Москва поехала...

ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА МОСКОВСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОД РУКОВОДСТВОМ СЕРГЕЯ СОБЯНИНА ПРИВЕЛА К УВЕЛИЧЕНИЮ СКОРОСТИ НА ДОРОГАХ И УМЕНЬШЕНИЮ ЗАТОРОВ. ЭТО ОЧЕВИДНО. ВОЗМОЖНО, НЕ ВСЕ ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ ВСТРЕЧАЮТ ОДОБРЕНИЕ МОСКВИЧЕЙ, НО В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНО, ЧТО ГОРОД ДОЛЖЕН ПРИНАДЛЕЖАТЬ ЛЮДЯМ, А НЕ МАШИНАМ. ВВЕДЕНИЕ ПЛАТНОЙ ПАРКОВКИ, А ТЕПЕРЬ И ЕЕ РАСШИРЕНИЕ, И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ СТОЯНКИ ОСВОБОДИЛИ ДОРОГИ ДЛЯ БОЛЕЕ БЫСТРОГО ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, А ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО СТАЛО МЕНЬШЕ ПРОБОК И БОЛЬШЕ СВОБОДНОГО ПРОСТРАНСТВА


Это кажется невероятным, но это действительно факт – Москва поехала. Причем факт, о котором говорят не только чиновники (им это положено по должности), но и простые москвичи, и сотрудники международных исследовательских компаний. С 2011 года российская столица возглавляла антирейтинг крупнейших городов мира с самой сложной ситуацией на дорогах, который составляет авторитетная голландская компания TomTom.

И вот в этом году случилось чудо – Москва перестала быть самым «пробочным» мегаполисом мира, опустившись с первого места на четвертое. По данным экспертов, загруженность улиц и дорог по сравнению с предыдущим периодом снизилась сразу на 25%. Впрочем, чудом это могут назвать только люди посторонние или редко бывающие в столице. Москвичи выстрадали этот результат в многочасовых пробках, а власти столицы много сделали для того, чтобы сказка стала былью.

«Увеличение скорости – это результат комплексной работы всей команды правительства столицы под руководством мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, – говорит заместитель мэра, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов. – Строятся и вводятся в эксплуатацию новые развязки и дороги. Влияет на скорость движения и контроль над парковочным пространством. При этом улучшение ситуации наблюдается не только в зоне платной парковки, но во всем городе: на вылетных магистралях, на Кольцевой дороге».

По замерам, проводимым департаментом транспорта, скорость движения в Москве в I полугодии 2015 года в среднем выросла на 12%, на вылетных магистралях – на 8%, хотя количество автомобилей на улицах увеличилось: по итогам первых шести месяцев прирост составил 110 тыс. машин, а до конца года будет около 200 тыс. «Нам удалось переломить многолетний негативный тренд – движение на дорогах не только перестало ухудшаться, но оно к тому же постепенно улучшается. В Москве даже такое на первый взгляд незначительное увеличение скорости уже дает позитивный эффект для миллионов москвичей», – отмечает Сергей Собянин.

И действительно: 55% горожан, принимавших участие в опросе в рам-ках проекта «Активный гражданин» (было опрошено 200 тыс. человек) отметили, что стали передвигаться по городу быстрее. Это наблюдение касается как личного, так и общественного транспорта. Причем повышается не только скорость движения, но и качество обслуживания. С 2011 по 2015 год в Москве обновили около 60% подвижного состава основного городского перевозчика – ГУП «Мосгортранс». Для его нужд город закупил 4670 автобусов, 527 троллейбусов и 143 трамвайных вагона, в том числе 53 – нового поколения. Если в 2010 году средний возраст автобусного парка составлял 7 лет, то в настоящее время этот показатель не превышает 4,8 года, по троллейбусам – 7,9 года, по трамваям – 10,6 года.

«Обновление подвижного состава – одно из ключевых направлений развития наземного городского пассажирского транспорта Москвы. Подвижной состав должен быть удобен для горожан и соответствовать самым строгим параметрам экологичности и безопасности. Именно такие требования мы предъявляем к новому транспорту, который поступает в столицу», – говорит гендиректор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов. По его словам, в городе полностью прекращена эксплуатация техники класса «Евро-2» и ниже. Все новые столичные автобусы имеют двигатели экологического класса «Евро-4» и «Евро-5».

Особую ставку городские власти делают на трамвай – этот вид транспорта не наносит вреда окружающей среде, к тому же отличается высокой скоростью, а главное – предсказуемостью: выделенная полоса движения делает его независимым от пробок. «Сегодня московский трамвай переживает свое второе рождение – в черте города он уже популярнее, чем, например, пригородные поезда. Сергей Собянин поддержал программу обновления трамвайного движения. Сейчас мы активно развиваем все составляющие трамвайной инфраструктуры. Восстанавливаются востребованные трамвайные маршруты, обновляется подвижной состав и путевая инфраструктура», – говорит Максим Ликсутов.

В 2012–2014 годах в Москве реконструировали более 100 км одиночного трамвайного пути, в этом году планируется реконструировать еще около 60 км. ГУП «Мосгортранс» уже получил вагоны нового поколения, произведенные «Уралвагонзаводом» совместно с польской компанией PESA, а сейчас проводит тестирование еще трех перспективных моделей – City Star, «Витязь» и «Метелица», изготовленных российскими и белорусскими предприятиями. По словам Ликсутова, испытания проведут при разных погодно-климатических условиях и на разных линиях, чтобы понять, насколько новые трамваи пригодны для работы в Москве. «Затем будем принимать решения в рамках конкурсных процедур с акцентом на приоритет техники, сделанной в России», – поясняет он.

Сейчас общественным транспортом пользуются около 70% горожан. Однако его резервы далеко не исчерпаны. «Нам постоянно задают вопрос, насколько городской транспорт готов к увеличению пассажиропотока в случае, если часть автомобилистов решит отказаться от своих машин. Мы не видим никакой проблемы в том, чтобы еще 10–15% пассажиров воспользовались услугами об- щественного транспорта», – отмечает Максим Ликсутов.

Примечательно и то, что часть горожан решила пере- сесть с четырехколесного транспорта – будь то автомобиль или автобус – на двухколесный. Хотя Москва не может похвастаться хорошим климатом, велосипед как средство передвижения уже не считается анахронизмом. Схема развития велопространства Москвы до 2020 года была сформирована в прошлом году и сейчас поэтапно внедряется: строятся новые велодорожки и веломаршруты, появляется специальная инфраструктура – светофоры, парковки и прокатные пункты. В этом году по всему городу работало более 300 станций велопроката. Популяризации велосипедного движения, безусловно, способствует благоустройство центральной части города: практически на всех улицах, где проводилась реконструкция, оборудованы выделенные полосы для велосипедистов.

Всего в программу благоустройства «Моя улица» были включены 40 адресов в центре Москвы и на семи вылетных магистралях. Этот проект также оказал позитивное влияние на транспортную обстановку в городе. С улиц ушла хаотичная парковка, закупоривавшая проезжую часть. Для сохранения пропускной способности часть улиц из двухсторонних стали односторонними. На каждый проект благоустройства была разработана транспортная схема, учитывавшая как интересы пешеходов, которых в разы больше, чем автомобилистов, так и владельцев транспортных средств. С помощью датчиков было подсчитано количество тех и других, определены точки притяжении и популярные маршруты. В результате после окончания работ количество проезжающих по этим улицам автомобилей не уменьшилось, а даже увеличилось, а скорость движения внутри Садового кольца в утренние и вечерние часы пик выросла на 11% по сравнению с январем – августом 2014 года.

На улучшение дорожной ситуации в городе повлияло и создание аналитической системы – ИТС (интеллектуально-транспортная система), которую власти начали внедрять с 2012 года. Это инфраструктура и огромный вычислительный комплекс, позволяющий анализировать реальную корреспонденцию автомобилистов в Москве и управлять потоками машин. Если раньше организацией движения занимались префектуры округов, то сейчас эта работа консолидирована в ЦОДД: специалисты центра отвечают и за знаки, и за разметку, и самое главное – за светофорное регулирование, так как фазы светофоров влияют на скорость движения машин, и сколько автомобиль будет стоять на том или ином перекрестке. Сейчас это регулируется, исходя из реальной ситуации на дороге. «В развитии ИТС нам предстоит сделать еще многое, мы только в начале пути. Однако уже сейчас очевидно, что потенциал данного направления велик», – резюмирует Максим Ликсутов. К 2020 году безостановочное движение от МКАД до любой точки в центре города не должно превышать 50 минут.