Торговля без посредников

КРУПНЕЙШИЙ В ЕВРОПЕ ОПТОВО-ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ЦЕНТР «ФУД СИТИ» ПОСТРОЕН В КИЛОМЕТРЕ ОТ МКАД ПО КАЛУЖСКОМУ ШОССЕ. В ЕГО ОСНОВЕ ЛЕЖИТ ОПЫТ АНАЛОГИЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПАРИЖА, МАДРИДА, БЕРЛИНА, КОТОРЫЕ ПРИЗНАНЫ ЭТАЛОННЫМИ. НА ОГРОМНОЙ ТЕРРИТОРИИ ВЕДЕТСЯ ТОРГОВЛЯ МЯСОМ, РЫБОЙ, МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ, ОВОЩАМИ, ФРУКТАМИ И ЗЕЛЕНЬЮ. ТЕПЕРЬ ОПТОВИКАМ НЕ НУЖНО ТРАТИТЬ МНОГО ВРЕМЕНИ НА ПОИСКИ ПРОДУКТОВ – ВСЕ ОНИ СКОНЦЕНТРИРОВАНЫ В ОДНОМ МЕСТЕ. ЕЩЕ ОДНО НЕСОМНЕННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ЦЕНТРА – ТОВАР ЗДЕСЬ ВСЕГДА СВЕЖИЙ


Первый московский агрокластер «Фуд Сити» раскинулся на площади 115 га, предлагая широкий выбор товаров, начиная от мелкой розницы и заканчивая крупным оптом. За продуктами сюда охотно приезжают и рестораны, и гостиницы, и сетевые магазины. «Идея создания столь грандиозного комплекса возникла давно, – говорит главный специалист отдела аренды Леонид Бордо Мартинес. – Прежде всего, мы хотели организовать цивилизованную торговлю, собрав вместе большое количество продавцов и покупателей овощей, фруктов, мяса, других продуктов питания. При создании агрокластера использовался опыт мировых центров оптово-розничной торговли продовольствием в США, Мексике, в Париже, Мадриде, Берлине, до открытия нашего комплекса считавшихся лучшими».

В течение нескольких лет была сформирована концепция отечественного агрокомплекса, в период работы над которой изучались не только внедряемые зарубежными коллегами передовые технологии, но и недочеты в их работе. Все рабочие и складские помещения «Фуд Сити» оборудованы только новейшей техникой, что является одним из главных его отличий от европейских оптово-продовольственных центров, построенных давно и зачастую морально устаревших. К российским условиям приближена и усовершенствованная технология хранения продуктов – установлены современные холодильные камеры и склады для товаров с длительным сроком хранения. Это важно, поскольку Москва потребляет гораздо больше продуктов, чем европейские столицы.

Всего же оптово-продовольственный центр объединяет несколько типов торговых строений, офисно-гостиничные здания, складские комплексы, парковки, зону кафе и ресторанов, отделений банков. Только площадь павильона для розницы и мелкого опта составляет 246 тыс. кв. метров. Два этажа разделены на зоны, в каждой из которых ведется торговля определенными товарами. Именно сюда приезжают закупщики несетевых магазинов, ресторанов и кафе. Если раньше им приходилось работать с поставщиками каждого вида продуктов в отдельности, то теперь и мясо, и фрукты, и сыры, и зелень и специи они покупают в одном месте.

На территории агрокластера располагаются отдельно стоящие павильоны для кросс-докинга – торговли с колес общей площадью 50 тыс. кв. метров. Восемь из них предназначены для продажи овощей, фруктов и бахчевых. Еще один – мясной, центральная зона которого представляет собой широкую галерею, позволяющую покупателям передвигаться вместе со специальной тележкой или автопогрузчиком.

Продавец, арендующий на длительное время торговую точку в павильоне, должен располагать определенным ассортиментом продукции. А выставлять свой товар в кросс-доках может любой фермер, приобретая торговое место, как правило, на несколько дней. Чаще всего фермерская продукция распродается за один-три дня. В этом и заключается концепция европейских рынков, которые дают фермерам возможность самостоятельно выходить на торговые площадки. Им не приходится обращаться в магазины или к перекупщикам, а поскольку посредники отсеяны, цены на продаваемую продукцию ниже. Да и сам товар до покупателя доходит более свежим, особенно это касается ягод, которые достаточно быстро портятся и очень капризны к температурному режиму.

Продукты питания прибывают в «Фуд Сити» не только из центральной части России, но и из Белоруссии, Азербайджана, Турции и других стран. Самые востребованные площади на сегодняшний день – склады. Ежедневно 750 мест в кросс-докингах тоже полностью заняты, и порой водителем приходится немного подождать, когда одно из них освободится. Но это происходит потому, что пока в строй введена только первая очередь кросс-докинга. В следующем году закончится строительство второй очереди, и «Фуд Сити» получит еще 1,5 тыс. торговых мест. Впрочем, по мнению специалистов, уже в ближайшей перспективе и их будет недостаточно, поскольку комплекс снабжает продовольствием не только южные районы столицы, как изначально планировалось, но и западные, и восточные. Здесь также предпочитают приобретать продукты покупатели из Калуги, Тулы и других соседних регионов.

Чтобы достичь рациональных показателей в части заполняемости торговых точек, компания активно развивает новые направления – торговлю цветами, зоо- и хозтоварами, бакалеей, алкоголем (для продажи которого продавцам необходимо иметь лицензию). «В ближайшее время мы организуем рынок по продаже живой пресноводной рыбы, – рассказывает Леонид Бордо Мартинес, – аналогичного которому в Москве еще не было. Рыба будет продаваться прямо из аквариумов. Процесс ее сохранения в живом виде серьезно отличается от технологии хранения мяса или овощей. Для этого потребуется решить много вопросов, в том числе и по установке огромных емкостей, и по поддержанию определенного состава воды».

На территории комплекса в ближайшее время откроются офисно-деловой центр общей площадью 30,8 тыс. кв. метров и гостиничный комплекс на 656 мест. Строятся дополнительные склады, стоянка грузового транспорта, которая в итоге будет насчитывать 2 тыс. машино-мест и перехватывающая парковка на 1,5 тыс. машино-мест. Все работы планируется завершить до конца будущего года. К торговому центру организован удобный подъезд на личном и грузовом автотранспорте. В связи с тем, что расширяется Калужское шоссе, количество подъездных полос со временем только увеличится. В ближайшей перспективе на пересечении шоссе со МКАД будет построена развязка с дополнительным съездом в сторону торгового комплекса и эстакадой.

В ходе посещения «Фуд Сити» мэр Москвы Сергей Собянин особо подчеркнул: «Правительство города приняло специальный закон, который определяет требования к агрокластерам, чтобы торговля в них была цивилизованной, осуществлялась без посредников, чтобы не творилось того безобразия, который существовал на овощных базах Москвы. К тому же наличие подобных комплексов предотвращает завоз в столицу товаров на больших автомобилях, создающих на ее дорогах пробки. Фуры остаются за кольцевой автодорогой, а в город продукты питания ввозятся на небольших грузовиках».