Марат Хуснуллин: стройка как локомотив – вытащит из любого кризиса

КРИЗИС ПРОИЗВЕЛ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ОТРАСЛЬ МОСКВЫ. ВМЕСТО ПРОГНОЗИРУЕМОГО ЕЩЕ В НАЧАЛЕ ГОДА СБАВЛЕНИЯ ТЕМПОВ И СОКРАЩЕНИЯ ОБЪЕМОВ, СТОЛИЧНЫЙ СТРОЙКОМПЛЕКС, НАПРОТИВ, ИХ УВЕЛИЧИЛ, А ПО РЯДУ НАПРАВЛЕНИЙ ДАЖЕ ВЫШЕЛ НА РЕКОРДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. КАК УДАЛОСЬ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ И НЕ ГРОЗИТ ЛИ ГОРОДСКИМ СТРОЙКАМ НАСТОЯЩИЙ КРИЗИС, «СТОЛИЧНОМУ СТИЛЮ» РАССКАЗАЛ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА МАРАТ ХУСНУЛЛИН


– Марат Шакирзянович, в российской экономике ситуация сейчас непростая, макроэкономические показатели снижаются, региональные бюджеты вслед за федеральным испытывают определенные трудности, доступ к внешнему финансированию закрыт. Как в этих условиях себя чувствует строительная отрасль Москвы?

– Я уже неоднократно говорил, что строительство в отличие от других отраслей экономики подвержено разно- го рода кризисам в меньшей степени. Более того – именно стройка является локомотивом выхода из любого кризиса. Это легко доказать на простом примере: по статистике, одно рабочее место в строительстве формирует девять рабочих мест в других отраслях экономики. А значит, если мы продолжаем строить, то продолжают развиваться и другие отрасли – промышленность, торговля, социальная сфера, сфера услуг и так далее. Кроме того, стройка сама по себе, как это ни парадоксально, именно в кризисные времена является драйвером развития городов, стран. Это и мировая практика подтверждает. Например, в тех же США в период кризиса 30-х годов прошлого века экономику удалось вытащить только за счет строительства транспортной инфраструктуры. У нас же сегодня порядка 90% комплектующих для стройки – отечественного производства, поэтому у нас есть все условия для развития не только самого строительства, но и этих смежных отраслей.

– А как повлияла нынешняя ситуация на объемы и сроки строительства?

– Негативно не повлияла, вопреки звучавшим тревожным прогнозам. А вот позитивно – да. Стали строить больше и быстрее.

– Вы говорите парадоксальные вещи…

– На самом деле все легко объяснимо: при высокой инфляции, волатильности национальной валюты, задержка сроков приводит к потере денег. Потому что растут цены на материалы, и нужно выделять дополнительное финансирование. Поэтому мы и раньше строили быстро, а теперь строим еще быстрее – фактически все сроки сокращены в два раза. Кроме того, в предыдущие годы мы создали колоссальный задел, и вот он сейчас дает довольно высокие результаты. Нам удалось не только не снизить, а наоборот, превысить наши первоначальные плановые показатели. С начала года мы построили уже порядка 4 млн кв. метров недвижимости, что значительно выше плановых расчетов на этот год, составлявших всего лишь 2,4 млн кв. метров. Это также больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было введено 3,89 млн кв. метров недвижимости. При этом более 1,3 млн кв. метров недвижимости введено на территории Новой Москвы. Примерно 40% всего объема недвижимости, введенного в столице за 6 месяцев 2015 года, – это жилье (1,8 млн кв. метров), что на 17,5% больше, чем в первом полугодии 2014 года, когда ввод жилья по городу составил 1,56 млн кв. метров. Отмечу, что с опережением графика у нас сдаются и объекты социального и коммерческого назначения. Например, только за первое полугодие 2015 года в Москве построено семь детских садов, семь школ и БНК, восемь объектов здравоохранения, 28 зданий производственного, административно-делового и торгового назначения.

– Как дела обстоят в дорожно- транспортном строительстве?

– Транспортное строительство у нас было и остается в приоритете, в том числе и дорожное строительство. С начала года мы сохраняем высокие темпы: все работы, ведущиеся за счет средств Адресной инвестиционной программы, были ускорены. Яркий пример – развязка Ленинского проспекта с МКАД, где мы уже досрочно ввели две новые эстакады. Всего с начала года в Москве было построено и реконструировано около 40 км дорог, открыто движение по 23 новым искусственным сооружениям – эстакадам, тоннелям и элементам развязок. Хочу напомнить, что благодаря активному строительству и реконструкции дорог, за четыре года московские магистрали удалось разгрузить на 16%, и теперь в рейтинге авторитетного нидерландского издания в области исследования городского трафика TomTom Москва сместилась с непопулярного первого места, которое занимала еще в 2012–2013 годах, на 4-ю позицию – после Стамбула, Мехико и Рио-де-Жанейро. Безусловно, мы считаем это нашей большой градостроительной победой. Всего же в этом году планируем ввести в эксплуатацию более 90 км дорог, в том числе свыше 5 км дорог – на новых территориях, а к 2018 году рост дорожного строительства прогнозируем на уровне 30%.

– Для москвичей, да и для города в целом, очень важным является строительство метро. Не будет ли тут задержек в связи с кризисом?

– Наши планы на текущий год существенно не изменились. Будет построено 13 км новых линий, восемь станций и два депо. Первой в очереди на открытие стоит станция «Котельники», которая, можно сказать, уже на старте. Следующими станут станции «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии – мы их планируем открыть одновременно. Это будут первые станции подземки на территории Новой Москвы. В этом году также планируем полностью завершить строительные работы на одном из сложнейших участков метро глубокого заложения на Люблинско-Дмитровской ветке: от «Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской» со станциями «Петровско-Разумовская», «Бутырская» и «Фонвизинская». Для пассажиров этот участок и станции откроются чуть позже – в следующем году. На Замоскворецкой линии до конца года планируем завершить строительство новой станции «Технопарк», которая обеспечит шаговую доступность к территории ЗИЛа, а также достроить станцию «Ховрино».

– Как будет развиваться метрополитен дальше? Появилась информация, что городские власти скорректировали программу развития метро до 2020 года. Какие изменения в нее внесены?

– Действительно, такая работа была проведена. Решено максимально активизировать работы по линиям, формирующим транспортную обеспеченность территорий развития, и здесь мы делаем упор на строительство метро в Новой Москве, а также на участках ТПК, то есть там, где это принесет максимальный градостроительный эффект. В целом программа развития метро до 2020 года предполагает строительство 160 км новых линий и 78 новых станций. Это позволит обеспечить метро в шаговой доступности для более 90% москвичей. Но на этом мы не остановимся. Исходя из ста населения Большой Москвы до 14,5 млн человек к 2035 году пассажиропоток в московском метро вырастет с 2,5 млрд человек в год до 3,5 млрд человек. Не избежать и увеличения мобильности населения. И транспортную инфраструктуру к этому надо готовить. Для обеспечения комфортного перемещения возрастающего пассажиропотока общая протяженность линий метрополитена к 2035 году должна составить 650–700 км. Это колоссальные цифры, и соответственно – колоссальный объем работ на перспективу. Поэтому уже сейчас мы закладываем коридоры возможных линий на период после 2020 года. Например, на западном направлении планируется продлить Калининско-Солнцевскую ветку – через районы Солнцево и Новопеределкино – во Внуково. Кроме того, разработан проект строительства новой ветки метро от станции «Улица Новаторов» на Третьем пересадочном контуре в Коммунарку. Эта ветка пойдет вдоль Калужского шоссе. Станции на ней будут строиться в шаговой доступности от крупных «точек роста» Новой Москвы. Кроме того, на перспективу дополнительно резервируем на присоединенных территориях «коридоры» общей протяженностью 36 км. Таким образом, суммарная протяженность линий подземки за границами МКАД может достичь 50 км.

– В старых границах Москвы тоже есть «точки роста», которые нуждаются в дополнительном транспортном обеспечении. Одна из них – ММДЦ «Москва-Сити». Что делается для того, чтобы деловой квартал перестал быть «градостроитель- ной ошибкой»?

– Я уже не раз говорил, что когда этот проект разрабатывался, вопросы общественного транспорта, дорожного строительства были недостаточно учтены, поэтому нам уже по ходу пришлось принимать дополнительные решения, чтобы «развязать» этот сложный транспортный узел и дать возможность людям полноценно работать и жить. На сегодняшний день в «Сити» уже построено 11 из 23 запланированных объектов: в том числе – автомагистраль, соединившая ММДЦ со Звенигородским шоссе, кольцевая дорога, огибающая «Сити» по периметру, пешеходный мост «Багратион» через Москву-реку. Кроме того, введены в строй два участка метро: от станции «Деловой центр» до станции «Международная» Филевской линии и от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы» Калининско-Солнцевской ветки. В рамках развития метро там будет введен новый участок Калининско-Солнцевской линии – от станции «Парк Победы» до «Мичуринского проспекта» с учетом стыковки с Третьим пересадочным контуром, а затем – участок ТПК. В перспективе в «Сити» придет Северный дублер Кутузовского проспекта. Помимо этого, в рамках внебюджетного финансирования завершится реконструкция МК МЖД, по которому в 2016 году планируется запустить пассажирское движение.

– Проект «Большого Сити» остается на повестке дня?

– Фактически мы сделали новый проект планировки, территориальную схему развития земель, тяготеющих к этому кварталу. Если ядро ММДЦ занимает 60 га, то «Большой Сити» в 50 раз больше – 3 тыс. га. Границы нового центра притяжения простираются фактически до конца Звенигородского шоссе на северо-западе, захватывают Хорошевское шоссе и станцию «Беговая» на севере и добираются до Большой Филевской улицы на западе. Также «Большой Сити» перешагнет водные границы Москвы- реки: в концепцию попадают площадки Бадаевского пивзавода и Роснефти, ближайшей транспортной магистралью для которых служит Кутузовский проспект. Эта территория должна стать одним из самых красивых и благоустроенных районов Москвы. На 25% территории «Большого Сити» уже существуют разработанные проекты планировок. Часть из них утверждена, остальные по графику еженедельно выносятся на Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК). Эти градостроительные решения предусматривают создание 5 млн кв. метров недвижимости, из них 1 миллион уже находится в стройке. Перспективное развитие транспортной инфраструктуры «Большого Сити» включает в себя порядка 74 км автомагистралей, 21 станцию метро, в том числе девять новых, девять железнодорожных платформ, включая шесть новых, а также создание на пересечении транспортных потоков двух крупных ТПУ – «Сити» и «Шелепиха». Таким образом, эта территория станет мощным ядром экономического развития столицы на годы вперед.

– Промзоны, по всей видимости, тоже должны развиваться как новые «точки роста». Каковы перспективы их реорганизации?

– Промзоны в «старой» Москве занимают 18,8 тыс. га, из которых как минимум 4,7 тыс. га могут быть реорганизованы. По предварительным оценкам, потенциал только жилищного строительства на этих территориях – порядка 40 млн кв. метров. Плюс социальная инфраструктура, транспортные, коммерческие объекты. По большинству промзон пока ведется только проработка проектов планировок, а начало фактического освоения планируется на конец 2015 года и даже на 2016 год. Тем не менее на некоторых территориях реновация уже ведется, причем с опережением расчетных показателей. Так, по итогам 2014 года в промзонах было введено 1,8 млн кв. метров недвижимости, что на 32% больше, чем в 2013 году. Кроме того, в прошлом году на ГЗК мы приняли решения, которые позволяют разместить на территориях промзон 8,72 млн кв. метров недвижимости. Уже по итогам первого полугодия там построили порядка 860 тыс. кв. метров – это более 20% от всего объема ввода по Москве за этот период. Наиболее значимые площадки: завод имени Лихачева (ЗИЛ), «Серп и Молот», «Нагатинский Затон», «Соколиная гора», промзоны «Ленино», «Перово», «Верхние Котлы» и ряд других.

– Многие производственные территории располагаются вдоль Москвы-реки. Есть ли какие-то особенности в проектах их реорганизации?

– Все набережные, попадающие в проекты планировки промзон, должны быть благоустроены. Это наше обязательное требование к инвесторам. Опыт других мегаполисов показывает, что зона возле реки должна служить в первую очередь пешеходам, быть доступной для прогулок и отдыха. В Москве пешеходам пока доступно лишь 7% берегов Москвы-реки. А, например, показатель доступности Темзы в Лондоне составляет 76% прибрежной полосы, Сены в Париже – 52%. В 2014 году был проведен конкурс на разработку концепции благоустройства городских набережных и прилегающих к ним территорий. Его результаты послужат базой при разработке градостроительной документации на конкретные территории. На первом этапе – до 2018 года планируется обустроить около 60 км набережных – частично это будет сделано за счет средств городского бюджета, частично за счет инвесторов. Например, компания, которая ведет большое строительство на территории ЗИЛа, профинансирует создание там набережной протяженностью 1 км с велосипедными и пешеходными дорожками. А в радиус проекта «Большого Сити» попадают в общей сложности 24 км набережных. Все они также должны быть благоустроены за счет бюджета или внебюджетных источников.

Чтобы открыть доступ к воде на всем протяжении реки в границах «Большого Сити», планируется сформировать общественные зоны – так называемые «порталы», которые, как узлы, свяжут реку и город. Это парки активного отдыха, народные парки, пешеходные набережные и так далее. В общей сложности в Москве решено создать 40 зеленых «порталов», из них шесть будут находиться на территории «Большого Сити».

– Самая главная общественная зона у воды находится буквально в двух шагах от Кремля. Расскажите, пожалуйста, как продвигается создание парка в Зарядье.

– На площадке полностью завершены работы по демонтажу оставшихся конструкций гостиницы «Россия»: сейчас на этом месте ведется строительство основного объема парка. Строители заливают основание подземного паркинга, закончить эти работы планируется в сентябре. Кроме того, мы приступили к строительству филармонии. Там сейчас ведутся работы по устройству котлована. Напомню, что филармония будет рассчитана на 1,5 тыс. зрительских мест. Еще 300 посадочных мест будут располагаться в Малом зале. В филармонии появится раздвигающаяся стена, которая будет открываться, и за концертами смогут наблюдать 5 тыс. гостей парка. Туда подведут и так называемый «парящий» мост с выходом на набережную. Все работы в «Зарядье» выполняются в соответствии с графиком – в 2017 году, когда Москва будет отмечать свой 870-летний юбилей, мы откроем парк для публики.

 

Уважаемые работники строительного комплекса, дорогие друзья!

Москва – привлекательный и дружелюбный мегаполис, жизнь людей в котором из года в год становится лучше и комфортнее. Это город-созидатель, стремительно развивающийся и растущий, и потому жизнь каждого из миллионов москвичей так или иначе связана со строительной сферой. Нет такого жителя, который никогда не ездил по дорогам города, не пользовался метрополитеном, не гулял по московским паркам и набережным. Большая часть богатейшей и сложнейшей инфраструктуры российской столицы построена руками московских строителей. И я хочу сердечно поздравить с Днем строителя всех, кто связывает себя с этой профессией, – архитекторов, реставраторов, проектировщиков, работников промышленности строительных материалов, водителей – и всех тех, кто трудится на ниве строительства, а также ветеранов отрасли, студентов профильных специальностей и, конечно же, всех жителей Москвы! Представители стройкомплекса столицы заслуженно гордятся своими достижениями и успехами на благо родного города. Быть строителем – это призвание сердца, это во многом огромная ответственность, это благородный путь служения общему делу.

Политика правительства Москвы неизменно направлена на повышение качества жизни горожан. Высокие требования к выполняемой работе, умение в сжатые сроки возвести технически сложные и часто уникальные объекты, жесткая дисциплина и самоотдача – вот что отличает работу московских строителей! Благодаря их самоотверженному труду, высокому профессионализму и неравнодушному подходу к делу в Москве возводятся сложнейшие транспортные развязки, тоннели и мосты, прокладываются новые линии и строятся новые станции метрополитена, новые комфортные жилые кварталы, объекты социальной инфраструктуры, уникальные спортивные сооружения, проводится комплексная реконструкция кварталов пятиэтажной застройки и реновация промышленно-коммунальных зон, реконструируются десятки километров автомагистралей, восстанавливаются и реставрируются памятники истории и культуры, реализуются многие другие градостроительные проекты.

Дорогие друзья! День строителя – это тот праздник, который уже давно вышел за рамки одной профессии, ведь его любят и отмечают не только строители, но и те, для кого мы строим, а это все жители Москвы – одного из лучших и красивейших городов мира. И это яркое доказательство того, что труд строителей востребован горожанами и так необходим нашей столице! В этот праздничный день хочу еще раз поблагодарить вас за ваш весомый вклад в общее развитие города и пожелать крепкого здоровья, счастья, мира, благополучия, удачи, новых интересных проектов и новых достижений на благо Москвы и москвичей.

М.Ш. Хуснуллин, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства