились профильные классы, уроки в которых проводятся под патронатом ведущих вузов. В рамках этой программы старшеклассники могут пройти учебную практику по одному из нескольких направлений: медицина, информационные технологии, экономика, инженерные науки. Подавляющее большинство выпускников столичных школ без проблем поступают в передовые учебные заведения, причем многие – на бюджетной основе.
Нет в столице проблем и с последующим трудоустройством – благодаря антикризисным мерам и диверсификации городской экономики, в которой за последние пять лет было создано большое количество высокотехнологичных рабочих мест, – уровень безработицы
в Москве остается одним из самых низких
в стране. А средняя заработная плата самой высокой: в 2015 году она составила около 60 тыс. руб., на втором месте – Санкт-Петербург, отстающий от лидера на 13 тыс. руб. При этом врачи и учителя, по словам Сергея Собянина, получают даже больше среднего – порядка 70 тыс. руб.
Даже в условиях непростой экономической ситуации столица сумела сохранить высокий уровень инвестиционной активности. Частные вложения в разгар кризиса остались на уровне предыдущего периода, а за пять лет объем инвестиций вырос в полтора раза. В прошлом году столичные власти смогли провести несколько крупных сделок. В частности, права на застройку южного участка промзоны ЗИЛа были реализованы
за рекордные 32,4 млрд руб.

*****
Несмотря на очевидные успехи, московские власти не собираются останавливаться на достигнутом. «Современная Москва – один из самых крупных мегаполисов мира. Мы локомотив в конкурентной борьбе. Чтобы побеждать, мы должны постоянно улучшать город по многим направлениям», – подчеркивает Сергей Собянин.