Сергей Жуков: за пять лет - пять станций метро

ОАО «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ» – ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА МЕТРОПОЛИТЕНОВ В РОССИИ. ОНА ВЕДЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ С 1931 ГОДА, КОГДА НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО МЕТРО И НА ПРАКТИКЕ ОТРАБАТЫВАЛИСЬ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, НАШЕДШИЕ ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ. НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПОЗВОЛЯЮТ СПЕЦИАЛИСТАМ КОМПАНИИ И СЕГОДНЯ РЕШАТЬ СЛОЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ, ВОПЛОЩАЯ В ЖИЗНЬ МАСШТАБНЫЕ ПЛАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ. О ТОМ, ЧЕМ ЖИВЕТ СЕГОДНЯШНИЙ МОСМЕТРОСТРОЙ, МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ СЕРГЕЕМ ЖУКОВЫМ


– Сергей Анатольевич, сегодня строительство метро в Москве ведется весьма интенсивно. Расскажите, на каких участках строит Мосметрострой?

– В настоящее время мы работаем на двух линиях. Скоро будут введены в эксплуатацию две новые станции Сокольнической линии – «Румянцево» и «Саларьево», срок сдачи которых намечен на декабрь этого года. И это означает, что метро придет и в Новую Москву. Достраивается Люблинско-Дмитровская линия – участок от «Марьиной рощи» до станции «Селигерская», где будет шесть станций общей протяженностью более десяти километров. Работы разбиты на два этапа: первый участок – станции «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская» – мы должны сдать в декабре 2016 года, а второй – «Верхние Лихоборы», «Окружная», «Селигерская» – в декабре 2017-го. Также нами заключены контракты на строительство трех новых станций на Третьем пересадочном контуре – «Авиамоторная», «Лефортово» и «Электрозаводская». Есть также действующий контракт на строительство второго вестибюля станции «Суворовская».

– На Люблинско-Дмитровской линии вам досталась работа не из легких – несколько станций глубокого заложения. Какие новые технологии использует Мосметрострой, чтобы сделать все как можно качественнее?

– Мы работаем по классическому способу, который используется при таких сложных работах – выполняем вертикальные стволы с выходом на трассу. Станции «Бутырская», «Фонвизинская» и пересадочная «Петровско-Разумовская», а затем «Верхние Лихоборы» и «Окружная» заложены на глубине более 60 метров. На первых трех станциях осуществляем горно-капитальные работы, где-то буровзрывом, где-то методом алмазного бурения, где-то с помощью отбойных молотков. Мы применяем комбинированный метод прокладки тоннелей, так как в некоторых местах есть пересечения с действующими линиями метро. Особенно аккуратно приходится действовать в районе станции «Петровско- Разумовская», где рядом проходит Серпуховско-Тимирязевская линия. На таких участках мы действуем строго по регламенту проведения работ, там буроспособ невозможен, так как бывает, что расстояние между объектами составляет всего 4 метра, а посему все выполняется практически ручным способом. На сегодняшний день мы завершили все горно-капитальные работы и готовим эти три станции под оснащение инженерными системами для последующего запуска движения. На втором участке перегонные тоннели в основном создавались при помощи тоннельно-проходческих механизированных комплексов (ТПМК), а сама разработка станций идет классическим способом. На «Селигерской» мы устанавливали ограждающие конструкции, и монолитные работы велись в открытом котловане, так как эта станция неглубокого заложения.

– Станции «Румянцево» и «Саларьево» строятся уже в Новой Москве. Какое значение имеет их ввод в эксплуатацию?

– Станция «Румянцево» строится в непосредственной близости к многофункциональному бизнес-центру, офисам «Ростелекома» и другим объектам, где уже создано много рабочих мест, а посему метро там просто необходимо. Станция рассчитана на пассажиропоток порядка 25 тыс. человек в сутки. «Саларьево», исходя из той информации, которой я располагаю, в основном будет перехватывающей, то есть здесь планируется большое количество парковок. Люди, которые едут в Москву на автомобилях, смогут оставить их на стоянке и продолжить свой путь до работы на метро. В перспективе есть планы продления линии метро от станции «Саларьево» в Коммунарку. На недавних совещаниях с участием мэра Москвы Сергея Собянина было заявлено, что будет продолжение линии, так как правительство Москвы выпустило проект планировки, и Коммунарка начнет активно застраиваться. В будущем здесь вырастет большой жилой район на более чем миллион квадратных метров жилья. То есть после «Саларьево» будут построены еще две станции метрополитена и электродепо.

– Наряду с прокладкой линий метрополитена Мосметрострой выполняет и все отделочные работы на станциях?

– Мосметрострой как одна из старейших организаций в Москве выполняет все работы «под ключ» – от первого колышка до «красной ленточки».

– Станция «Румянцево» выдержана в стиле нидерландского художника-абстракциониста Питера Мондриана. Красные, белые и синие квадраты смотрятся очень необычно для метрополитена. Как вы относитесь к такому революционному облику «Румянцево»? Как родилась эта идея?

– Все станции метро носят отпечаток своего времени, архитектуры и применяемых методов строительства. Многие станции, которые строились в 30-е, 40-е, 50-е годы прошлого века уже официально признаны памятниками архитектуры. Сегодня такая глобальная задача – создавать монументальные творения – уже не стоит, однако архитектурная концепция каждой станции метрополитена обязательно согласовывается с Москомархитектуры. Станцию «Румянцево» разрабатывали наши архитекторы и проектировщики, то есть я хочу подчеркнуть, что станции «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево» Мосметрострой проектировал собственными силами. У нас создана проектная организация, которая успешно выполняет эту работу. Архитектурный образ «Румянцево» – это городская улица. Вот почему путевая стена сделана из разноцветного стекла, на которой будут надписи, указатели, напоминающие о том, как выглядят улицы. Я думаю, что дизайнеры и архитекторы стремились передать краски города, с учетом преображения столицы, инициируемого мэром Москвы. А это и воссоздание архитектурного исторического облика Москвы, и благоустройство, и создание рекреационных зон, и пешеходных и велосипедных дорожек. И в данном случае мы видим яркую цветную Москву, а не какую-то серую и мрачную. Сама платформа будет выполнена в виде городской улицы со светильниками, уличными лавочками, где можно с комфортом посидеть в ожидании поезда. «Саларьево» будет выглядеть несколько проще, ближе к классическому стилю метро, когда колонны и стены облицованы камнем. А станцию «Тропарево» мы выполнили в стиле Тропаревского парка. Входы и выходы из метро вписаны в ландшафт в виде неких куполов, которые многие называют норами. То есть над выходом из метро насыпана земля, посажена трава, так что получается своеобразный вход в нору. Светильники на платформе предстают в виде деревьев из нержавеющей стали, в кронах которых расположены фонарики.

– Какие еще направления деятельности развивает Мосметрострой сегодня?

– Изначально Мосметрострой был моноорганизацией и выполнял работы исключительно по строительству метрополитена. В советские годы были специализированные строительные управления, которые выполняли задачи социального характера – строили жилье, детские сады, пионерские лагеря, дома отдыха, санатории…Но то время прошло, и мы тоже диверсифицировали свою деятельность. Теперь наряду с метро строим и другие объекты. Мы построили автодорожный тоннель в Серебряном Бору, ведем строительство промышленно-гражданского характера, возвели здание Пенсионного фонда России, несколько бизнес-центров. Сегодня задача Мосметростроя иметь в своем портфеле различные объекты, так как сама жизнь подсказывает, что, ориентируясь только на одного заказчика, можно оказаться в непредвиденной ситуации, что негативно скажется на финансово-экономическом положении компании. Поэтому мы участвуем в конкурсах и тендерах, конечно, в основном связанных с тоннелестроением, но также находим и другие заказы. В данный момент мы сотрудничаем с РЖД, например, строим транспортно-пересадочные узлы, что сегодня очень актуально. Что касается метростроения, то в портфеле Мосметростроя – порядка 35% всех заказов по строительству метро в Москве.

– Вот уже пять лет в Москве работает Сергей Собянин, и именно с его приходом развернулось масштабное строительство метро. Каковы итоги работы «Мосметростроя» за эти годы?

– Все задачи, которые были перед нами поставлены, мы выполнили. За эти пять лет мы сдали пять станций метро: «Алма-Атинская», «Пятницкое шоссе», «Тропарево», «Марьина Роща» и «Достоевская». То есть в год – по станции метро. По расчетной схеме каждая станция метро строится от двух до трех лет в зависимости от геологических условий. Однако сегодняшние технологии позволяют работать не только быстрее, но и без потери качества. Так что метро, которое мы строим сегодня, так же надежно, как и то, что мы строили в советское время.