Антикризисный план: как обеспечить устойчивое развитие города

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ЗАСТАЛ МОСКВУ НА ПИКЕ РОСТА, КОТОРЫЙ БЫЛ ДОСТИГНУТ КОМАНДОЙ МЭРА МОСКВЫ СЕРГЕЯ СОБЯНИНА ЗА СЧЕТ ПРОВЕДЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА – ОТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. В МЭРИИ УВЕРЕНЫ, ЧТО, НЕСМОТРЯ НА ОБЪЕКТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ, ГОРОДУ НЕ ПРИДЕТСЯ МЕНЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ, И ИЗ НЫНЕШНЕЙ НЕПРОСТОЙ СИТУАЦИИ СТОЛИЧНАЯ ЭКОНОМИКА ВЫЙДЕТ ЕЩЕ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ.


ТЕКСТ: ЕЛЕНА ЕГОРШИНА

Главная проблема столицы, которую, несмотря на кризис, власти не собираются снимать с повестки дня, – транспортная. После двух десятилетий постоянного ухудшения ситуации в 2014 году дорожный трафик пусть немного, но начал улучшаться. «Разумеется, город не победил пробки, но наметившаяся тенденция, особенно на фоне все увеличивающегося населения и количества личного и грузового транспорта, говорит о том, что мы на правильном пути», – констатирует Сергей Собянин.

Негативные тенденции удалось переломить прежде всего за счет повышения популярности общественного транспорта,
который стал более доступным, дешевым и комфортным. В результате длительной заморозки цен на билеты реальная стоимость проезда в общественном транспорте с 2011 года сократилась на 20%. А за счет строительства 12 новых станций метро подземка стала доступнее для миллиона жителей. Еще 40 новых станций метро планируется построить в ближайшие четыре года – это самые высокие темпы за всю историю города и одни из самых высоких темпов в мире. «Мы сделаем упор на достройку тех проектов, которые уже разыграны на торгах или вступили в строительство.

Адресная инвестиционная программа практически не сокращается: оптимизация будет не более 10%. Это означает, что все ключевые параметры будут сохранены», – подчеркивает Собянин.

За четыре года удалось на четверть обновить подвижной состав метро – было закуплено более тысячи новых вагонов. До 2020 года по заключенным в настоящее время контрактам Московский метрополитен должен получить еще три тысячи вагонов. «Это крупнейший машиностроительный контракт в России, которым предусматривается практически стопроцентное изготовление всех комплектующих на российских предприятиях. Он полностью вписывается в программу импортозамещения,
разрабатываемую федеральным правительством», – говорит заместитель мэра, руководитель Департамента транспорта
и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Он напоминает, что параллельно ведомство занималось обновлением городского автобусного парка: сейчас средний возраст автобусов Мосгортранса составляет четыре с половиной года – это самый молодой автобусный парк среди мегаполисов мира. Немаловажно, что наземный транспорт стал не только более комфортным, но и более быстрым и регулярным. Во многом этого удалось добиться за счет создания выделенных полос, которых в городе уже 215 км. По словам Ликсутова, ими ежедневно пользуются не менее 40% пассажиров.

Второй важнейшей причиной некоторого улучшения дорожной ситуации стало наведение элементарного порядка на дорогах Москвы. В последние годы были установлены дополнительные ограничения для движения грузовиков,заработала система видеофиксации нарушений, организована эвакуация неправильно припаркованных машин. Самым сложным решением для прави-
тельства Москвы стало введение платной парковки. Нужна была политическая воля, чтобы пойти на этот шаг, но в результате выиграли все: и жители,под окнами которых стало больше порядка, и сами автовладельцы, которые меньше стоят в пробках и легче находят место для парковки в центре города. По оценкам департамента, средняя скорость движения в зоне платной парковки увеличилась на 12%.

Наконец, третий фактор, позитивно влияющий на транспортную ситуацию, это активное дорожное строительство. «По сравнению с 2010 годом мы увеличили объем дорожного строительства ровно в четыре раза – с 20 км в год до 80. Для плотно застроенного города это максимально возможные темпы развития дорожной инфраструктуры, которые мы постараемся сохранить и впредь», – говорит заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Приоритетами 2015–2017 годов, по его словам, являются завершение реконструкции вылетных магистралей, формирование новых хордовых трасс, реконструкция МКАД и дорожной сети Новой Москвы. С участка на присоединенных территориях должна начаться реализация мегапроекта по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги. Недавно правительство РФ подтвердило, что выделит на него средства из Фонда национального благосостояния.

Завершен крупнейший инвестиционный конкурс на право строительства северного дублера Кутузовского проспекта. Еще несколько десятков миллиардов рублей частных инвестиций Москва рассчитывает привлечь на строительство транспортно-пересадочных узлов. «Таким образом, программа развития транспортной системы, несмотря на все трудности с бюджетом, получает новую динамику», – резюмирует Сергей Собянин. Марат Хуснуллин в свою очередь напоминает, что
в 2015 году должны быть завершены основные строительные работы по проекту МКЖД, который столичные власти реализуют совместно с РЖД. После запуска кольца впервые будет создан пересадочный контур для пригородного железнодорожного сообщения и новая возможность пересадки для пассажиров метрополитена.

Поскольку строительный сектор обеспечивает вложения в экономику города на уровне более триллиона рублей ежегодно, столичные власти решили поддержать застройщиков в трудные времена. «Речь идет и о поддержке ипотечного кредитования
и рассрочки по арендным платежам за землю для вновь начинаемых строительных объектов, ускорении и удешевлении процедур технологического присоединения, регистрации недвижимости, уменьшении административных барьеров и ускорении выдачи разрешений на строительство», – перечисляет предложенные меры заместитель мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, возглавившая комиссию по обеспечению устойчивого
развития экономики и социальной стабильности в Москве.

В целом перечень мероприятий по поддержке реального сектора экономики насчитывает 14 позиций. «Бизнес нас просил зафиксировать на какое-то время стабильные условия, поскольку условия работы меняются, экономика стала тяжелее, нужно, чтобы государство гарантировало прозрачность и предсказуемость», – поясняет Сергунина.

Помимо имущественной поддержки правительство Москвы по просьбам предпринимательского сообщества решило перенести вступление в силу ряда обязательных требований. В частности, переход на новый формат вывесок за пределами Третьего транспортного кольца и вне вылетных магистралей откладывается на год. Глава Департамента СМИ и рекламы Владимир Черников также объявил о намерении своего ведомства отменить аукционы на право размещения наружной рекламы в 2015
году. Мэрия не видит целесообразности в торгах, поскольку экономическая ситуация не позволит получить максимальный
эффект от продаж. По словам Черникова, после принятия схемы размещения число рекламных конструкций в городе сократилось в три раза, объем рекламных площадей снизился в десять раз, а поступления в бюджет выросли почти в шесть раз. «Есть все основания предполагать, что рекламодатели тоже почувствуют стабильность, потому что те рекламные конструкции, которые имеются в городе, имеют долгосрочные 10-летние разрешения, и ими владеют компании, которые нацелены работать на перспективу», – подчеркивает министр.

В сфере торговли власти решили отложить срок закрытия некапитальных сельскохозяйственных рынков, а эксперимент по аренде нестационарных торговых объектов у города ограничить пределами Центрального административного округа. «При этом в начальную цену контрактов не будет включена стоимость изготовления объектов. Это тоже даст определенные преференции бизнесу, но в то же время прозрачная, понятная структура распределения доступа к этим объектам, конечно,
должна быть – об этом тоже просит бизнес», – говорит глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. За счет перехода на модель прямой аренды планируется также подготовить предложения по снижению размера платежей для арендаторов палаток, расположенный в подуличных переходах Московского метрополитена.

Столкнувшись с призраком дефицита, власти намерены усилить поиск новых поставщиков продовольствия на московский рынок из российских регионов, стран ЕАЭС и ближнего зарубежья. «Мы в последние годы подписали прямые договоры с азербайджанскими поставщиками, поставщиками из Казахстана, Турции, Белоруссии. И даже при общем росте цен по Москве рост цен был несколько ниже, чем в других крупных городах России. Надеемся эту тенденцию сохранить. Ее можно сохранить только в основном за счет конкурентности – конкурентности торговли и предложения», – уверен Алексей Немерюк.

Важнейший приоритет – социальная сфера

Однако ключевой блок антикризисных мероприятий – это поддержка москвичей в вопросах социальной стабильности. «Социальная сфера всегда будет нашим важнейшим приоритетом. Несмотря на все трудности с бюджетом, правительство Москвы обеспечило стабильную работу системы поддержки москвичей старшего поколения, инвалидов, семей с детьми. Помимо традиционных социальных выплат и льгот, в Москве внедряется адресная поддержка – помощь конкретным людям, помощь в том, в чем они нуждаются больше всего», – говорит Сергей Собянин. Всего за четыре года дополнительную помощь и поддержку получили порядка 600 тысяч москвичей. В 2015 году на поддержку особого нуждающихся горожан решено дополнительно направить 1,7 млрд руб. из средств резервного фонда. Несмотря на кризис, все социальные статьи, а также программы развития столичного образования и здравоохранения остаются защищенными: москвичи по-прежнему могут рассчитывать на качественное и преимущественно бесплатное обслуживание.

Еще до кризиса городские больницы и поликлиники успели получить необходимое современное оборудование. По укомплектованности томографами, аппаратами УЗИ и рентгеном московское здравоохранение сегодня не уступает другим европейским городам. Кроме того, была проведена структурная модернизация системы здравоохранения. «Вместо
450 маломощных районных поликлиник сегодня работают 40 детских и 46 взрослых амбулаторно-диагностических центров с полным штатом специалистов и широкими возможностями для диагностики и лечения заболеваний», – напоминает заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников. Небольшие клиники и диспансеры вошли в состав крупных многопрофильных современных больниц. Заработала электронная запись к врачу, которой уже хотя бы раз воспользовался каждый второй москвич. Здравоохранение перешло на одноканальное финансирование через Фонд медицинского страхования как того требует федеральный закон. «Эти изменения проводились не ради самих изменений. Наша задача – обеспечить качественное современное лечение москвичей», – подчеркивает Сергей Собянин. По его словам, новая система организации медицинской помощи позволила существенно повысить ее доступность для абсолютного большинства пациентов. Если три-четыре года назад к врачам-специалистам приходилось записываться за 13–14 дней, то сегодня за 3–5 дней.

При этом город продолжает строить новые медицинские учреждения. План на 2014–2017 годы предусматривает ввод 80 новых объектов медицинского назначения, в числе которых новый корпус Морозовской детской больницы и перинатальный центр для новорожденных с патологиями сердца на территории городской клинической больницы № 67. «По своему профилю это будут лучшие клиники России», – обещает Печатников.

В сфере образования в 2014 году также закончилась структурная реформа, вылившаяся в объединение слабых и сильных школ. Теперь московские дети имеют не только абстрактное право, но и реальную возможность получить самое качественное образование в стране. В рейтинге 500 лучших школ России каждая четвертая школа – московская. А из 25 лучших школ страны практически половина – это московские школы. Разумеется, эти результаты не означают, что развитие столичного образования заканчивается. «Сегодня перед нами стоят новые задачи, прежде всего поиск разумного баланса между учебой, внеклассной работой и отдыхом. Важным делом текущего учебного года является переход московских школ на пятидневную учебную неделю», – отмечает руководитель Департамента образования Исаак Калина.

Обратная связь

Еще одним приоритетом работы столичного правительства в 2015 году остается благоустройство общественного пространства. По словам заместителя мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова, в 2014 году в основном была завершена программа комплексного благоустройства дворовых территорий. За четыре летних сезона московские дворы были обеспечены современными детскими площадками, уличными тренажерами, карманами для парковки и дополнительным освещением. «Опросы москвичей показали, что они говорят о недостаточности зелени во дворах. В 2014 году мы посадили около 350 тысяч деревьев и кустарников. С наступлением весны собираемся
продолжить эту работу, опираясь на заявки, которые жители подали в свои управы. Наша цель – 1 миллион новых деревьев», – говорит глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.

Параллельно будет продолжена работа по благоустройству улиц и площадей. В 2014 году в Москве появились новые пешеходные маршруты: Пятницкая, Покровка, Маросейка и другие. Протяженность пешеходных улиц достигла 100 км. С учетом наработанного на этих проектах опыта намечена новая программа комплексного благоустройства улиц, которая будет включать в себя создание качественного пространства для пешеходов и велосипедов, упорядочивание парковки машин, улучшение освещения, ремонт фасадов прилегающих домов. В первоочередном порядке в нее планируется включить объекты с интенсивным пешеходным движением: радиальные улицы в центре города от Кремля до Садового кольца, а также улицы и площади, прилегающие к наиболее загруженным станциям Московского метрополитена. Конкретный список этих
улиц власти собираются утвердить после обсуждения с горожанами.

Рост социальной активности москвичей – это еще один важный тренд, значение которого в условиях кризиса будет только усиливаться. «Портал «Наш город» уже стал крупнейшим в России, да и, наверное, в мире, электронным каналом для решения городских проблем. Ежедневно москвичи оставляют на портале порядка 2000 обращений, это в три-четыре раза больше традиционных бумажных жалоб», – отмечает Сергей Собянин. По данным заместителя мэра Москвы – руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Анастасии Раковой, курирующей городские онлайн-проекты, за время работы портала было решено порядка 200 тысяч различных проблем: от «залатайте яму на дороге» до более крупных вопросов, таких как строительство народных парков, межквартальных игровых городков и т.д.

Кроме того, из портала «Наш город» выросли еще два крупных проекта прямого взаимодействия с москвичами – это «Краудсорсинг» и «Активный гражданин». В «Краудсорсинге» участвуют жители, желающие детально обсуждать крупные городские проблемы, например, организацию работы наземного транспорта. Тогда как система электронных голосований «Активный гражданин» позволяет быстро и с минимальными издержками узнать мнения горожан практически по любому вопросу. Например, в голосовании за возвращение исторического названия ВДНХ приняли участие более 300 тысяч жителей столицы.

«Конечно, все это не отменяет традиционных коммуникаций в работе с Общественной палатой, в работе с различными общественными комиссиями, разъяснения своих позиций через средства массовой информации, но то, что сделаны такие электронные сервисы, выводит Москву на передовые позиции среди мировых мегаполисов», – отмечает Ракова.