Сергей Собянин: это наш город, которым мы совместно управляем

По результата опроса ВЦИОМ об отношении москвичей к мэру Москвы Сергею Собянину.  рейтинг популярности мэра оказался на 10% выше прошлогоднего: 84% горожан заявили о том, что довольны его работой на посту градоначальника, тогда как ранее свое доверие Собянину высказывали 74% москвичей. Главный «прирост» рейтинга произошел за счет голосов молодежи: 89% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет поставили мэру высокую оценку. Настроение молодого электората понять нетрудно: сегодняшняя Москва – это по-европейски стильный город с богатым культурным наследием и современным содержанием. Мы решили вспомнить главные драйверы реформы, благодаря которым столица плавно перешла в новое измерение


Прошедшие в сентябре выборы в Московскую городскую Думу подтвердили, что москвичи власти доверяют. Большинство избранных депутатов представляют партию «Единая Россия» или являются независимыми депутатами, объединившимися во фракцию «Моя Москва», которая сконцентрируется на социальных проблемах жителей и благоустройстве, то есть на тех вопросах, которые волнуют всех горожан без исключения.



Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, обращаясь к депутатам с приветственным словом, москвичи выбрали профессиональную Думу. И это действительно так, ведь в ее составе теперь много руководителей, врачей, бизнесменов, артистов, а не профессиональных политиков – это своего рода срез городского общества. Причем большинство депутатов работают не за зарплату, что дает им возможность не расставаться со своей профессией, продолжать заниматься своим делом, оставаясь погруженными в городскую среду, не теряя связи с теми людьми, интересы которых они представляют в Думе.



«В ближайшие пять лет вам предстоит вершить судьбу, определять развитие Москвы, – сказал Сергей Собянин. – Этот период, я уверен, будет одним из самых определяющих в развитии нашего города. Вы пришли в не самый простой период времени с точки зрения политической конъюнктуры, экономической, но, я уверен, совместными решениями, совместным профессиональными действиями мы обеспечим развитие нашего города на благо москвичей».



Новый формат городской демократии



Четыре года Собянин работал с Мосгордумой, избранной еще при Юрии Лужкове. Теперь избранный год назад всенародным голосованием мэр будет работать с обновленным составом Думы, что, безусловно, будет способствовать налаживанию более конструктивного диалога с депутатами при решении городских проблем. Впрочем, в городе активно ведется диалог не только с депутатами, но и с избирателями – москвичами, которые неравнодушны к своему городу. Свои пожелания горожане могут высказывать на интерактивном портале «Активный гражданин», который появился всего несколько месяцев назад и быстро стал популярным благодаря актуальной городской тематике. «Активный гражданин» – это электронный барометр настроения горожан, московское ноу-хау. «По сути дела, это референдум, в котором сегодня участвуют до 200 тысяч человек», – говорит Сергей Собянин.



Идея создания такого приложения родилась из писем мэра, которые рассылались на электронную почту москвичей. «Мы были удивлены активности горожан. Первое же письмо, в котором предлагалось отметить темы, которые неплохо было бы обсудить напрямую, были разосланы на 1,8 млн электронных адресов, и в течение 2–3 дней пришло около 400 тысяч ответов. Позже был опрос про переименование ВДНХ и реконструкцию Триумфальной площади – и такой же шквал ответов. Пришло понимание, что жители готовы делиться своим мнением с чиновниками», – говорит руководитель департамента информационных технологий Артем Ермолаев.



На портале «Активный гражданин» москвичи высказываются и голосуют по таким важным вопросам, как судьба исторических памятников, благоустройство улиц и парков, движение общественного транспорта, расписание школьных каникул и многое другое. Наибольший резонанс получили опросы, посвященные судьбе Шуховской башни (77,7 тысячи голосов), озеленению дворов (73,5 тысячи голосов), развитию перехватывающих парковок (71 тысяча голосов). Результаты общенародного опроса становятся для городских властей прямым руководством к действию. Иными словами, мэрия не просто прислушивается к мнению жителей, а фактически реализует их волю. Для многих москвичей такой формат общения оказался приятной неожиданностью.



Практика электронного референдума стала закономерным продолжением программы «Информационный город», стартовавшей по инициативе Сергея Собянина (он курировал аналогичное направление, еще работая в правительстве РФ) и за четыре года превратившейся в целую систему популярных сервисов. Порталом «Наш город», например, который открылся три года назад, на сегодняшний день пользуются порядка 300 тысяч человек. Ресурс позволяет сообщить о 160 проблемах, начиная от уборки дворов, дорог, парков, поликлиник и т.д. Это своеобразная книга жалоб и предложений, которую «читают» и районные власти, и сам мэр. Причем система обратной связи срабатывает оперативно – максимум в течение восьми дней, а бывает и быстрее.



«Если на письменные (бумажные) жалобы люди получали ответ в течение месяца, то тут – в течение восьми дней. И большая часть проблем устраняется сразу, – объясняет Сергей Собянин. – Да, есть какие-то сложные проблемы, которые требуют проектирования, дополнительного финансирования, но подавляющее большинство должно решаться мгновенно, в течение нескольких дней». Чаще всего москвичи обращаются на портал «Наш город» с жалобами на содержание домов, состояние улично-дорожной сети и стройплощадок, размещение рекламных конструкций. Некоторые даже становятся волонтерами и на постоянной основе контролируют работу организаций ЖКХ.



«Эти жалобы, – говорит мэр, – не поступают сразу же непосредственному исполнителю, они поступают в мою службу модерации и контроля. И я сам, моя служба контролируем, как они проходят по инстанциям и выполняются. Такой инструмент позволяет сказать всем москвичам: если вы считаете, что в городе что-то не так, зайдите на портал и скажите. Это ваша гражданская позиция, это наш город, которым мы совместно управляем».



Новое метро и новые дороги



В конце августа на Таганско-Краснопресненской линии открылась новая станция метро «Спартак» – ее возвели на территории бывшего Тушинского аэродрома рядом с одноименным стадионом, в котором пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. История станции уходит в советское прошлое: платформенную часть начали возводить еще 35 лет назад, но так и не закончили, оставив дожидаться лучших времен. И вот она навсегда распрощалась со своим призрачным статусом, когда была едва различима из окон проносящихся мимо поездов. А до конца года на Сокольнической линии откроются станции «Тропарево» и «Румянцево», то есть метро придет и в Новую Москву. Продлится на юго-восток и Таганско-Краснопресненская ветка, где жители с нетерпением ждут открытия станции «Котельники». 



По темпам проектирования и строительства столичная подземка занимает ведущие позиции в мире. Этот вид общественного транспорта Сергей Собянин выделяет в качестве самого приоритетного и перспективного для решения московской транспортной проблемы. И жители города с этим согласны: «Где метро, там и Москва!» – говорят москвичи. Только метрополитен гарантирует поездку из пункта «А» в пункт «Б» в точно установленный промежуток времени, а для любого мегаполиса время – это главный критерий. Москва дождалась, что в городе снова строят метро. За прошедшие четыре года в столице открылись 13 новых станций и активно ведется прокладка новых линий. К 2020 году подземка вырастет еще на 160 км и пополнится 78 (!) новыми станциями. По сути метростроевцы возведут половину объема, построенного за все минувшие 70 лет. И при этом московское метро не потеряет своего архитектурного своеобразия – к проектированию новых станций привлечены ведущие архитекторы и проектировщики.



Не сбавляют темпов и дорожные строители. На повестке дня – МКАД со съездами, выездами и, увы, устаревшими развязками, крупнейшие магистрали города, которые обустраиваются для беспрепятственного движения общественного транспорта, создание новых улиц и дорог для связей между соседними районами. С 2010 года объемы дорожного строительства выросли в четыре раза: в 2014 году планируется построить и реконструировать более 80 километров новых дорог. За последнее время были введены в эксплуатацию такие важные объекты, как дороги между Киевским и Калужским шоссе, Киевским и Боровским шоссе в ТиНАО, а также Можайский путепровод и эстакада в районе станции метро «Улица Академика Янгеля» на Варшавском шоссе. Поэтапно сдаются объекты на Кутузовском проспекте – от МКАД до Садового кольца, на Дмитровском шоссе – от МКАД до границы города. В октябре открылись развязки на пересечении МКАД с Волгоградским и Мичуринским проспектами. Кроме того, до конца года будет введен в эксплуатацию участок шоссе Энтузиастов – от МКАД до Садового кольца, участок МКАД от Ленинского проспекта до Можайского шоссе и дорога от Бусиновской транспортной развязки до Фестивальной улицы.



Параллельно с работами по реконструкции дорожного полотна проводится комплексное благоустройство прилегающих территорий. Вдоль оживленных трасс создаются новые пешеходные переходы и тротуары, появляются прогулочные зоны, высаживаются новые деревья и кустарники. Тем не менее улучшение условий для проезда автотранспорта не отменяет главного приоритета, о котором мэр объявил еще три года назад, – развитие общественного транспорта. С этой целью в Москве идет реконструкция Малого кольца Московской железной дороги, разработана масштабная программа формирования транспортно-пересадочных узлов, закупаются современные автобусы и модернизируются трамвайные пути… А также наведен порядок в сфере таксомоторных перевозок – количество легальных такси практически достигло показателей Нью-Йорка. «Должен сказать, что мы сегодня выполнили десятилетний план досрочно, – сказал Сергей Собянин, вручая 45-тысячное разрешение на таксомоторную деятельность. – Раньше пятилетки выполняли, а мы выполнили десятилетний план по развитию такси». Три года назад, когда начали выдавать первые разрешения городским таксистам, планировалось достичь таких показателей только к 2020 году. Теперь поставлена задача до 1 июля 2018 года добиться, чтобы все легальные такси были желтого цвета.



Новые общественные пространства



Этим летом пешеходная Москва вновь пополнилась прогулочными маршрутами. В августе открылись после реконструкции Пятницкая улица, Покровка и Маросейка, улица Забелина от Солянского проезда до Старосадского переулка. Анонсируя их реконструкцию мэр обещал: «В полтора раза будет уменьшена полоса движения и в полтора раза соответственно увеличена площадь тротуара. Будет сделано гранитное мощение, хорошее освещение, убрана вся лишняя реклама – около 500 объектов. 100 фасадов домов, 48 дворов, а также несколько скверов, которые находятся на этой улице, будут не только приведены в порядок, но и капитально благоустроены».



На всем протяжении маршрута, соединяющего Красную площадь и Садовое кольцо, подрядчики вымостили тротуары, отремонтировали проезжую часть, установили освещение и малые архитектурные формы (уличные диваны, цветочницы, декоративные светильники), создали комфортные условия для беспрепятственного передвижения маломобильных пешеходов. Вдоль тротуаров появились велодорожки и парковочные карманы. А фасады домов благодаря художественной подсветке преобразились и заиграли новыми красками.



Кстати, в процессе реконструкции пешеходной зоны многим старинным зданиям наконец-то вернули исторический облик. Среди них – Палаты Сумароковых, Доходный дом Московского купеческого общества, Ивановский монастырь и другие архитектурные памятники, признанные культурным наследием федерального и регионального значения.



Еще один прогулочный маршрут, открывшийся к Дню города, охватил довольно протяженный участок от площади Гагарина до Киевского вокзала – это порядка 6,5 км. Он объединяет сразу несколько пешеходных зон и парков в центре Москвы, и связывает между собой такие знаковые для столицы места, как площадь Гагарина, Парк Горького, Музеон, сквер Девичьего Поля, Фрунзенскую и Крымскую набережные, Замоскворечье.



Всего в 2014 году в Москве планируется обустроить 40 общественных пространств общей протяженностью 49,6 километра. Большая их часть – 36 пешеходных зон протяженностью 39,1 километра – появится за пределами Центрального округа на периферии города. Здесь главным образом формируются небольшие маршруты, связывающие жилые кварталы с ближайшими станциями метро.



Городские власти создают комфортные условия для того, чтобы горожане больше ходили пешком – это пойдет на пользу и транспортной ситуации, и здоровью москвичей. Во время осмотра Пятницкой улицы мэр объявил о старте новой программы «Моя улица», в рамках которой будут благоустроены все объекты, где сосредоточено большое количество пешеходов – от вылетных магистралей до небольших переулков и «пятачков» у станций метро.



Новая Москва-река



В сегодняшней Москве часто говорят об архитектуре. И все потому, что судьба знаковых для города объектов и территорий определяется не кулуарно в кабинетах высоких начальников, а публично и открыто в процессе творческого поиска. Практика архитектурных конкурсов стала новой чертой градостроительной политики в Москве. За право создавать здания и предлагать свои решения в области городского проектирования соревнуются лучшие архитектурные команды мира. По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, архитектурные конкурсы становятся отличной площадкой для общения с профессиональной и широкой публикой, они популяризируют хорошую архитектуру и являются профессиональным лифтом для молодых архитекторов.



Всего на счету Москвы 23 проведенных конкурса (12 открытых, 11 закрытых), 8 международных конкурсов, 4 действующих. Среди знаковых проектов – парк Зарядье, концепция на развитие Московской агломерации, проектирование нового корпуса Третьяковки, комплекса зданий и хранилищ для музея изобразительных искусств им. Пушкина, архитектурные концепции на развитие Парка Горького и других озелененных территорий.



Важное архитектурное событие последнего времени – конкурс на разработку концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке. В рамках проекта предполагается реорганизовать непрофильные промышленные и складские объекты, развить рекреационный потенциал территории и систему водного транспорта, обустроить набережные для пешеходов и велосипедистов, а также частично освободить эту зону от транспорта. «От того, как благоустроена река, имеют ли горожане комфортный доступ к набережным, зависит в целом вид и комфортность проживания в Москве», – подчеркивает Сергей Собянин. По словам мэра, главная задача международного конкурса – чтобы «прибрежная территория в ближайшие десятилетия развивалась в единой концепции и улучшала городскую среду».



В качестве послесловия



Подводя своеобразный итог своей четырехлетней работе на должности мэра, Сергей Собянин встретился с журналистами. Он говорил и о бюджете столицы, который будет напряженным, учитывая непростую ситуацию в экономике, и о реконструкции вылетных магистралей, и о ситуации на продовольственном рынке столицы. Несмотря на трудности, все социальные программы будут профинансированы в полном объеме, а что касается остальных, одобрение получат лишь те проекты, которые отвечают интересам москвичей, а реализовываться они будут с помощью инвесторов. Транспортные проблемы в городе решаются планомерно и целенаправленно. Особенно это стало заметно осенью, когда практически каждую неделю открывались современные развязки с направленными съездами и новые участки магистралей. Несмотря на введенные санкции, дефицита продовольствия в столице нет и не будет – московским правительством заключены договоры с целым рядом государств на поставки овощей, фруктов, мяса и других продуктов. Самое главное, что мэр и правительство Москвы работают в тесной связи с москвичами. «Мы научились вести диалог с горожанами, – говорит Сергей Собянин. – Через портал «Наш город» каждый житель может пожаловаться мне практически напрямую. Для Москвы это прорывной проект».