Резец и гравитация

В галерее Pankovsky Studio в минувший четверг открылась выставка произведений заслуженных художников России, лауреатов премии правительства РФ в области культуры Рашида и Инессы Азбухановых. В экспозиции представлены резные иконы и панно, датируемые 1990–2010-ми годами. Созданные в редкой для нашего времени технике, эти работы из дерева соединяют традиции древнерусского и византийского искусства с современными художественными приемами. Высокое мастерство исполнения и духовная энергия привлекают к произведениям Азбухановых внимание любителей искусства, культурологов и коллекционеров. Множество посетителей собрал и нынешний вернисаж.


Деревянная художественная резьба – нечастный гость в музеях и выставочных залах. Еще лет тридцать назад произведения, выполненные в этой технике, можно было встретить разве что в музеях народных промыслов, в экспозициях и собраниях старого искусства. Но затем резьба по дереву стала возрождаться во многом благодаря энергии и таланту Рашида и Инессы Азбухановых. Опираясь на богатейшие русские традиции деревянной резной иконы и церковной резьбы, художники выработали свой стиль – одновременно «канонический» и современный, объединивший традицию и модернизм. Именно резные иконы принесли художникам успех на первом этапе их творчества. А в последние годы в искусстве Азбухановых появилась новая линия: критики называют это направление в изобразительном искусстве метасимволизмом. Развивая тему духа и символа, идущую от иконописи, художники создают произведения универсального философского звучания. Здесь соединились православие, космизм, традиции русского декоративного искусства начала ХХ века и самые актуальные художественные тенденции. На выставке в Pankovsky Studio представлены работы разных периодов и направлений – это превосходная возможность познакомиться с творчеством Азбухановых в его широком диапазоне.

Выставка пробуждает также интерес к «корням» искусства Азбухановых. История русской резной иконы не слишком широко известна – отчасти из-за того, что официально Церковь долгое время не признавала такие образы, считая «единственно правильной» живописную икону. Между тем резная икона пришла на Русь из Византии еще в ХI веке, в ту пору ее изготавливали из мягких пород камня. Позднее, с ХV века, основными материалами для икон стали дерево и кость. Немало искусных резчиков трудилось в церквях и монастырях – в частности, история сохранила имя отца Амвросия из Троице-Сергиевой лавры (XV век). Заметное влияние оказывали и приглашаемые иностранные мастера. Расцветом «иконы на рези» исследователи считают XVI–XVII столетия. Развитию этого вида искусства способствовал сам Патриарх Никон, который даже выписывал из-за границы книги по технике резьбы. В то время на Руси были широко распространены походные деревянные иконостасы и скульптурные композиции в киоте.

Однако в период церковного раскола началось изгнание из храмов резных икон. А при Петре I в 1722 году Русской православной церковью был принят официальный запрет на объемные деревянные изображения в церквях. В домах можно было иметь только малые кресты и панагии. Однако небольшое количество резных и литых из металла икон сохранили старообрядцы. При Николае I последовал новый указ, еще строже ограничивавший распространение объемных икон. В церкви могли находиться лишь резные кресты, части иконостасов, аналои, дарохранительницы, складни, образки. Но эти указы не смогли уничтожить глубокие народные традиции в изготовлении православной деревянной скульптуры и рельефной иконы. Во многих городах, деревнях и удаленных монастырях России работали мастера и целые артели резчиков, создававших – порой на свой страх и риск – произведения невиданной красоты.

Впервые светские художники проявили интерес к резной иконе в начале ХХ века, вариации на темы этого древнего жанра можно найти у замечательных мастеров русского модерна. Но после 1917 года ценителям и создателям резных икон снова пришлось уйти в подполье. В 1970–1980-е годы интерес к древнерусскому церковному искусству стал возрождаться. Именно в тот период появились первые работы Азбухановых. За дебютной выставкой в их родном подмосковном Дмитрове последовало много других – в Третьяковской галерее, в Академии художеств, в Государственном историческом музее, а также в Ярославле, Цюрихе, Мадриде, Сиднее… В 2004 году в Латеранском дворце Ватикана прошла выставка их работ «Русская душа в христианской иконе». Это редчайший случай – чтобы православная икона экспонировалась в самом центре католического мира.

Резные иконы Азбухановых – целая вселенная, особый художественный мир. Здесь всё создано в рамках устоявшегося канона, но в то же время несет черты яркого индивидуального таланта. О каждом из этих произведений можно рассказывать подолгу, заглядывая в библейскую и житийную «предысторию», подмечая художественные особенности, с ювелирной тонкостью выполненные детали. Творчество Азбухановых – это и уникальный талант, и глубокое знание истории, и уважение к традициям русского и мирового искусства. Об этом напомнил, открывая выставку, владелец галереи и фотохудожник (в недавнем прошлом – первый заместитель гендиректора ДСК-1) Андрей Паньковский. Авторы провели экскурсию для посетителей галереи, отвечая на их вопросы, комментируя различные детали и нюансы произведений. Так, копье святого Георгия авторы сделали тонким и длинным, как луч, чтобы усилить впечатление. Князья Борис и Глеб изображены на фоне разных Борисоглебских монастырей России. В орнаментах иконы «Путешествие. Дмитров. Рождество» угадываются черты Успенского собора в этом городе. Есть тут и весьма редкие в иконографии образы – «Анна Кашинская», «Спиридон Тримифунтский», «Богоматерь Семистрельная». Художник, работающий с христианскими образами, всегда находится как бы на стыке сакрального и мирского, соборного и индивидуального. Пройти по этой границе, соблюдая меру, такт и вкус, очень непросто. «Нельзя просто так взять и сделать икону (даже первоклассному художнику). Здесь особый канон, обратная перспектива. Любая икона – это окно «туда». Нужна особая смелость, к этому надо прийти», – говорит Инесса Азбуханова.

В высшие сферы духа переносят работы метасимволического периода. Здесь особенно выделяется цикл из 12 панно «ХХ век», где сконцентрированы символы важнейших событий минувшего столетия. Гости вернисажа увидели небольшой документальный фильм об этом цикле, в котором показаны и эпизоды работы художников в мастерской.

Эстетическое и философское сливаются воедино в работах «Роза Пифагора», «Царские врата», «Гравитация». Эти панно словно уводят зрителя в глубины неизведанного. «Ход времени» – пожалуй, самая многозначная, программная для художников работа, недаром она дала имя всей выставке. Панно «Песнь песней Соломона» – целое сплетение символов различных культур, но доминируют библейские мотивы. В отличие от икон, порой выполненных в аскетичной «древней» стилистике, новейшие работы Азбухановых представляют собой сложную вязь орнаментов, узоров, геометрических фигур. Это настоящий арт-авангард ХХI века. Кажется, здесь что-то зашифровано. Разгадывать тайны этого искусства необычайно увлекательно. В нем соединились «музыка сфер» и напоминания о трагических событиях недавнего прошлого. Но общий настрой творчества Инессы и Рашида Азбухановых – позитивный. Неслучайно многие говорят, что их работы излучают невидимый свет.

Источник: "Московская перспектива"