Коммерсант с фотоаппаратом

Старые фотографии из семейных архивов часто показывают на выставках в Музее Москвы. На этот раз в его залах стартует проект, целиком состоящий из снимков, не известных широкой публике. Работы московского предпринимателя, общественного деятеля и фотографа-любителя Сергея Васильевича Челнокова (1861–1924) многие десятилетия хранились у его родственников. В канун Дня города эти любопытнейшие фотографии впервые будут продемонстрированы зрителям. Выставка «Сергей Челноков. Открытие коллекции» обещает стать большим историческим и культурным событием этой осени в Москве.


Этот архив сохранился поистине чудом. Снимки с видами Москвы, Крыма, Порт-Артура, западноевропейских стран лежали неразобранными в подвале дома в Чистом переулке, где жили после революции потомки Сергея Васильевича. Сам он в 1918-м покинул страну и умер в Дании (вдова его, кстати, вернулась в Россию). Держать дома имущество капиталиста и эмигранта в те времена было рискованно. Однако внуки и правнуки сберегли фотографии. В наши дни архив потребовал тщательного разбора, атрибуции. Ведь автор, в спешке покидавший дом, не успел систематизировать свои работы, большинство из которых были не подписаны и не датированы. Оригиналы снимков сохранили следы долгого пребывания в подвале: пятна, сколы, трещины. Несколько лет назад часть этой коллекции впервые увидела свет в книге, посвященной Русско-японской войне. В декабре 2014 года состоялась первая маленькая выставка фотографий С.В. Челнокова в Петровском путевом дворце. И вот теперь открылась большая экспозиция, более 200 работ.



На этих снимках мы видим «малоизвестную Москву» начала прошлого века: непривычные ракурсы, личный взгляд, неотретушированные эпизоды истории. Очень немногие в ту пору имели ручную фотокамеру. Сергею Челнокову такая техника была по карману. Его предки – выходцы из Подольского уезда, дед стал торговать в Москве строительными материалами, отец владел крупными кирпичными заводами, чье клеймо считалось в старой России знаком качества. Из челноковского кирпича построены многие здания в нашем городе. Современный исследователь пишет: «Василий Челноков сумел подобрать знающих толк в производстве мастеров-кирпичников, закупил в Европе современное по тому времени оборудование. Благодаря самой передовой технологии, не часто встречающейся на заводах Москвы тех лет, предприятия работали бесперебойно круглый год». Его сын Сергей Челноков на рубеже веков был директором правления фирмы по производству стройматериалов, занимал высокую должность в страховом обществе «Якорь». Как член Московской городской управы, он вел большую общественную работу, занимался, в частности, вопросами благоустройства города и реставрации культурного наследия. Фотография стала его личным увлечением и, в известном смысле, продолжением работы в фирме и в управе. Камеру он брал с собой, выходя на улицы Москвы, выезжая в служебные командировки и отправляясь с семьей на крымский или швейцарский курорт. Сергей Васильевич постепенно расширял диапазон жанров, совершенствовал навыки. Многие представленные на выставке работы 1900–1910-х годов выполнены с большим мастерством и художественным вкусом. В архиве сохранились превосходные фотопортреты, сделанные Челноковым: адвокат Анатолий Кони, московский городской голова Николай Гучков, профессор-биолог Дмитрий Сырейщиков. Братья Сергей и Михаил Челноковы состояли в попечительском совете Третьяковской галереи, вносили крупные суммы на строительство Музея изящных искусств.



На этих снимках – Кремль и Театральная площадь, Новоспасский монастырь и Тверская улица, Петровский бульвар и Арбат. Челноков старался всегда снимать людей и движущиеся объекты, хотя для тогдашней техники это была непростая задача. Он не забыл захватить с собой фотоаппарат, когда отправился смотреть на последствия большого наводнения 1908 года, запечатлел полет первого аэроплана над Ходынским полем, открытие памятника Гоголю. Даже такое, казалось бы, локальное событие, как подъем колокола на колокольню Владимирской церкви в Мытищах (в этом городе находились принадлежащие его семье кирпичные заводы), не ушло от внимания фотографа-любителя.



В этих снимках отражена как жизнь Москвы, так и различные эпизоды биографии автора. Почти в каждом месте съемки Челноков оказывался не случайно. Да и не было у занятого коммерсанта времени праздно гулять по городу с фотоаппаратом. Пожар в здании Малого театра в мае 1914 года он увидел из окон своего кабинета в здании городской Думы, монтажом трамвайных путей на Большой Лубянке заинтересовался, будучи одним из инициаторов строительства трамвайной сети в Москве, колонна заключенных привлекла его внимание в связи с тем, что Сергей Васильевич состоял в попечительском совете московских тюрем. На многих этих снимках – колоритные ушедшие детали старой Москвы, обычные горожане. Челноков показывает нам «непарадную», будничную Москву, которая зачастую не попадала в объектив профессиональных фотокорреспондентов и авторов «образцовых» снимков. Его работы сохранили крупицы достоверных реалий, которые вымарывались или искажались в последующие десятилетия в угоду той или иной политической тенденции. Эти фотографии «заново притягивают наше внимание, <…> несут в себе историю, записанную как-то иначе, они пробуждают в нас то, что называется воображением, и без чего, как это полагал еще Геродот, никакая история невозможна», пишет хранитель архива, правнук автора снимков культуролог Дмитрий Новиков.



Выставка работает с 4 сентября по 10 октября.