Раритет размером с эпоху

В Государственном историческом музее (ГИМ) начала работу выставка «Креститель Руси», посвященная святому равноапостольному князю Владимиру. Десятки реликвий и произведений искусства воссоздают жизнь и духовный облик знаменитого правителя и воина, который в 988 году ввел на Руси христианство. Экспозиция рассказывает о самом князе, его эпохе, об истории увековечения его памяти в последующие столетия. Для москвичей выставка имеет особое значение, ведь в скором времени в столице планируется установить памятник князю Владимиру.


Как святой Владимир объединил русские земли, так и эта выставка вобрала в себя экспонаты из ведущих государственных музеев разных городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Мурома. Участие в ней приняли также археологические институты страны. Ведь самым древним экспонатам, представленным в залах, свыше тысячи лет – шлем и меч, найденные при раскопках кургана «Гульбище» в Чернигове, а также фрагменты алтаря и капители церквей. К этой же эпохе относится златник – первая русская золотая монета, чеканка которой началась после принятия на Руси христианства. На ней можно увидеть единственное известное историкам прижизненное изображение князя Владимира. Вот почему директор ГИМа Алексей Левыкин во время открытия выставки призывал обратить на златник особое внимание. В этом раритете, который не разглядишь без увеличительного стекла, – целая эпоха.

Выставка позволяет совершить путешествие в эпоху, когда жил князь Владимир. Время было переходное, тяжелое, кровавое. В междоусобных войнах, в походах на Византию и Хазарский каганат гибли тысячи дружинников. Набеги кочевников разоряли деревни и города. Интриги, предательства и раздоры процветали и в княжеских семьях. Достаточно вспомнить судьбу отца Владимира, князя Святослава, убитого печенегами, или вражду братьев Владимира – Ярополка и Олега. Впрочем, в свой новгородский, «языческий» период и сам Владимир правил беспощадной рукой, жестоко расправляясь с бунтовщиками и изменниками.

Многие события тех лет дошли до нас в виде сказаний, легенд и житий, поэтому перед организаторами выставки стояла очень сложная задача – показать образ князя Владимира, опираясь на подлинные предметы и артефакты. Реликвий раннехристианского времени сохранилось ничтожно мало, но история восприятия князя в последующие века стала уже достоянием науки. В пространстве выставочного зала соединены предметы разного характера и разных эпох. Все они образуют единую повесть о выдающемся деятеле государства и церкви. О мирских делах князя, его духовном и нравственном облике, а также о «главном событии его жизни» говорил на церемонии открытия митрополит Волоколамский Илларион – богослов и историк: «Трудно представить, какой была бы судьба России и всех славянских народов, если бы не выбор, сделанный Владимиром. Я убежден, что это был не только политический, но и глубоко продуманный личный выбор. После этого Владимир превратился в доброго христианина, снискал в народе прозвище Красное Солнышко. Из тьмы язычества наш народ вышел к свету христианства. Открывая эту выставку, мы отдаем дань мудрости и прозорливости князя».

Ряд экспонатов демонстрируется впервые, многие из них извлечены из запасников после очень длительной паузы. Особый интерес посетителей вызвали иконы из собрания ГИМа (в том числе посвященные князю Владимиру), живописные полотна Виктора Васнецова и Николая Бодаревского, древнерусские рукописные книги. Ведь новая религия, принятая князем, способствовала укреплению культурных связей с восточноевропейскими странами: начали появляться библиотеки, переписчики и переводчики, открылись школы. Владимир Святославич к тому же был еще и выдающимся просветителем.

Образ князя Владимира запечатлен в произведениях живописи, в гравюрах и медалях. В 1853 году в Киеве, на высоком берегу Днепра, был установлен памятник Крестителю, созданный по проекту петербургских скульпторов. Есть у выставки и архитектурно-строительный аспект: ряд экспонатов рассказывает об истории сооружения в середине ХIХ века собора князя Владимира в Крыму, на территории Херсонесского монастыря. По одной из версий, именно в этих местах князь Владимир принял крещение. Первый камень будущего храма был заложен в присутствии императора Александра II и царской семьи. Затем более полутора десятилетий шли работы, деньги на постройку собирали по подписке по всей стране. Проект разработал академик архитектуры Д.И. Гримм, росписи выполнил академик живописи А.И. Корзухин. В годы Великой Отечественной войны Владимирский собор серьезно пострадал при артобстрелах, затем долгие годы стоял без ремонта и окончательно был восстановлен был только в начале ХХI века. Отражена в экспозиции и история возведения первого на Руси христианского храма – Десятинной церкви в Киеве (завершена в 996 году). Но два века спустя эта церковь погибла во время нашествия монголов. А в 1842 году по проекту архитектора В.П. Стасова на том же месте была построена новая Десятинная церковь, в византийском стиле, не повторявшая облик своей предшественницы. Однако в 30-е годы ХХ века исчезла и она. В судьбе построек, связанных с именем и делами князя Владимира, отразились многие драматические повороты истории Руси.

Выставка работает до 12 октября.