Ответить на вызовы времени

В НАСТУПИВШЕМ 2015 ГОДУ РОССИЯ СТОЛКНУЛАСЬ С ПОЛИТИЧЕСКИМИ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ВЫЗОВАМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ОТ ЕЕ ЛИДЕРОВ И НАСЕЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ СИЛ И ВЗАИМНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ. ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ И НАИБОЛЕЕ ПЕЧАЛЬНЫХ ИТОГОВ 2014 ГОДА СТАЛ СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС, В КОТОРОМ СТРАНА ОКАЗАЛАСЬ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ЗАВИСЯЩИХ И НЕ ЗАВИСЯЩИХ ОТ НЕЕ ПРИЧИН. ЭКСПОРТНОСЫРЬЕВАЯ МОДЕЛЬ, УСПЕШНО РАБОТАВШАЯ С НАЧАЛА 2000-Х, ДАЛА СБОЙ. РЕЗКОЕ ПАДЕНИЕ МИРОВЫХ ЦЕН НА НЕФТЬ С ПЕРСПЕКТИВОЙ ИХ СОХРАНЕНИЯ НА НИЗКОМ УРОВНЕ НЕ ОСТАВИЛА ПРЕЖНЕЙ СИСТЕМЕ НИКАКИХ ШАНСОВ.


ТЕКСТ: СЕРГЕЙ СЕРЕБРОВ

Но Россия не пасует перед новыми вызовами. Это четко прослеживается по тому, как активно консолидируется российское общество. Экономический кризис и внешнеполитические перемены привели не к брожению и недовольству, а к большей сплоченности народа. Об этом говорил и президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию: «В этом году мы вместе прошли через испытания, которые по плечу только зрелой, сплоченной нации, по-настоящему суверенному и сильному государству. Россия на деле доказала, что способна защитить соотечественников, с честью отстаивать правду и справедливость».

Несмотря на сомнения ряда политологов, поддержка населением действующей власти, на фоне последних событий, только возрастает. Подтверждением этому стал опрос «Левада-Центра», проведенный в феврале. По данным исследования, деятельность Владимира Путина на посту президента РФ одобряют 86% граждан. Работой российского правительства довольны 60% опрошенных, работой Госдумы – 50%. Респондентам также предложили назвать 5.6 политиков
и общественных деятелей, которым они доверяют более всего. На первом месте здесь по-прежнему Путин – его имя назвали 59% опрошенных (55% в декабре). На втором месте – глава Минобороны РФ Сергей Шойгу – сейчас ему доверяют 24% россиян. За последний месяц заметно вырос уровень доверия граждан к главе МИД РФ Сергею Лаврову – 20% против 12% в январе. Далее следуют: Дмитрий Медведев (19%), лидер КПРФ Геннадий Зюганов (11%), лидер ЛДПР Владимир Жириновский (10%), Патриарх Кирилл (6%), спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко (5%). Лишь 12% респондентов в настоящее время не доверяют никому из российских политиков, а 13% заявили, что вообще не интересуются политикой. В целом, по мнению 54% россиян, дела в стране сейчас идут в правильном направлении.

Подобное распределение мест вполне объяснимо. Поддержка населением действующей власти, и в первую очередь президента Владимира Путина, резко усилилась в связи с событиями на Украине. Россияне увидели, каким хаосом, жертвами и разрушениями обернулась смена власти в этой стране. Многие из тех, кто проводил параллели между Украиной и Россией, оказались в ужасе от возможных перспектив.

В своем президенте россияне видят защитника и собирателя земель. Путин просто и понятно разъяснил парламентариям
и всей стране исторический смысл последних шагов России, включая присоединение Крыма: «Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм. И именно так мы будем к этому относиться отныне и навсегда». Не меньшее одобрение вызывают сегодня у населения действия президента, направленные на стабилизацию положения на юго-востоке Украины.

Этих двух факторов оказалось достаточно для поддержки гражданами РФ президента и его команды. Немаловажно и то, что сплочение вокруг президента наблюдается и в команде главы государства. Как отметил на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» первый замглавы президентской администрации Вячеслав Володин, тезис «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России» наиболее четко отражает сегодняшнее состояние страны и ее граждан. По мнению Володина, те, кто рассчитывал, что санкции расколют и деморализуют Россию, ошиблись: «Западные политики не понимают
сути России, ее основ и принципов, в отличие от россиян, которые в настоящее время воспринимают атаки на президента
как атаки на свою страну и лично на себя».

Схожую позицию высказал на Давосском форуме и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он дал понять, что внешним силам не удастся сместить российского лидера, потому что он пользуется поддержкой всего населения страны. По его словам, народ не допустит свержения своего президента, если почувствует, что его хотят поменять «извне». «Если русский ощущает любое давление извне, он никогда не отдаст своего лидера. Несмотря на любые лишения», – заявил Шувалов.

Не допустить военного превосходства


Серьезные внешнеполитические изменения, произошедшие в 2014 году, потребовали от высшего российского руководства
незамедлительной реакции. Выступая с Посланием Федеральному Собранию, Владимир Путин поставил задачу не допустить военного превосходства над Россией со стороны ее потенциальных противников. Тогда же президент определил ориентиры военного строительства и дал поручения по дальнейшему развитию Вооруженных сил.

Эти решения потребовали внесения изменений в План деятельности Минобороны на 2015 год. Как заявил глава военного
ведомства, генерал армии Сергей Шойгу, в документ внесены корректировки с учетом принятых руководством государства
решений по наращиванию боевого потенциала Вооруженных сил в связи со складывающейся военно-политической обстановкой.
«В этих целях предусматривается усилить группировки войск и сил на стратегических направлениях, – пояснил министр на заседании коллегии Минобороны. – Поставленная президентом задача – не допустить военного превосходства над Россией – будет, безусловно, выполнена».

Сергей Шойгу привел слова Верховного главнокомандующего, согласно которым Россия не намерена втягиваться в дорогостоящую гонку вооружений, но при этом готова гарантированно обеспечить свою обороноспособность в новых условиях. Для этого планируется полностью выполнить Государственную программу вооружения, чтобы к 2020 году достичь
установленных параметров по современным образцам вооружения и военной техники на уровне 70–100%. Главные усилия будут сосредоточены на повышении качественного состояния стратегических ядерных сил, наращивании боевого состава и возможностей армии и флота, а также создании нового вида Вооруженных сил – Воздушно-космических сил.

Нет коррупции


Не остается без внимания руководства страны и другая крайне опасная «национальная особенность» – коррупция. В условиях экономического кризиса и сложной внешнеполитической ситуации она становится одной из главных проблем.
Неудивительно, что глава президентской администрации Сергей Иванов назвал коррупцию прямой угрозой безопасности
и национальному суверенитету страны. «Коррупция крадет у всех у нас, у страны, ресурсы для развития», – заявил он на
семинаре-совещании «Современная экономическая и политическая повестка» для руководителей субъектов РФ.

В общественном сознании должно укорениться понимание, что любой коррупционер является «вором» независимо от должности, а для его выявления «работают все созданные государством механизмы». Как отметил Сергей Иванов, за последний год в сфере борьбы с коррупцией удалось достигнуть ряда конкретных результатов, но, несмотря на это, нерешенные проблемы еще остаются. Одним из свидетельств этого является дело «Оборонсервиса».

Нефть и западные санкции


Не менее серьезным вызовом стали и внешнеполитические события, приведшие к ухудшению отношений между Россией и странами Запада и стоившие ей доступа к международным кредитным ресурсам и инвестициям. Введенные в отношении страны персональные и секторальные санкции тяжелым грузом легли на экономику. Итог этих изменений содержится в уточненном макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития РФ, пересчитанном из расчета цены на нефть в $50 за баррель.

Согласно этому документу в 2015 году ожидается снижение ВВП на уровне 3%, а прогноз по чистому оттоку капитала из России повышен с $90 млрд до $115 млрд. Спад инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 13% (вместо прогнозировавшихся ранее 3,5%), спад промышленности – на уровне 1,6% (вместо 1,1%), прогноз по инфляции повышен с 7,5% до 12%, а оборот розничной торговли может упасть на 8%.

Что касается населения, то его в 2015 году ждет снижение зарплат и реальных доходов. «Динамика потребительского спроса находится в отрицательных значениях: спад и по реальной заработной плате – более 9%, и по реальным доходам населения – более 6%», – поясняет прогноз министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Отсутствие взаимопонимания между Россией и Западом по вопросу украинского конфликта и рост враждебных настроений со стороны целого ряда западных политиков, чреваты усилением санкционного давления. А в условиях низких нефтяных цен все это становится сложнейшим испытанием для страны, ее населения и политического руководства.


Антикризисный план


Одной из первоочередных задач президента и правительства РФ в нынешних условиях стала разработка мер противодействия развитию экономического кризиса. Антикризисная программа была подготовлена правительством в кратчайшие сроки. Текст документа, состоящего из 60 пунктов, опубликован на сайте правительства 28 января 2015 года. На данный момент объем антикризисного плана составляет 2,332 трлн руб., из которых 1 трлн руб. уже был выделен в 2014 году Агентству по страхованию вкладов на докапитализацию банков.

В соответствии с планом ключевыми направлениями антикризисной деятельности станут поддержка импортозамещения и несырьевого экспорта, развитие малого и среднего бизнеса, привлечение в экономику инвестиций, компенсация дополнительных инфляционных издержек уязвимым категориям граждан, борьба с безработицей, повышение устойчивости банковской системы и концентрация ресурсов на «приоритетных направлениях развития».

Данный план нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. Структурные изменения в экономике предполагается провести в 2015–2016 годах, принять меры по стабилизации работы системообразующих предприятий и достижению сбалансированности на рынке труда, чтобы обеспечить положительные темпы роста экономики.

В документе отмечается, что правительство внесет в Госдуму проект закона, который предусматривает сокращение в 2015 году расходов федерального бюджета на 10% по большинству статей, но произойдет это в первую очередь за счет исключения неэффективных затрат. Например, будут снижены затраты на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет «уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности».

В то же время правительство приложило максимальные усилия, чтобы предпринимаемые меры не привели к негативным «побочным» последствиям. Так, по мнению главы минфина Антона Силуанова, антикризисные действия правительства не должны привести к ускорению инфляции. «Нашу экономику нужно адаптировать к новым условиям внутреннего спроса, – пояснил министр. – Мы не можем такой объем спроса сохранять в условиях сокращения предложения. У нас импорт сократился, сокращаются объемы экономики. Мы не можем иметь такие расходы бюджета, столько коммерческого спроса – в противном случае это все приведет к инфляции».

Борьбу с инфляцией правительству предстоит вести в тесном сотрудничестве с Центробанком. И судя по всему, легкой она не будет. Действенных инструментов для этого не так много, а те, что имеются, обладают как прямым, так и обратным действием. Экспертами и финансистами было сломано много копий после экстренного решения ЦБ поднять ключевую процентную ставку до 17%. Бесспорно, это решение позволило приостановить падение курса рубля и сдержать инфляционные последствия, но привело фактически к схлопыванию кредитного рынка. Теперь Центробанк начинает обратное движение. «Сейчас есть все условия, чтобы немного снизить ставку без ущерба для цели снижения инфляции до 4% в среднесрочной перспективе», – заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в интервью Forbes.

Что касается инфляционных перспектив, то, по словам Набиуллиной, сегодня эффект от произошедшего ослабления курса затухает, а уменьшение экономической активности будет сдерживать рост цен в дальнейшем. Кроме того, потратив много денег и удовлетворив свои запросы в конце прошлого года, в текущем году граждане будут тратиться только на текущие расходы. И это тоже сократит давление на цены.

Зоны ответственности

В подготовке и реализации антикризисного плана принимают участие не только правительство и Центробанк, но и другие структуры власти, прежде всего Государственная Дума. «Ответственность за реализацию плана несет правительство. У парламента – ответственность за то, чтобы предложить правительству качественные дополнения или корректировки к этому плану, и, конечно же, самая главная ответственность парламента – за те законы, которые мы примем для реализации плана этих первоочередных мероприятий», – так конкретизировал роль парламента в борьбе с кризисом спикер Госдумы Сергей Нарышкин.

Надо признать, что в деле противостояния кризису российские парламентарии сохраняют достаточно боевой настрой и готовность к активной работе над перестройкой экономической модели. «Сейчас надо активно работать, выбираться из сырьевого капкана и надеяться только на себя. Если же будем благодушествовать и ничего реально не предпринимать, ни к чему хорошему это не приведет», – считает глава фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов.

По мнению Геннадия Зюганова, сегодня необходима социалистическая модель развития с государственным планированием. "Ветер снова дует в наши паруса. Но нам необходимы новые резервы. Новые просторы для творческой реализации молодежи», – полагает председатель КПРФ.

А лидер ЛДПР Владимир Жириновский убежден, что «сейчас нужно поднять малый бизнес, семейный, снизу. Заявительный порядок, никаких документов, кроме: алкоголь, табак, оружие, лекарства, наркотики. Пять видов, все остальное делайте день и ночь. И никаких налогов, ноль налогов. И кредиты – ноль, без всяких процентов».


Рабочий инструмент


Важнейшей особенностью нынешней антикризисной программы является то, что она может меняться в ответ на изменения внешних условий. Учитывая высокий уровень неопределенности, царящей в экономической и политической сферах, предполагается, что совершенствование и доработка антикризисных мер будет осуществляться на всем протяжении действия программы. «Конечно, это не догма, – заявил глава правительства Дмитрий Медведев на встрече с активом регионального отделения «Единой России» в Башкирии. – Мы этот план создавали как рабочий документ, но нам придется вносить, скорее всего, в него изменения на марше, приспосабливаясь к той экономической ситуации, которая может возникнуть, где-то что-то добавляя, где-то, наоборот, уменьшая».

Уже сегодня очевидно, что основным параметром, требующим изменений, станут объем и источники финансирования программы. Как заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, финансирование антикризисного плана правительства в первом квартале потребует гораздо больше средств, чем это запланировано. «Скорее всего, понадобятся большие ассигнования, чем 22 млрд руб., даже в первом квартале. Выделено будет гораздо больше», – считает он. Схожее мнение высказывает и вице-премьер Игорь Шувалов.

Особое значение будут иметь экспертные и аудиторские заключения. Так, по словам руководителя Счетной палаты Татьяны Голиковой, заложенное в программу 10-процентное сокращение большинства расходных статей федерального бюджета, вполне допустимо: «Можно сэкономить расходы, это абсолютно четко. Нужно провести соответствующую работу и принять подходы с точки зрения тех или иных направлений расходов. До 10% можно сэкономить».

Заявления руководства правительства об увеличении расходов на мероприятия по противодействию кризису были поддержаны президентом страны. Однако Владимир Путин сделал акцент на том, что при реализации антикризисного плана необходимо обеспечить и экономический рост. Первоочередными задачами станут поддержка промышленного и аграрного комплексов, банковской системы, рынка труда, малого и среднего бизнеса. «Безусловно, нам нужно исходить из того, что потребуются дополнительные ресурсы, имея в виду то непростое время, в котором мы сейчас находимся», – заявил Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам.

В то же время для финансирования антикризисных мер не будут использоваться средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). «Не предполагается финансирование из ФНБ каких-либо антикризисных мероприятий. Дело в том, что средства ФНБ предполагается затрачивать в возвратной, доходной форме, – заявил глава минэкономразвития Алексей Улюкаев. – Это кредиты. И есть доходность, установленная, – инфляция плюс 1% – это базовая доходность для такого рода инструментов. Поэтому, конечно же, они не предназначены для финансирования мероприятий из плана антикризисных действий». По словам министра, средства ФНБ могут быть использованы только на финансирование инфраструктурных проектов.

*****

Подводя итог, можно сказать, что на границе 2014–2015 годов Россия оказалась в совершенно новой и крайне непростой
ситуации. Условия, в которых страна жила на протяжении последних лет, стремительно меняются, что требует соответствующих изменений во внутренней и внешней политике. От того, насколько они будут эффективны, зависит будущее всех россиян в обозримой перспективе.