Андрей Бочкарев: планируем сохранить набранные темпы строительства

Решение транспортных проблем столицы является одним из приоритетных направлений в деятельности столичного стройкомплекса. Масштабное строительство объектов метрополитена и строительство дорожных объектов позволяют значительно улучшИть возможности для перевозки пассажиров и движения автомобильного транспорта в городе. Уже в сентябре удалось ввести в эксплуатацию 16 искусственных дорожных сооружений из 17-и запланированных. О том, как продвигаются работы по строительству дорог и станций метрополитена, мы побеседовали с руководителем Департамента строительства Москвы Андреем Бочкаревым


– Андрей Юрьевич, москвичи уже привыкли к тому, что в городе постоянно открываются новые развязки, эстакады и другие дорожно-транспортные объекты. Но если подвести некоторые итоги, как реализуется программа 2014 года? Что еще предстоит сделать за оставшиеся месяцы?

– Действительно в последние годы транспортная система столицы активно развивается, интенсивно идет строительство новых дорожных объектов. Всего в 2014 году город планирует построить и ввести в эксплуатацию 76,6 километра дорог и 17 искусственных сооружений. Хочу отметить, что за 9 месяцев уже открыто 39,7 километра дорог и 16 искусственных сооружений. Строительство многих объектов завершено досрочно, например, самой длинной эстакады на Можайском шоссе, эстакады-развязки на пересечении Новорязанского шоссе с улицами Маршала Полубоярова и Генерала Кузнецова. Открыта эстакада на Варшавском шоссе в районе станции метро «Улица Академика Янгеля», полностью завершена реконструкция транспортной развязки на пересечении МКАД с Волгоградским проспектом. Запущено движение по отдельным эстакадам на пересечениях МКАД с Мичуринским проспектом, Дмитровским и Можайским шоссе – полностью их реконструкция будет завершена в конце года. Закончены работы на трех эстакадах на участке магистрали 4-го транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. А до конца 2014 года мы планируем завершить реконструкцию Можайского шоссе, Шоссе Энтузиастов, участка МКАД от Ленинского проспекта до Можайского шоссе.



– Как появление новых объектов и реконструкция вылетных магистралей влияют на дорожную ситуацию? Пробок стало меньше?

– Безусловно, строительство новых дорожных объектов и реконструкция вылетных магистралей в комплексе с другими мероприятиями московского правительства в целом положительно сказались на дорожной ситуации в городе. Нашей основной задачей при реконструкции вылетных магистралей было создание благоприятных условий для движения общественного транспорта, и результат уже заметен. 

Что касается комфорта автомобилистов, то есть объекты, ввод которых позволяет на порядок сэкономить их время в пути. Например, запуск движения по Алабяно-Балтийскому тоннелю в одном направлении сократил время перемещения с улицы Алабяна на Большую Академическую с получаса до двух минут. В дальнейшем улучшение условий движения автотранспорта может быть достигнуто путем развития поперечных связей и повышением пропускной способности МКАД с ее развязками и выходами в область.



– Когда начнется строительство эстакады на Волоколамском шоссе у нового стадиона «Спартак»? 

– Для транспортного обслуживания посетителей и персонала стадиона «Спартак» в августе была открыта одноименная станция метро. Во время проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году она будет перевозить огромный поток зрителей. Кроме того, в текущем году приступаем к реконструкции Волоколамского шоссе. Мы выделили в отдельный пусковой комплекс участок Волоколамского шоссе от МКАД до Канала имени Москвы, то есть он будет строиться вне зависимости от реконструкции всей магистрали. Здесь планируется построить эстакаду возле станции метро «Тушинская», а Волоколамское шоссе будет расширено до пяти полос (с выделенной полосой для движения общественного транспорта).



– Еще один важнейший спортивный объект – Большая спортивная арена в Лужниках. На каком этапе находятся работы? Укладываются ли строители в график?

– Работа действительно идет колоссальными темпами, люди работают круглосуточно. Задействовано большое количество тяжелой механизированной техники. И у нас уже есть определенные результаты – на три месяца раньше срока завершены работы по демонтажу внутренних конструкций здания стадиона. В конце сентября начались работы по устройству железобетонного каркаса, который обеспечит прочность и устойчивость будущего здания. На восточном секторе рабочие возводят стены и колонны первого этажа, всего же согласно проекту реконструкции на стадионе будет шесть этажей. Работы этого этапа планируем завершить в 2015 году.

В настоящее время продолжаются работы по устройству фундаментной монолитной плиты будущего здания стадиона. Идет подготовка котлована и вывоз грунта со строительной площадки. Всего под котлован будущей арены будет разработано порядка 136 тыс. кубометров грунта. Работы по устройству фундаментной плиты завершатся осенью 2014 года. Еще одна важная деталь – это кровля здания стадиона. Сейчас рабочие производят очистку поверхности металлоконструкций перед нанесением антикоррозийной краски. Полностью реконструкцию стадиона «Лужники» мы планируем завершить уже в мае 2017 года, после этого на обновленной арене пройдут тестовые соревнования.



– Мэр Москвы Сергей Собянин постоянно говорит о приоритете общественного транспорта. Безусловно, прежде всего это метро. Как известно, скоро планируется открытие станций в Новой Москве. Какие еще станции откроются до конца года?

– До конца 2014 года откроются новые станции Сокольнической линии: «Тропарево» и «Румянцево». Они позволят в первую очередь разгрузить конечные станции «красной ветки» и значительно облегчить дорожно-транспортную обстановку в районе. Будут созданы все условия для комфортной посадки-высадки пассажиров, а также пересадки с наземных видов транспорта на метрополитен. Географическое положение новых станций очень выгодное для обслуживания присоединенных к Москве территорий.

Кроме того, в этом году откроется новая станция метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской линии. Ее особенность заключается в том, что в зоне пешеходной доступности от метрополитена будет проживать около 90% от общей численности населения района. Поездка на метро позволит сэкономить в среднем 20 минут. Снизится напряжение на перегруженном пересадочном узле на станции «Выхино». В два раза сократится частота движения автобусных маршрутов ГУП «Мосгортранс» на Лермонтовском проспекте, обслуживающих район Выхино – Жулебино.



– Еще один важнейший проект – реконструкция МК МЖД. Как продвигаются там работы и когда можно ожидать открытия движения?

– Реконструкция Малого кольца МЖД проводится за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в уставный капитал ОАО «РЖД». В настоящее время идет активное строительство 3-го главного пути, инженерных объектов для обеспечения деятельности МК МЖД. Правительство Москвы субсидирует освобождение городской территории, дополнительно выделяемой под строительство 3-го главного пути. Непосредственно бюджетные средства пойдут на реконструкцию городских путепроводов через железнодорожные пути. В целом предстоит реконструировать восемь автодорожных путепроводов. Это Можайский, Звенигородский, два Волоколамских (железнодорожный и трамвайный), Ленинградский, Коптевский, Богородский и Сусоколовский путепроводы.

В августе мы запустили движение по Можайскому путепроводу, до конца года планируем завершить основные строительно-монтажные работы на Ленинградском.  В этом году приступаем к реконструкции Коптевского путепровода. В настоящее время идут проектные работы по демонтажу Сусоколовского путепровода. На реконструкцию ряда путепроводов объявлены торги. В ближайшее время будут определены подрядные организации по реконструкции Звенигородского и Богородского путепроводов.

Основные строительно-монтажные работы планируется завершить в 2015 году, а рабочее движение с учетом испытательных и пуско-наладочных работ запустим в 2016 году. В дальнейшем МК МЖД вольется в существующую транспортную инфраструктуру: метро, радиальные направления железной дороги и автомобильные дороги, что серьезным образом снимет напряжение с метрополитена и радиальных направлений МЖД, облегчит перевозки и придаст развитие промзонам, которые опоясывают серединную часть города, и со временем тоже будут реконструированы.



– Малое кольцо должно сыграть важную роль и в плане создания ТПУ, опыта строительства которых у нас пока еще нет. Есть ли уже готовые проекты ТПУ и когда начнется их возведение?

– Всего на Малом кольце планируется построить 31 транспортно-пересадочный узел. Кроме того, в связи со строительством станции метро «Шелепиха» для формирования ТПУ рассматривается строительство дополнительного одноименного остановочного пункта на Малом кольце, который станет 32-м по счету. Почти по всем транспортно-пересадочным узлам выпущено распоряжение Москомархитектуры с утверждением границ зон, на которых разместятся объекты. На ГЗК (градостроительной земельной комиссии) одобрено около десяти проектов планировки территории объектов.

Правительство Москвы утвердило технические требования к пассажирским обустройствам МК МЖД. В состав каждого остановочного пункта должны быть включены те элементы, которые обеспечивают безопасное и комфортное нахождение и перемещение пассажиров. В настоящее время ОАО «РЖД» и ОАО «МКЖД» проводит согласование с Москомархитектурой архитектурного облика ТПУ Малого кольца Московской железной дороги, включающих в себя железнодорожные остановочные пункты и связь с другими видами городского транспорта на прилегающей территории.



– ТПУ – это не только транспортные, но и коммерческие объекты. Насколько инвесторы заинтересованы в участии в этом строительстве?

– Я хочу подчеркнуть, что основное предназначение ТПУ – это создание благоприятных и безопасных условий для пересадки с одного вида транспорта на другой по аналогии пересадки с одной станции метро на другую. Разница лишь в том, что времени на пересадку понадобится чуть больше, поскольку, сами понимаете, объекты метрополитена, железной дороги и остановочные пункты наземного городского транспорта сложно сосредоточить на небольшой площади.

В соответствии с постановлением правительства Москвы 2011 года, в настоящее время идет разработка градостроительной документация по 166 капитальным транспортно-пересадочным узлам. Часть из них придется строить в рамках городского заказа, а часть – на средства инвесторов. Но даже на тех объектах, которые станут привлекательными для инвесторов, отдельные работы, связанные с инфраструктурой пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой, будут выполнены за счет средств городского бюджета.

Схема привлечения средств инвесторов в настоящий момент прорабатывается. Каждый ТПУ – крупный уникальный объект. На территории строительства транспортно-пересадочных узлов попадаются участки, находящиеся в использовании или в собственности у разных структур. Поэтому в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход и отдельная проработка схемы финансирования. Пока же невозможно сказать определенно, какая часть ТПУ будет построена на бюджетные средства, а какая за счет средств инвесторов.



– Сколько школ и детских садов открылось в Москве к 1 сентября?

– За последние годы развернуто масштабное строительство школ и детских дошкольных учреждений, чтобы обеспечить потребности жителей столицы в учебных местах. В этом году в День знаний юных москвичей приняли 24 новых детских сада, в том числе 20 из них были построены за счет средств городского бюджета. Открылись 10 школ (8 – за счет средств городского бюджета) и 3 блока начальных классов.  Многие объекты были построены в рекордно короткие сроки. Например, школу на улице Синявинская в районе Молжаниново строители возвели за пять месяцев. Строительство началось в начале апреля 2014 года, а уже 1 сентября учебное заведение распахнуло двери для первых учеников. Нам нужно было в кратчайшие сроки построить школу в этом микрорайоне в связи с острой необходимостью обеспечить социальной инфраструктурой жилую застройку и снять социальную напряженность. В перспективе здесь появится еще одна школа на 550 мест.  Всего в 2014 году мы за счет городского бюджета планируем построить 23 детских сада, 8 школ и 11 блоков начальных классов.



– Как продвигается программа сноса пятиэтажек? Какие дома строятся по муниципальным программам?

– Программа сноса пятиэтажек идет хорошими темпами. В этом году мы планируем демонтировать 116 пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. Всего до конца реализации программы, принятой в 1999 году, останется снести меньше 240. Основной объем жилья будет демонтирован в 2016 году.

Что касается строительства нового жилья, то хочу обратить ваше внимание на то, что одним из приоритетов новой градостроительной политики города является квартальный принцип жилой застройки взамен застройки микрорайонной. Квартальный принцип подразумевает создание пешеходных зон, развитой инфраструктуры в шаговой доступности, дворов без машин. Одним из ярких примеров реализации этого принципа стал жилой квартал на Базовской улице.

Дома возводятся как по типовым, так и по индивидуальным проектам. Если в прошлом году соотношение было 50% на 50%, то в текущем году больше индивидуальных – примерно 60% на 40%.



– Недавно на заседании президиума правительства Москвы рассматривался вопрос АИП на период до 2017 года. Есть ли в ней какие-либо существенные изменения?

– В Адресную инвестиционную программу Москвы на 2014–2017 годы заложены инвестиции в размере 1,54 трлн руб. В ближайшие годы планируется сохранить набранные темпы строительства. Для этого было предложено около четверти всех расходов бюджета направлять на строительство дорог, метро, школ, детских садов, больниц.

Мы планируем сохранить объемы финансирования инфраструктурного дорожного строительства. В 2015 году этот показатель будет равен 84,5 млрд руб., в 2016-м – почти 93,8 млрд руб., к 2017 году он составит более чем 102 млрд руб. Большими темпами будет увеличиваться финансирование строительства объектов улично-дорожной сети на новых территориях. Если в 2015 году на эти цели предполагается выделение 4,5 млрд руб., то уже в 2016 году этот показатель будет равняться почти 13 млрд руб., то есть рост более чем в два раза. Такие же объемы финансирования сохранятся и в 2017 году.

Если взять ближайшую перспективу – в 2015 году на развитие Московского метрополитена планируется выделить 157,76 млрд руб., на строительство и реконструкцию дорог и дорожных объектов – 84,49 млрд руб., на реализацию программы «Жилище» предусмотрено более 36 млрд руб.