Максим Решетников: мы превращаем идеи в действенные технологии

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ТРУДНО ДАЖЕ ПРОСТО ПЕРЕЧИСЛИТЬ, НО ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ГОРОД ПОСТУПАТЕЛЬНО РАЗВИВАЛСЯ И ПОВЫШАЛОСЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ МОСКВИЧЕЙ. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ФОРМИРОВАТЬ ДОЛГОСРОЧНЫЕ И СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, А ТАКЖЕ РЕШАТЬ ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ, ВКЛЮЧАЯ АНТИКРИЗИСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. О РАБОТЕ ДЕПАРТАМЕНТА НАШЕМУ КОРРЕСПОНДЕНТУ РАССКАЗАЛ ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ МАКСИМ РЕШЕТНИКОВ


Максим Геннадьевич, что вы считаете главным итогом работы департамента экономической политики и развития в правительстве Москвы, которое возглавляет мэр Сергей Собянин?

– Начало моей работы совпало с рядом знаковых для столичной экономики событий. В 2012 году город ощутил последствия образования консолидированных групп налогоплательщиков, ускоренной амортизации, вывода из-под налогообложения движимого имущества – и доходы резко упали (Москва ежегодно недосчитывается порядка 100 млрд руб.). В то же время многие важные городские программы – по строительству, благоустройству, здравоохранению – требовали дополнительного финансирования. Мэр поставил перед органами власти города, в том числе департаментом экономики, задачу: сбалансировать бюджет, чтобы одновременно возможно было и развитие города, и выполнение всех социальных обязательств перед москвичами. В итоге мы смогли перестроиться и не только компенсировать выпадение средств, но и обеспечить за три года рост налоговых доходов. Сегодня бюджет Москвы позволяет выполнять и социальные обязательства, и гарантировать развитие инфраструктуры.

– Как удалось этого достичь?

– Во-первых, за счет повышения эффективности налогового администрирования. Были выровнены условия налогообложения – проведены реформы, в ходе которых была усилена роль имущественных налогов. В кратчайший срок реализова- на реформа миграционного законодательства для перехода от административных методов регулирования к экономическим, а также создана вся сопутствующая инфраструктура – открыт Многофункциональный миграционный центр. Ежегодно увеличивается число предпринимателей, использующих патенты – один из самых удобных инструментов налогообложения бизнеса. Мы установили крайне разумные ставки патентов, предусмотрели максимум видов деятельности, дифференцировали стоимость патента по территориям. В планах – патенты для самозанятых без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Во-вторых, за последние годы город проделал большую работу по оптимизации расходов и повышению эффективности как на стадии планирования, так и при осуществлении затрат. Большую экономию средств по закупкам дает экспертиза начальных цен нашего Департамента, Тендерного комитета и Агентства управления инвестициями, контроль целесообразности закупок, а также запрет на покупку товаров повышенной комфортности. В результате проведенной при участии департамента имущества работы город избавился от обременительных непрофильных активов, приносящих убытки. Само городское имущество стало эффективнее использоваться – его вовлекают в оборот на рыночных условиях. Плюс мы нашли доходы в новых для города сферах. Например, новые правила аренды рекламных конструкций теперь дают поступлений в среднем в шесть раз больше, чем раньше. Обратите внимание, что при этом нет засилья рекламы, то есть облик Москвы заметно улучшился. Открытые конкурсы на право аренды киосков – также перспективный проект с большим потенциалом, что будет способствовать повышению качества городской среды.

– Решению каких задач отдается приоритет сегодня?

– Их несколько. Это работа с реальным сектором, создание условий для честной конкуренции. Доходы будут расти там, где есть эффективный бизнес, поэтому мы делаем максимум для повышения его эффективности. Напомню, что одной из основных целей налоговых реформ является выравнивание налоговой нагрузки для всех, чтобы ликвидировать ситуацию, когда один налоги платит, а другой – нет. Создание благоприятного инвестиционного климата – также один из приоритетов. Мероприятия, направленные на выполнение этой задачи, объединены в Инвестиционной стратегии Москвы до 2025 года. С 2013 года в Москве успешно работает Единый инвестиционный портал. Это уже не просто информационная площадка, а «единое окно» для общения российских инвесторов с городом, портал переведен на шесть языков, и мы на этом не останавливаемся. Особое внимание уделяется промышленному производству. Для объектов инновационной инфраструктуры – технопарков, индустриальных парков, а также эффективных производств разработаны механизмы государственной поддержки: от налоговых льгот и льгот по аренде за землю до дополнительных гарантий и содействия в решении вопросов подключения к городским коммуникациям. Город намерен и дальше работать над тем, чтобы помощь бизнесу и населению носила адресный характер. Продолжим, в частности, практику адресных налоговых льгот, а также снижения дотирования управляющих компаний и ресурсосберегающих организаций – чтобы льготы и субсидии шли горожанам напрямую.

Еще одна важная задача – замещение бюджетных инвестиций частными. Город уже многое делает в этом направлении. Например, строительство Северного дублера Кутузовского проспекта будет осуществляться за счет инвесторов. По модели контрактов жизненно- го цикла для новых строящихся линий метрополитена приобретены вагоны, а для Малого кольца Московской железной дороги – подвижной состав. Есть и важные с социальной точки зрения проекты – частные детские сады, проект медицинских кабинетов «Доктор рядом» и многое другое. Подчеркну, что эти приоритеты были у правительства и раньше. Просто в новых условиях изменились подходы, механизмы работы – они усовершенствовались. Мы не только продуцируем хорошие идеи, мы превращаем их в действенные технологии.

– Как москвичи относятся к деятельности вашего департамента?

– Я думаю, что если вы спросите у москвичей, как они относятся к нашему департаменту, то они, вероятнее всего, затруднятся с ответом. Наш департамент, как часть Комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений, отвечает за экономику города в целом и за экономическую составляющую направлений деятельности, государственных программ других подразделений правительства Москвы. В некотором смысле департамент экономики выступает конструктивным оппонентом коллегам из других органов исполнительной власти. В поиске оптимальных решений мы всегда просчитываем экономику процесса. Какими бы красивыми ни были идеи, они должны быть целесообразны с экономической точки зрения, обеспеченности финансами. Такой подход позволяет городу претворять в жизнь амбициозные планы, а также выполнять все социальные обязательства перед москвичами.

– Что лично вам больше всего нравится в сегодняшней Москве как жителю?

– То, что она быстрыми темпами меняется в лучшую сторону, становится красивее и комфортнее для горожан, в том числе для меня и моих близких. И я лично к этому причастен.