Алексей Немерюк: мы стараемся создать атмосферу праздника

МОСКВА МЕНЯЕТСЯ БУКВАЛЬНО НА ГЛАЗАХ, И ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАТРАГИВАЮТ НЕ ТОЛЬКО ВНЕШНИЙ ОБЛИК ЕЕ УЛИЦ И ПЛОЩАДЕЙ. МЕНЯЕТСЯ САМА АТМОСФЕРА – ГОРОД СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ОТКРЫТЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ ЖИТЕЛЯМ. ВЛАСТИ НЕ ЖАЛЕЮТ СИЛ И СРЕДСТВ, ЧТОБЫ ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ МАСШТАБНЫЕ, ЯРКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КАК ГОРОДСКИЕ ФЕСТИВАЛИ И ЯРМАРКИ. ЗИМОЙ МОЖНО ОТПРАВИТЬСЯ В «ПУТЕШЕСТВИЕ В РОЖДЕСТВО», ВЕСНОЙ – ОТМЕТИТЬ ПАСХУ, ЛЕТОМ – ПОЛАКОМИТЬСЯ ВСЕВОЗМОЖНЫМИ ВИДАМИ ВАРЕНЬЯ. ИНИЦИАТОРОМ И КООРДИНАТОРОМ ЭТОЙ ОГРОМНОЙ РАБОТЫ ВЫСТУПАЕТ ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ, КОТОРЫМ РУКОВОДИТ АЛЕКСЕЙ НЕМЕРЮК


– Алексей Алексеевич, в последние годы в Москве регулярно проводятся тематические фестивали-ярмарки. Можно сказать, что уже сложилась такая традиция?

– Традиция проводить фестивали в том формате, как мы их проводим сегодня, не такая уж долгая. Но, как известно, история ярмарок имеет многовековую историю. Например, в Европе они организуются во многих городах, а самая известная среди них – Страсбургская, которая ведет свою историю с 1570 года. Три года назад мы решили показать москвичам, как проходят рождественские праздники в Европе и пригласили Страсбургскую ярмарку в Москву. Она прошла с большим успехом, и теперь мы сами проводим тематические фестивали-ярмарки 3–4 раза в течение года. Прекрасно вписалось в фестивальный формат «Путешествие в Рождество», так же как и «Пасхальный дар» и «Московское варенье»… Можно сказать, что уже сложилась традиция привязываться к определенным датам, которой мы стараемся придерживаться. Конечно, в этом году важнейшей датой стало 70-летие Великой Победы, которую мы отмечали в рамках фестиваля «Московская весна». Его участниками стали около 1,8 млн человек. Были организованы театрализованные представления, выставки, концерты; большой популярностью пользовались товары с символикой Великой Отечественной войны.

– В апреле в Москве впервые прошел рыбный фестиваль. Расскажите, как родилась эта идея?

– В этом году «Пасхальный фестиваль» и «Московская весна» оказались немного разорваны по времени, поэтому мы совместно с Росрыболовством предложили в этот период провести фестиваль «Рыбная неделя», который оказался настолько успешен, что превзошел все ожидания. Фестиваль посетили около 5 млн человек, а рыбы было продано более 300 тонн! Наши контрагенты и рыбоперерабатывающие предприятия, а их было более ста из 30 регионов России, планировали привезти порядка 100 тонн рыбы, поскольку беспокоились о том, что не смогут все продать, ведь рыба – это продукт скоропортящейся. Но мы их заверили, что нужно везти как минимум в два раза больше, и все будет продано. В результате было продано 200 тонн рыбы уже в течение первых 3–4 дней фестиваля, и им в срочном порядке пришлось довозить еще порядка 100 тонн со своих баз и предприятий. Я считаю, что мы очень неплохо отработали – показали, что можем проводить подобные мероприятия практически в праздничном формате.

– Но, судя по всему, проведение фестивалей – дело непростое?

– Да, это достаточно сложный организационный процесс, в котором участвует много городских структур и много наших контрагентов, а это и люди, и транспорт… Кроме того, нужно построить все объекты на выделенных площадках, подключить электроэнергию, организовать мастер-классы, различные конкурсы и т.д. В этом процессе задействованы более десяти департаментов правительства Москвы и практически все городские службы, которые нам постоянно помогают. Например, для рыбного фестиваля были обустроены семь площадок, где возвели 51 шале. Также его участниками стали 30 городских рынков, 1600 магазинов, принадлежащих 13 торговым сетям, более 200 ресторанов. Но главный итог этого фестиваля в том, что в ходе деловых встреч были заключены контракты на поставки рыбной продукции и морепродуктов в московские рестораны и супермаркеты из Камчатского края, Мурманской области, Крыма и других регионов, что очень важно в условиях, когда мы активно занимаемся импортозамещением. Сейчас потребность москвичей в рыбе на 70% обеспечивается за счет отечественной продукции, а в дальнейшем эта доля может возрасти, поскольку обсуждаются субсидирование железнодорожных перевозок на данный вид продукции и другие стимулирующие меры.

– Очевидно, что импортозамещение осуществляется и по всем другим видам продуктов?

– Безусловно. Москва, наверное, одной из первых сразу же отреагировала на западные санкции и заранее начала готовиться к тому, что необходимо развивать такой формат, как агропродовольственные кластеры. Работа велась интенсивно, и уже в сентябре прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин открыл крупнейший в России и Европе оптово-продовольственный центр «Фуд Сити». Это огромный комплекс общей площадью почти 800 тыс. кв. метров, расположенный на участке размером почти 85 га. Здесь представлен широчайший ассортимент продовольственных товаров, причем это касается прежде всего так называемой продукции «фрэш», а это свежее мясо, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция… Мы рассчитываем, что в этом году все павильоны «Фуд Сити» будут полностью заполнены, в том числе и за счет поставок из регионов, что позволит в основном обеспечить потребности в свежей продукции.

– Какую долю на столичном продовольственном рынке занимают сегодня импортные продукты?

– На момент принятия санкций эта доля составляла порядка 35%, а сегодня она сократилась до 23%. Увеличились поставки из российских регионов, а также из стран, не попавших под санкции, таких как Белоруссия, Армения, Азербайджан и др. В результате проделанной работы ни по одному продукту питания в городе дефицита нет. Мы создаем благоприятные условия и для установления прямых хозяйственных связей, а также для участия в ярмарках выходного дня, чтобы производители из регионов могли приезжать в Москву и продавать здесь свою продукцию. Вы, наверное, слышали, что в ответ на обращение мэра Москвы к губернаторам 22 российских регионов от всех был получен положительный ответ. И за этот год мы совершенно изменили формат проведения региональных ярмарок: по поручению Сергея Семеновича на всех 16 площадках, где они проходят, были построены большие шатры площадью более 1000 кв. метров, полностью оснащенные холодильным и другим необходимым оборудованием. Это дало возможность регионам приезжать в Москву и торговать здесь на прозрачных, понятных условиях. Город выделяет земельные участки бесплатно, единственное, что ложится на плечи организаторов, – это оплата коммунальных расходов. Такая схема достаточно выгодна для сельхозпроизводителей.

– Регионы участвуют и в ярмарках выходного дня?

– На ярмарках выходного дня мы отдаем предпочтение фермерам, то есть физическим лицам, для которых условия участия в них изменились. Теперь подать заявку можно за 24 календарных дня до начала торговой сессии через портал госуслуг (www. pgu.mos.ru), причем из любой географической точки и с любого устройства (компьютера, планшета, смартона), имеющего доступ в Интернет, а также в любом из московских МФЦ. Ответ придет через пять дней после окончания заявочной кампании в «личный кабинет» заявителя. Он, в свою очередь, может делегировать свои права близким родственникам, чтобы не отвлекаться от работы на своем участке и в то же время иметь возможность продавать выращенную продукцию. Чтобы людям, которые ведут фермерское хозяйство, было проще попасть на ярмарку, им выделяется 50% торговых мест, а остальные 50% – индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. То есть правила стали более понятными и прозрачными для тех, кто хотел бы приехать в Москву торговать свежими продуктами. Всего же в этом году в городе работают 110 ярмарок выходного дня, где организовано около 3900 торговых мест.

– Как вы оцениваете ситуацию в сфере общественного питания?

– Ситуация достаточно стабильная, хотя, как показывает практика, именно предприятия общественного питания более всего подвержены различным кризисным явлениям. Так было и в 1998 году, и в 2008-м, когда рестораторы начинали сокращать издержки, пытаясь сохранить своих клиентов, а если не получалось, то и вовсе закрывались. Их поведение – своего рода лакмусова бумажка, демонстрирующая, насколько далеко зашел кризис. Когда люди начинают экономить, то в первую очередь ограничивают посещение ресторанов и кафе, а в магазинах выбирают товары подешевле или переходят в магазины более дешевого сегмента. Но сегодня, при всех тех изменениях, которые произошли за прошедший год, а это и введение санкций, и запрет курения в помещениях и на летних верандах, и рост курсов валют, и изменение рецептур, с чем неизбежно пришлось столкнуться, и переход на закупку других продуктов, рестораторы, на мой взгляд, сумели хорошо справиться с возникшими проблемами. Да, какое-то количество предприятий закрылось, но за этот же период столько же и открылось. То есть все осталось так, как и было.

– А также стало больше летних веранд, которые очень привлекательны для посетителей…

– Да, это было решение Сергея Семеновича, благодаря чему предприятия общепита получили право устанавливать летние веранды, а мы получили очень хороший прирост таких заведений. Практически за 1,5–2 года количество летних кафе увеличилось с 1200 до 2000, но теперь встал вопрос о том, как они должны выглядеть, чтобы это были не просто пластмассовые столы и стулья, выставленные на улицу, а летние веранды с маркизами и красивой мебелью, выдержанные в соответствующем дизайне. Совместно с Москомархитектурой мы разработали некий стандарт, провели совещания с рестораторами,чтобы летние площадки выглядели достойно и привлекательно. В этом году зона их устройства расширена до Третьего транспортного кольца, а в 2016 году распространится на всю территорию Москвы, поэтому хотелось бы, чтобы все было сделано по правилам, и время для этого есть. Кстати сказать, вопрос о новой городской концепции обустройства летних кафе был вынесен на обсуждение москвичей на портале «Активный гражданин», и более 40% участников опроса высказались за эту инициативу, что позволило утвердить требования, которые должны учитывать владельцы кафе и ресторанов. Они касаются габаритов, цветового решения, используемых материалов и других параметров.

– Какие еще вопросы размещались вашим департаментом на портале «Активный гражданин»?

– В 2014 году департаментом торговли и услуг было представлено 19 вопросов, в числе которых был и вопрос об упорядочении мелкорозничной торговли на территории города и освобождении городского пространства от нестационарных объектов, не соответствующих архитектурному облику Москвы и создающих помехи пешеходам. Более 80% москвичей поддержали эти действия правительства Москвы, что позволяет не только облагородить городскую среду и сделать ее более комфортной, но и развивать малоформатные сетевые магазины шаговой доступности в качестве альтернативы палаткам и ларькам. В этом году мы провели опрос о размещении магазинов-роботов на территории Москвы, за что проголосовали 48% москвичей, а также о новом формате мобильной торговли – модернизации автолавок. Это тема получила поддержку почти 60% опрошенных, особенно в Новой Москве. Причем граждане высказали свое мнение и об ассортименте автолавок. Самыми востребованными продуктами оказались хлеб и выпечка, наряду с овощами и фруктами. В соответствии с пожеланиями жителей новый тип автолавок был доработан специалистами нашего департамента. Модернизированные магазины на колесах отвечают всем современным технологическим требованиям, а их внешний вид гармонично вписывается в городское пространство. Также были проведены опросы о кассах самообслуживания в супермаркетах города, о запрете на продажу слабоалкогольных энергетических напитков, о повышении возраста покупателей алкогольной продукции с 18 до 21 года, об открытии торговых галерей в переходах метро и т.д. Очень важно знать, о чем думают горожане, как они воспринимают те или иные инициативы правительства Москвы, поэтому я считаю, что портал «Активный гражданин» – это очень важный механизм обратной связи с москвичами. Решения, принимаемые мэром Москвы, направлены прежде всего на то, чтобы жизнь в городе стала более комфортной, чтобы люди испытывали как можно меньше проблем, в том числе и тогда, когда они пользуются услугами магазинов и предприятий сферы услуг.

– Хотелось бы узнать и ваши личные впечатления. Нравится ли вам бывать на ярмарках и фестивалях?

– Больше всего мне нравится, когда нравится людям – для этого мы и работаем. Нравится, когда они приходят на эти площадки, хорошо проводят время, веселятся и при этом еще и могут попробовать всякие вкусности. Чего там только нет – и расстегаи, и пирожки, и лакомства, которые привозят из-за рубежа наши партнеры, которые теперь можно отведать и в Москве. А главное – это то, что люди не сидят в нерабочие дни дома, а выходят на улицы, чтобы почувствовать атмосферу праздника. В этом году посещаемость фестивалей была просто огромная – 12 миллионов человек! Это не может не радовать.

– Какие еще сюрпризы готовите для москвичей в этом году?

– Об этом пока рассказывать не буду – на то они и сюрпризы…