В центре внимания – Москва-река

Большинство городов возникали и развивались по берегам рек, которые служили транспортными и торговыми путями. Не является исключением и Москва – даже ее название происходит от названия реки, которое она носила задолго до появления здесь поселения. И сегодня Москва-река остается главной водной артерией столицы, тем не менее в качестве городского ресурса используется недостаточно. Исправить положение призван международный конкурс на разработку градостроительной концепции территорий, прилегающих к реке


Сегодня в Москве насчитывается около 70 набережных, которые протянулись вдоль Москвы-реки, Водоотводного канала, рек Яузы и Лихоборки. Первые же набережные начали строить в Москве во второй половине XVIII века. Сначала берега Москвы-реки укрепляли с помощью деревянных бревен, но уже в конце столетия использовали для этих целей природный камень – песчаник. В последующие годы вдоль набережных устраивались проезды, замощенные булыжником. Первой каменной набережной Москвы стала Кремлевская. Но таких благоустроенных набережных в прошлом было немного – до 1917 года их общая длина не превышала четырех километров. В разное время набережные были и местом, где шла бойкая торговля, и популярным прогулочным маршрутом у московской знати, и мусорной свалкой (когда столицу перенесли в Санкт-Петербург).

Серьезно перестраивать набережные Москвы начали в 1930-х годах в рамках реализации Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. Его цель состояла в том, чтобы создать витрину социалистического государства, образец для всех столиц мира. Работая над планом, архитекторы использовали холмистый рельеф местности, разрезающие его реки и парковые массивы. Уже к 1938 году около 52 км берегов Москвы-реки, Яузы и Водоотводного канала оделись в гранит, а для сходов вниз, к воде, были построены сорок лестниц. В черте города берега укреплялись железобетонными стенками и блоками, облицованными гранитом. Новые высокие незатопляемые набережные имели спуски, парапеты или чугунные решетки.

Именно в эти годы в городе появились самые красивые набережные, где находятся многие московские достопримечательности и памятники архитектуры. Обустройство набережных предусматривало решение и более практической задачи – встраивания их в улично-дорожную сеть, с тем чтобы наряду с расширением существующих улиц и прокладкой новых снизить транспортную нагрузку на центральную часть города. 

С этой же целью в период с 1936 по 1938 год в Москве были сооружены девять новых и реконструированы три старых моста. Это сложные инженерные сооружения – пролеты мостов доходят до 168 метров при ширине проезжей части не менее 40 метров. Новые мосты принадлежали к числу крупнейших в Европе. Они строились с таким расчетом, чтобы пропускать большие волжские суда, поскольку 1 мая 1937 года вошел в строй канал имени Москвы. Обводнение волжской водой системы рек и каналов столицы, создание мощных водохранилищ в ее окрестностях не только обеспечило город водой для промышленных и питьевых целей, но и способствовало улучшению микроклимата в городе.Монументальность, восторг, величие – вот чувства, которые должен был вызывать обновленный город у жителей и гостей столицы. Город для пропаганды, для производства, для доказательства преимуществ социализма... Поэтому и московские набережные при том, что практически все они как нельзя лучше подходят для открыточных видов, сделали реку менее доступной, отдалили ее от человека. В настоящее время протяженность московских набережных составляет около 100 км; самая длинная из них – Нагатинская (5,6 км), самая короткая – Новодевичья (65 метров). Многие из них активно используются как транспортные артерии, но практически не несут в себе других городских функций. 

Исключением являются Пушкинская, Андреевская, Воробьевская и Лужнецкая набережные, которые изначально являлись частью парково-рекреационных территорий и не были предназначены для движения транспорта. Поворот города в сторону приближения к реке начался в 1928 году, когда был создан Центральный парк культуры и отдыха им. Горького с его спусками к воде, частью которого стала Нескучная набережная. В 1937-м ее переименовали в Пушкинскую и продлили до Андреевского моста, соединив с Андреевской набережной. Тогда же по проекту архитектора Александра Власова была сооружена двухуровневая набережная. «Нижний ярус набережной огражден от реки невысокой гранитной стеной. Земляной откос укреплен подпорной стенкой, в которой устроены ниши со скамьями. Выше, на втором ярусе, – прогулочная аллея. На склоне расположены лестницы-сходы. Самый большой в парке сход оформлен в виде каскада фонтанов. Верхняя часть каскада представляет собой гранитную лестницу. На ее первой ступеньке – скульптура девушки-пловца, готовящейся к прыжку. Заканчивается каскад небольшим бассейном, обрамленным балюстрадой; по краям на пьедесталах – скульптуры мальчиков. У них в руках рыбы, из которых бьют струи воды. По бокам бассейна две гранитные лестницы, составляющие нижний ярус каскада». (Описание из книги «Познакомьтесь – наша Москва», М., 1968.)

В 1957 году на Пушкинской набережной было построено здание Зеленого театра. 22 мая 1999 года по Москве-реке вдоль набережной был перемещен выше по течению реки старый Андреевский мост, вновь открытый в сентябре как пешеходный. Около нового моста сооружен более низкий участок набережной с причалом для речных судов.

По Андреевской набережной можно совершать пешие и велосипедные прогулки, кататься на роликовых коньках и скейтборде, заниматься бегом на большие расстояния по специально выделенным дорожкам. Сегодня это самая длинная в Москве пешеходно-велосипедная зона – от Центрального дома художника через Парк Горького, Нескучный сад и Воробьевскую набережную до Третьего транспортного кольца, где начинается Бережковская набережная. Архитектурное решение пешеходной зоны на Крымской набережной отвечает самым современным подходам к городскому дизайну: это и деревянное мощение, и фонтаны, бьющие прямо из-под земли, и уличная скульптура, и многое другое. Совсем недавно завершились работы по созданию еще одного из самых длинных пешеходных маршрутов в столице: площадь Гагарина – площадь Европы (Киевский вокзал). Его появление стало возможным, благодаря большой работе, которая была проделана ранее, в частности, реконструкции Парка Горького и Нескучного сада. Он связал воедино несколько пешеходных зон и парков в центре Москвы, а также Фрунзенскую и Крымскую набережные. 

Тем не менее это лишь небольшие участки набережных Москвы-реки, которые доступны горожанам. Длина фарватера Москвы-реки в границах города составляет 80 км, а вся береговая линия с заливами и затонами растянулась более чем на 200 км, но лишь 33,4 км набережных обустроены для пешеходов. 47,4 км служат преимущественно транзитными путями, а 120 км являются либо несформированными участками набережных, либо к ним нет свободного доступа. Также одним из негативных факторов является и слабая транспортная связанность между берегами: из почти 40 мостов только четыре являются пешеходными, велики расстояния между мостами на северо-западе и юго-востоке, где один мост отделяет от другого несколько километров. 

Преобразовать это пространство в комфортную городскую среду решено через архитектурно-градостроительный конкурс, в котором примут участие мировые эксперты и специалисты в области урбанистики. «От того, как выглядят наши набережные и сама Москва-река, от того, насколько она доступна горожанам, зависит облик всего города, – заявил на заседании правительства Москвы мэр Сергей Собянин. – Именно поэтому было принято решение о проведении крупного международного конкурса на создание единого проекта по обустройству Москвы-реки».

Как неоднократно отмечал заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, итогом работы по преобразованию Москвы-реки должно стать создание в городе целостной системы взаимоувязанных прибрежных территорий и повышение эффективности их использования. Будущая застройка берегов будет способствовать активному использованию водного пространства столицы не только в целях жилищного строительства и отдыха, но и в экономических целях и в качестве общественного транспорта. «Опыт других мегаполисов мира показывает, что зона возле реки должна служить в первую очередь пешеходам, быть доступной для прогулок, для отдыха. А мы в Москве привыкли, что у нас вдоль набережных идут автомобильные дороги, а доступ к реке отсутствует», – считает Хуснуллин.

Общая площадь прибрежных территорий, по которым предстоит творческая работа участников международного конкурса, составляет не менее 3,5 тыс. га, всего же реновации подлежат порядка 10,4 тыс. га земли, тяготеющей к водному пространству реки. Это 10% территории города, где проживает 243,6 тыс. человек, но 25% этих земель занято промзонами. Планируется привести в порядок набережные, построить подъездные пути и организовать систему развитого водного транспорта. Москва-река и ее набережные являются неотъемлемым элементом транспортного каркаса города, а около 40 км реки в границах города могут круглогодично использоваться для судоходства. Около 9 тонн грузов, а это 15% общего объема грузовых перевозок в Москве, перевозится водным транспортом. Пассажирские перевозки московскими судоходными компаниями в 2013 году составили более 1,2 млн человек.

Обновление прибрежных территорий должно улучшить визуальное восприятие исторических ансамблей, повлечь за собой реорганизацию промзон, выходящих к реке, и изменение их функционального назначения. Как заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, планируется разработать единый дизайн-код для строений, расположенных вдоль Москвы-реки в прибрежной зоне: «В Москве исторически не сложился так называемый единый речной фасад, то есть образ восприятия города с реки. В Санкт-Петербурге такое явление есть, у нас пока нет». Он отметил, что дизайн-код будет определять гармоничное соотношение высоты и ширины зданий, обращенных фасадами к реке, и их общие пропорции.

Организатором конкурса выступает НИиПИ Генплана Москвы, разработавший техническое задание для проведения конкурса. При разработке своих предложений участники должны будут учитывать уже подготовленные и принятые к реализации масштабные городские проекты, включая комплекс Москва-Сити, Парк Горького и Воробьевы горы, Парк Зарядье, ЗИЛ и Южный порт. Пространственно-планировочная концепция Москвы-реки и прилегающих территорий позволит связать все проекты в единую систему.

Наиболее интересные идеи участников конкурса будут учтены в работе над новым Генеральным планом развития Москвы и станут основой при разработке проектов планировок территорий, прилегающих к Москве-реке. В техническом задании есть и отдельный раздел, посвященный экологической составляющей проекта. «Город обратил внимание на реку и начал ее исследовать. Река – это целая страна внутри города, которую многие знают лишь приблизительно. Я считаю, что это сокровище, которое надо правильно использовать», – считает главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов. Финалисты международного конкурса по развитию территорий, прилегающих к Москве-реке, уже определены. В их числе «Проект Меганом» (Россия), архитектурное бюро «Остоженка» (Россия), Maxwan architects + urbanists (Нидерланды), Turenscape (Китай), Burgos&garrido arquitectos (Испания), SWA Group (США). Всего на участие в конкурсе поступили работы от 216 участников из 15 стран мира. Концепция-победитель будет выбрана в декабре 2014 года, но уже сегодня определены три первые площадки, 

с которых начнутся преобразования. Это Москва-Сити, Строгино и территория бывшего завода ЗИЛ.