Илья Киевский: город стал слушать и слышать горожан

ВОТ УЖЕ БОЛЕЕ 15 ЛЕТ НАУЧНО-ПРОЕКТНЫЙ ЦЕНТР «РАЗВИТИЕ ГОРОДА» ЗАНИМАЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ, КОТОРЫЕ ЗАТРАГИВАЮТ ВСЕ МНОГООБРАЗИЕ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНФРАСТРУКТУРЫ, СОСТАВЛЯЮЩИХ «ТЕЛО ГОРОДА» И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КОМФОРТНУЮ СРЕДУ. ПРОВОДИМЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ СТОЛИЦУ ЭФФЕКТИВНО И ГРАМОТНО, УЧИТЫВАЯ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДА, ИНТЕРЕСЫ ЕЕ ЖИТЕЛЕЙ И ГОСТЕЙ. О РОЛИ НПЦ «РАЗВИТИЕ ГОРОДА» В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ МЫ БЕСЕДУЕМ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ КОМПАНИИ ИЛЬЕЙ КИЕВСКИМ


– Илья Леонидович, с чего начинался НПЦ «Развитие города»?

– В свое время был такой ин- ститут с хорошо знакомым опытным строителям названием – ЦНИИОМТП (Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству Госстроя СССР). 15 лет назад его специалисты по организации строительства, управлению инвестиционно-строительными процессами и внедрению инновационных технологий в строительстве решили основать свою фирму. С тех пор НПЦ «Развитие города» в условиях жесткой рыночной конкуренции не только сохранил, но и эффективно развивает научную школу ЦНИИОМТП. Отмечу, что это было не просто желание выжить, а именно создать серьезную структуру со специалистами высокого класса, которая в сложных условиях реформирования строительного комплекса, осуществляя аналитические исследования, позволит сэкономить бюджетные средства и инвестиции, опираясь на современные градостроительные тенденции. И это у нас получилось.

Сегодня «Развитие города» – динамично развивающаяся организация столичного стройкомплекса в области научных исследований. Мы одни из немногих, кто системно занимается анализом градостроительных тенденций.

– Как это происходит на практике?

– К примеру, принимается то или иное решение. Что это означает? К каким последствиям для города и жителей оно приведет? Хорошо это или плохо? А может, и вообще не надо строить такой объект в этом месте и есть другие приоритеты? Чтобы ответить на эти вопросы, каждый раз нужно проводить соответствующие исследования. Также мы вплотную занимаемся анализом градостроительного потенциала реновируемых территорий. Сегодня это основной ресурс для развития в «старых» границах города, а старение жилого фонда не решить одним капитальным ремонтом. Кроме этого, мы регулярно проводим сопоставительный анализ градостроительного развития Москвы с другими мегаполисами мира. Такая работа необходима для объективной оценки принимаемых решений и оптимального развития города. Помимо градостроительства, мы работаем с Департаментом капитального ремонта, например, по информационно-аналитическому сопровождению программы «Моя улица», которая активно реализуется.

– Кто основной заказчик ваших исследований?

– Заказчиков достаточно много, но основным является Департамент градостроительной политики города Москвы. Помимо него мы сотрудничаем с Министерством регионального развития РФ и Минстроем, Департаментом капитального ремонта, Департаментом строительства, Департаментом экономической политики, Департаментом топливно-энергетического хозяйства, Департаментом городского имущества, ОАО «Мосгаз», ОАО «ОЭК», Москомархитектурой, ГБУ «Мосстройинформ», частными инвесторами и др.

– Как вы в целом оцениваете градостроительную политику мэра Москвы Сергея Собянина?

– Положительно. В первую очередь за комплексный подход к градостроительству и ориентацию на повышение комфортности проживания в Москве, а также за высокие темпы реализации таких сложных решений. С приходом Собянина и его команды город стал не только слушать, но и слышать горожан. Хочется отметить, что при Сергее Семеновиче стала работать градостроительно-земельная комиссия, решения которой являются обязательными для органов исполнительной власти. И раньше были архитектурные советы, был генплан, и районы развивались, но во всем этом был некий хаос и слишком много лишнего. Мэр начал с непопулярных, но нужных решений по децентрализации. Он начал разгружать центр, где слишком много офисов и мало жилья. Современная тенденция в том и состоит, чтобы выводить офисы из центра города в периферийные районы и не перегружать транспортные магистрали. Это очень трудная задача, и даже сейчас около 40% всех офисов строятся в ЦАО, но начало уже положено. Очень важно, что Сергей Семенович прислушивается к экспертному сообществу, специалистам мирового уровня, требует учитывать международную практику.

– Сегодня Москва испытывает колоссальные транспортные проблемы. Возможно ли их эффективно решать?

– У любого крупного города, а тем более у столицы, есть транспортные проблемы. Москва – это крупнейший мегаполис мира: финансовый, экономический, культурный, спортивный центр страны. Поэтому то, что город испытывает транспортные проблемы, это нормально. К этому надо относиться спокойно и принимать соответствующие решения. Сергей Семенович решает этот вопрос достаточно грамотно, комбинируя организационные и управленческие решения со строительством и реконструкцией. Прежде всего, он пытается отдать приоритет общественному транспорту, чтобы автобусы, трамваи, троллейбусы приходили, к примеру, через каждые пять минут и не были перегружены, а также развитию такси. Эта работа не только видна жителям, но и оценена международными рейтинговыми агентствами. Наши позиции в ряде мировых рейтингов существенно улучшились. Масштабное строительство метрополитена, сопоставимое по темпам только с несколькими крупнейшими азиатскими городами, – также очень серьезная мера, которая обязательно будет способствовать сокращению транспортного потока. Конечно, невозможно обойтись без строительства новых развязок и хорд, эстакад и тоннелей, транспортно-пересадочных узлов, расширения вылетных магистралей. Сегодня это делается в соответствии с намеченными планами, и я уверен, что в перспективе «старую» Москву удастся разгрузить от нескончаемого потока транспорта.

– Присоединение новых территорий к Москве может помочь решить проблемы «старой» Москвы?

– Развитие – это хорошо, а для такого мегаполиса, как Москва, просто необходимо. Но проблемы «старой» Москвы только присоединением не решить – их надо решать именно в «старой» Москве. От того, что в новых районах появится большое количество жилья, места приложения труда и другие центры притяжения, транспортный поток в «старую» Москву существенно не сократится. Люди все равно будут сюда ездить, к примеру, на работу, учебу, спортивные мероприятия или в театры. Новая Москва – это городская территория, которая будет жить по-новому. Отсутствие серьезной сложившейся застройки позволит вести строительство с учетом лучших практик создания современных городов с хорошими широкими дорогами, грамотно распределенными жилыми кварталами и общественными пространствами. Я, как коренной москвич и строитель, отношусь к этому положительно, потому что это не только развитие, но еще и загрузка стройкомплекса, а именно он является одним из локомотивов экономики города.

– Вы имеете в виду создание новых рабочих мест в строительстве и связанных с ним отраслях?

– Не только, мы проводили очень интересное исследование по расчету мультипликативного эффекта от развития стройкомплекса. Какой прирост в смежных областях дает 1 рубль, вложенный в стройку? Эффект получился очень приличный, потому как одно тянет за собой другое, хотя формально принято считать, что строительная отрасль занимает, по статистике, во внутреннем региональном продукте (ВРП) всего 2,4% и включает в себя только строительно-монтажные работы. Мы привлекли Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, провели большую работу и доказали, что если взять целиком строительный комплекс, то картина получается совсем иная – его вклад в ВРП составляет 9,5%. То есть все выглядит далеко не так, как говорит статистика, а реальная доля стройкомплекса в ВРП увеличивается в разы!