Перформанс в старом ресторане

Когда-то в этом здании находился ресторан «Времена года», весьма популярный среди москвичей в 1960–1980-е годы. В годы перестройки здание сгорело и на протяжении двух десятилетий оставалось заброшенным, но несколько лет назад оно привлекло внимание руководителей Музея современного искусства «Гараж», которые решили устроить в бывших ресторанных залах выставочные пространства.


Первоначально музей размещался на улице Образцова в здании бывшего автопарка, построенного по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова. Однако то здание вскоре отошло Еврейскому музею и Центру толерантности, а «Гараж» переехал в парк Горького, где как раз начинались значительные перемены. Здесь по проекту японского архитектора Шигеру Бана был построен временный павильон – материалами для него послужили металл, пластмасса и картон (подробнее об этом см. статью в «Московской перспективе» от 23 октября 2012 года). Спустя год по соседству возвели Образовательный центр, чья общедоступная библиотека сразу получила признание искусствоведов. Главным направлением работы «Гаража» стали, конечно, выставки. Но в «картонном доме» им было явно тесновато (его планируют снести в августе нынешнего года, после завершения текущей экспозиции). Два года назад частные инвесторы приобрели то, что осталось от ресторана «Времена года», и вложили немалые деньги в реконструкцию. Теперь у музея появилось стационарное здание.

Оно находится в центральной части парка, где когда-то располагалась площадка с детскими каруселями, крутящимися чашечками и электромобилями. Теперь там будут показывать современное искусство, тоже местами напоминающее аттракцион. Возле здания освободили и благоустроили просторную площадь, где планируют проводить масштабные художественные акции. Здесь в День России выстроилась длинная очередь желающих попасть на открытие «Гаража».

Здание бывшего ресторана превращено в музей по проекту модного голландского архитектора Рема Колхаса, профессора Гарвардского университета и давнего поклонника российской архитектуры ХХ века. Он впервые приехал в Москву в конце 1960-х и с тех пор не устает повторять, что это его любимый город. Голландец регулярно посещает Москву и в наши дни – с лекциями, идеями и проектами. Кафе «Времена года» («непризнанный памятник советского модернизма», по выражению директора «Гаража» Антона Белова) Колхас посетил еще в тот период, когда здесь работал бар, народ танцевал, а в меню фигурировали экзотические для советского общепита коктейли.

Голландский архитектор сохранил не только все несущие конструкции старого здания, но и подлинные элементы оформления – глазурованную плитку на стенах, большое мозаичное панно 1968 года «Осень» (с ним теперь соседствует плакат «Все в наш Гараж!», специально к открытию выполненный известным художником Эриком Булатовым). Панно, ставшее в годы разрухи жертвой вандалов, в прошлом году отреставрировали. Ключевые вопросы, которые, по словам Колхаса, ему пришлось решать при выполнении проекта, это как согласовать между собой сохранение существующего здания, нужды современного музея и новые строительные нормы. Дело осложнялось и тем, что за время, прошедшее между строительством здания и его воссозданием, принципиально изменились нормативы – в плане безопасности конструкции, ее использования и устойчивости. Но для голландского специалиста все эти трудности оказались преодолимыми. Капитальное строительство в охранной зоне парка Горького запрещено, поэтому в любом случае увеличивать объем существующего ресторана автор не имел права. Архитектор накрыл старый каркас ресторана серебристым пластмассовым коробом с возвышением в центре, распланировав внутреннее пространство так, чтобы в нем комфортно себя чувствовали и посетители ультраавангардных выставок, и те, кто пришел поностальгировать по культовым когда-то «Временам года». Специально для последних в день открытия здания посетителей угощали пельменями, напоминающими о гастрономическом прошлом этих залов.

Кстати, и многие выставки, открывшиеся в этот день, содержат элемент ностальгии. Например, проект Георгия Кизевальтера «Инсайдер», включивший фотопортреты главных персонажей российского художественного андеграунда, или арт-реконструкция знаменитой американской выставки 1959 года в парке «Сокольники». Именно на ней многие москвичи впервые познакомились с современным искусством, в частности, живописью абстракционистов. Нынешний «Гараж» продолжает эту традицию. Художественная программа здесь обещает быть чрезвычайно насыщенной: это, помимо выставок известных авторов, встречи с художниками и кураторами, кинопоказы, мастер-классы для взрослых и детей, лекции искусствоведов, а также пинг-понг как особый вид времяпрепровождения на грани спорта и перформанса.

Источник: "Московская перспектива"