Связать в единый узел

В последние годы в Москве ведется крупномасштабное дорожное строительство, реконструкция вылетных магистралей и развязок, но приоритетом столичные власти объявили развитие общественного транспорта. Чтобы сделать его более удобным для пассажиров, поставлена задача связать различные виды городского пассажирского и железнодорожного транспорта в единую сеть. Решить эту проблему призваны транспортно-пересадочные узлы, предназначение которых состоит прежде всего в том, чтобы создавать благоприятные и безопасные условия пересадки людей с одного вида транспорта на другой



 


Отраслевая схема размещения транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в Москве была утверждена два года назад. Первоначально она включала 255 объектов, которые планировалось обустроить либо реконструировать. Сегодня эта цифра увеличилась до 273 ТПУ, большинство из которых будут капитальными. Реализация этой программы требует времени и значительных капиталовложений, оцениваемых в 300 млрд руб., из которых 80% планируется привлечь за счет частных инвесторов. Ожидается, что строительство ТПУ будет осуществляться по схеме государственно-частного партнерства, но пока механизм такого сотрудничества, а также земельные вопросы находятся в стадии проработки.К 2014 году реконструирован целый ряд ТПУ в «плоскостном» исполнении, а также функционирует один капитальный – ТПУ «Планерная». Сегодня проектирование станций метрополитена и ТПУ, формируемых на их базе, осуществляется в комплексе. Большая работа в этом направлении ведется и в соответствии с планами по запуску пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги (МК МКЖД), где будет 31 ТПУ, включая 11 пересадок на метро, шесть пересадок на радиальные направления железной дороги и четыре пересадки, совмещенные с метро и железной дорогой. В настоящее время определены границы разработки проектов планировки по 146 ТПУ, границы размещения объек-тов – по 61, на ГЗК одобрены проекты планировки – по 17. Распределены ответственные исполнители по ТПУ, в числе которых город Москва, ОАО «Московская кольцевая железная дорога», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Московский метрополитен», ОАО «Мосинжпроект», ГУП «Мосгортранс», ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания». До конца года будут подготовлены предложения для инвесторов с тем, чтобы и они могли включиться в эту работу. ТПУ должны не только обеспечить комфортные условия пересадки с одного вида транспорта на другой, но и придать импульс градостроительному развитию прилегающих территорий с точки зрения строительства жилья и объектов коммерческого назначения. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, предварительная проработка градостроительного потенциала территорий ТПУ показала, что там можно построить около 3 млн кв. метров недвижимости.Особое значение придается строительству капитальных ТПУ, которые по сути являются многофункциональными комплексами, где будут не только организованы комфортные условия для пересадки с одного вида транспорта на другой, но и могут размещаться магазины, объекты развлекательного назначения, кафе и рестораны. Безусловно, такого рода объекты представляют интерес для инвесторов, учитывая возможность быстрого возврата вложенных средств после введения объектов в эксплуатацию. Но опыта реализации подобных проектов пока нет, не отработаны схемы взаимодействия между городом и инвесторами, не решены земельные вопросы, а многие участки имеют серьезные обременения. В лучшем положении метрополитен и железная дорога, поскольку им не придется выкупать землю под будущие ТПУ – она находится у них в собственности. Но в тех случаях, когда участок имеет несколько собственников, вопрос об изъятии земель для государственных нужд может решаться долго. В то же время порой сложно найти компромисс между интересами города и желанием предпринимателей получить максимальную выгоду. Бизнес больше интересуют коммерческие площади и стандартные для торгового центра планировки. Для города, напротив, важно организовать оптимальные по протяженности маршруты, чтобы сократить время, требуемое для пересадки, до минимума.ТПУ будут строиться по всей Москве, то есть пассажиропоток, который они будут обслуживать, будет разным, как и их инвестиционная привлекательность. Для инвесторов важно, что границы проекта планировки включают не только зону капитального строительства, но и так называемую зону тяготения, которая может достигать нескольких десятков гектаров. «Город готов разрешить построить возле ТПУ жилье и даже уплотнить застройку – так делает весь мир, – говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Опыт показывает, что если первые этажи отдать под общественное пространство, а также предусмотреть в проектах ТПУ строительство офисных центров, это не ухудшит, а даже улучшит качество городской среды, когда в пешеходной доступности появятся и работа, и досуг». Строительство жилья в Москве всегда было и остается самым привлекательным видом инвестиций, впрочем, как и объекты розничной торговли вблизи станций метро или конечных остановок наземного транспорта. Поэтому интерес к этой программе растет, более того есть девелоперы, которые уже готовы инвестировать строительство и даже представили собственные проекты, включающие развитие прилегающей территории. В их числе такие крупные ТПУ, как «Ботанический сад», «Кунцево», «Тушино» и «Спартак», где будут не только пересадочные узлы и подземные парковки, но и жилье, и социальные объекты, и зеленые зоны. Крупнейшим в столице станет ТПУ «Саларьево» в Новой Москве, где скоро откроется станция метро, следовательно, значительно увеличится капитализация существующих и строящихся объектов на близлежащей территории. Сделать город удобным для жизни – такую задачу мэр Москвы Сергей Собянин поставил летом 2013 года, представляя программу развития столицы на ближайшие годы. Сегодня она планомерно воплощается в жизнь. Строительство ТПУ тоже является ее частью, чтобы люди получили возможность оставить машину на охраняемой автостоянке и не выходя на улицу пересесть на общественный транспорт, а если у них есть время, то и посидеть в кафе или получить нужную справку в находящемся здесь же многофункциональном центре. Для каждого ТПУ разрабатывается индивидуальный проект, поскольку все они разные и по месторасположению, и по пассажиропотоку, и по набору функций, а это означает, что скоро в Москве могут появиться впечатляющие сооружения, формирующие новую городскую среду.