«Огонек» повседневности

В Мультимедиа Арт Музее на Остоженке проходит большая выставка, одно название которой дарит позитивные эмоции: «Огонек». Жизнь как праздник». В залах представлены фотографии 1930–1970-х годов из архива популярнейшего издания, отмечающего свое 115-летие. На снимках – жизнь огромной страны в самых разных проявлениях: трудовые и учебные будни, творчество, отдых, мир детства, общественные мероприятия. Особый интерес посетителей вызвала большая подборка фотографий на новогоднюю тему.


Немного найдется в России периодических изданий, которые регулярно выходят, не меняя названия и тематики, с конца ХIХ века. Журнал «Огонек» был популярен до революции, а после некоторой паузы (1919–1923) возродился уже под советской маркой. В этот период его «душой» и главным редактором был Михаил Кольцов – яркий публицист, король репортажа и фельетона. При нем тираж издания достиг полумиллиона экземпляров. Кольцов привлек к сотрудничеству в том числе и талантливых фоторепортеров молодого поколения.

Новый подъем журнала начался в 50-е годы, когда его главным редактором стал известный поэт Алексей Сурков. Именно в этот период окончательно оформились фирменные черты огоньковского стиля: обложку каждого номера украшал портрет знаменитого человека (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), а внутри журнала помещался фоторепортаж на актуальную тему. Этот канон существовал много лет, привлекая к еженедельнику миллионы читателей.

Фотография всегда играла в «Огоньке» особую роль. С журналом сотрудничали лучшие мастера, создав здесь настоящую фотошколу. Даже работая строго в рамках разрешенного, они создавали замечательные снимки, которые не раз получали награды на престижных международных конкурсах. В экспозицию на Остоженке включены снимки легендарных фотографов «Огонька». Так, Яков Рюмкин прошел с фотокамерой всю Великую Отечественную войну, снимал в Сталинграде, участвовал в освобождении Румынии и Венгрии, запечатлел боевые действия в Берлине. Фотография Рюмкина «С новым годом, товарищи!» вынесена на афишу выставки.

Представлены в залах и работы Исаака Тункеля. До войны он владел собственным фотоателье на Кузнецком Мосту, где делал художественные портреты высокого класса. Позднее Тункель снимал различные эпизоды советской повседневности: улыбающихся молодоженов, студентов на Черноморье, любителей лыжных прогулок, людей с бокалами шампанского у новогодней елки. Подчас обращался и к политическим сюжетам: в составе выставки – его фото «Рабочие Коломенского паровозостроительного завода им. Куйбышева подписывают обращение Всемирного совета мира о заключении Пакта мира» (1951).

Выставка включила несколько работ Дмитрия Бальтерманца – возможно, самого известного советского фотографа послевоенных десятилетий. Ученый-математик, фронтовик, он проработал в «Огоньке» более 40 лет, многие годы возглавлял фотослужбу журнала. Он снимал генсеков, строителей БАМа, народных артистов, академиков, известных художников, а также новостройки, пейзажи, уличные сценки. В одном из залов помещена его работа 1964 года «В детском саду города Братска».

Фотографии из подшивок «Огонька» – часть истории страны, а для многих людей старшего возраста еще и повод для личных воспоминаний. Выставка заставляет поразмышлять о способах отражения реальности в СМИ – прежних и современных. «Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография – это зеркало времени, но амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним… Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструируют образ самого счастливого человека в самой счастливой стране. Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха – в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья», – пишут кураторы выставки. В этот узор «вплетены» репетирующий новую роль актер Игорь Ильинский, олимпийская чемпионка по лыжам Галина Кулакова, пекарь московской фабрики «Большевичка» С.И. Мельников, члены чеховского литературного кружка в Таганроге, футбольные болельщики, заядлые шахматисты на пляже в Крыму, учащийся ФЗУ с коробками покупок в универмаге («Первая получка»), а также многие другие знаменитые и простые люди страны. Благодаря мастерству фотографов эти снимки, сделанные когда-то для еженедельного журнала, стали музейными экспонатами и важными историческими свидетельствами.

Выставка работает до 15 февраля

Источник: "Московская перспектива"