Марат Хуснуллин: структура инвестиций в строительство меняется с учетом интересов города

Строительные программы, реализуемые в Москве, поражают воображение. Столь масштабных преобразований столица еще не знала. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин уверен, что планы московского правительства вполне реализуемы. Главное, что на годы вперед определены основные направления развития, в которых заинтересован не только город, но и инвесторы


– Марат Шакирзянович, вы недавно вернулись из очередной поездки в Китай. Как выглядит Москва с точки зрения своего развития на фоне таких лидеров, как Шанхай, Гонконг и Пекин? 

– По объемам транспортного строительства, например, наша столица вполне способна составить конкуренцию китайским мегаполисам: уже в 2015–2016 годах Москва намерена сравниться 

с Гонконгом и Шанхаем по объемам строительства метро и железнодорожных объектов. По итогам первого квартала 2014 года в Москве зафиксирован рекордный по сравнению с аналогичными периодами последних пяти лет ввод недвижимости – около 2 млн кв. метров. Это более чем на 20% превосходит аналогичный период прошлого года, когда было сдано 1,55 млн кв. метров, и в 2,7 раза превышает показатели первого квартала 2012 года, когда было введено 0,719 млн кв. метров. В целом по году мы рассчитываем сохранить и даже немного увеличить прошлогодний результат, когда в эксплуатацию было сдано порядка 8,6 млн кв. метров недвижимости. При этом вложения в основной капитал города превысили докризисный уровень. 



– Известно, что за последние годы власти выдали разрешения на строительство еще на нескольких миллионов квадратных метров недвижимости. Вы уверены, что они будут построены?

– Уточню: мы оформили разрешений на строительство примерно 42 млн кв. метров площадей различного назначения. Кроме того, Градостроительно-земельная комиссия одобрила инвестиционных проектов на 90 млн кв. метров. Это уже понятный нам объем строительства на ближайшие годы, и у нас есть все основания полагать, что планы эти вполне реализуемы. По крайней мере, на данный момент никто из инвесторов от своих проектов не отказывается, а проблемы, с которыми они сталкиваются, решаемы. Более того, в Москве есть как минимум 35 компаний, заявляющих о своей готовности строить по миллиону квадратных метров в год. Хочу подчеркнуть, что по числу объектов капитального строительства Москва сегодня входит в «десятку» мировых лидеров, обгоняя и Нью-Йорк, и Гонконг, и Шанхай. 



– Какие объекты наиболее востребованы у инвесторов? 

– Хочу подчеркнуть, что в первую очередь мы ориентируем инвестора на те объекты, которые необходимы нашему городу, в которых у москвичей есть потребность. Не секрет, что все в Москве хотят строить жилье – это самый высокодоходный бизнес. В то же время городу нужно, чтобы инвестор не просто построил жилую недвижимость, но и обеспечил ее необходимыми объектами социальной инфраструктуры. Ведь люди, которые будут проживать в этих жилых домах, должны иметь в шаговой доступности и детский сад, и школу, и поликлинику, и иметь условия для занятий физкультурой и спортом. Только тогда можно говорить о жизни действительно в комфортном городе. Учитывается также и транспортная доступность участков, планируемых к застройке: если транспортная инфраструктура не развита или развита недостаточно, то инвестору предлагают поучаствовать также в развитии и этого направления. К нашему счастью, со стороны большинства инвесторов мы наблюдаем полное понимание и принятие такого комплексного подхода новой градостроительной политики Москвы, и они охотно участвуют в реализации таких проектов. 

Достаточно большой интерес девелоперы проявляют к офисам класса «А». Мы также заинтересованы привлекать инвесторов к реализации одного из крупнейших градостроительных проектов столицы – реновации промзон. В последнее время промзоны стали застраиваться очень активно. При этом опять-таки соблюдается не только коммерческий интерес инвестора, но и в первую очередь интересы города, а именно – потребность планируемого к реновации района промзоны в тех или иных объектах социальной инфраструктуры. Если наблюдается дефицит, инвестор должен это учесть, построить их и передать в управление городу. Например, инвестор-застройщик одного из участков промзоны «Полуостров ЗИЛ» возводит там не только жилье, но и шесть детских садов, которые передаст городу. 



– Инвесторы готовы участвовать в транспортном строительстве?

– Да, еще одно перспективное направление – привлечение инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Как известно, развитая транспортная инфраструктура любого города – одна из важнейших составляющих комфортной городской среды. Для такого мегаполиса, как Москва, развитие транспортной инфраструктуры актуально вдвойне, ведь не секрет, что город перегружен автомобилями, число которых с каждым годом растет, и из-за одновременных потоков транспорта в центр города и обратно город фактически останавливается. 

Чтобы разгрузить транспортные артерии, создать людям комфортные условия жизни в большом городе, мы, как известно, не только строим новые дороги (одним этим в Москве не обойтись), но в первую очередь делаем упор на развитие общественного транспорта, а это – организация и отдельных для него автомобильных полос на трассах, и скоростных трамвайных линий, и, разумеется, дальнейшее развитие метро. 

В свою очередь и инвесторы прекрасно понимают, что удобные подъездные пути, развязки, не говоря уже о станциях метро, существенно поднимают рентабельность их коммерческих проектов. Сейчас мы рассматриваем сразу несколько предложений от застройщиков, выразивших желание вложить значительные средства в такие проекты. В первую очередь на территории Новой Москвы. Как вы, наверное, знаете, мы подписали соглашения с китайскими компаниями, готовыми инвестировать в нашу транспортную инфраструктуру. В общем, структура инвестиций в строительной отрасли меняется с учетом интересов города. И это не может не радовать. 



– Расскажите, пожалуйста, подробнее о соглашении, которое вы подписали в Китае? 

– Речь идет о строительстве еще одной линии метрополитена в Новой Москве. Как вы знаете, один участок, являющийся продолжением Сокольнической ветки, мы там уже строим. Станции «Румянцево» и «Саларьево» планируем сдать в эксплуатацию до конца этого года. Но для опережающего развития присоединенных территорий одной ветки метро мало. Нам надо активизировать застройку административно-делового центра в Коммунарке: этот центр станет одной из крупнейших «точек роста» на территории Новой Москвы – с большим количеством офисных площадей, а соответственно, и рабочих мест. И важно, чтобы люди, которые будут там работать, не тратили массу времени на дорогу утром от дома до офиса, а вечером – в обратном направлении. 

Поэтому мы поставили задачу обеспечить территорию АДЦ в Коммунарке соответствующей удобной транспортной инфраструктурой, а именно – внеуличным скоростным транспортом. Новая линия метро, строительство которой выразили готовность проинвестировать китайские компании, будет начинаться от Третьего пересадочного контура в районе улицы Новаторов и заканчиваться в Коммунарке, как раз в районе административно-делового центра. Ее протяженность составит порядка 15 километров, там предусмотрены от шести до восьми станций и депо. 



– Во сколько обойдется это строительство, и как китайские инвесторы смогут окупить свои затраты?

– Стоимость ветки ориентировочно оценивается в 2 млрд долларов. В качестве компенсации мы разрешим китайским партнерам построить на присоединенных территориях 2 млн кв. метров различной недвижимости – жилой и коммерческой. Ее продажная стоимость на рынке может составить 5–7 млрд долларов. 



– Вы сказали, что инвесторы наконец-то повернулись лицом к промзонам. Какие наиболее значимые проекты, кроме «Полуострова ЗИЛ», вы можете назвать? 

– Основная задача, которую мы решаем, развивая градостроительный потенциал промзон, – создание новых «точек роста», что полностью соответствует выбранному нами курсу на полицентрическое развитие Москвы. Строительство большого количества недвижимости в промзонах даст дополнительные доходы в столичный бюджет, что, в свою очередь, позволит увеличить и расходы на выполнение социально значимых городских программ. Главный принцип, которым мы руководствуемся, – принцип сбалансированного развития территории: это значит, что строительство жилья на этих территориях должно сопровождаться возведением одновременно достаточного количества нежилой недвижимости для обеспечения потенциальных жителей рабочими местами. 

Большое значение, как я уже говорил, придается строительству объектов социальной инфраструктуры: невозможно построить в промзоне жилой квартал, не построив при этом в шаговой доступности детский сад, школу, поликлинику… И, конечно же, промзона не сможет превратиться в полноценную и притягательную для жителей и гостей Москвы «точку роста», если не обеспечить ее комфортную транспортную доступность. Поэтому мы привлекаем инвесторов и к строительству объектов транспортной инфраструктуры. Только в прошлом году на территориях промзон было построено 1,3 млн кв. метров недвижимости различного назначения. Столько же, а то и больше, предполагается сдать и в 2014 году.

Из крупных проектов редевелопмента промзон, помимо ЗИЛа, могу назвать «Серп и Молот», где реорганизации подлежат 58 из 87 га. Территорию планируется превратить в комфортный городской квартал с необходимой инфраструктурой: жилыми домами, апартаментами, объектами социальной инфраструктуры, паркингом, коммерческими площадями, общественно-деловым центром, зелеными зонами и офисными зданиями нового поколения. Лет через десять здесь смогут проживать около 20 тысяч человек и работать более 16 тысяч. Вообще, юго-восток и восток города выбраны в качестве экспериментальной площадки, на которой мы хотим отработать новые подходы к реорганизации промышленных зон с участием нескольких собственников. Помимо «Серпа и Молота» в качестве пилотных проектов могу назвать промзоны Грайвороново, Южный порт, Волгоградский проспект, Карачарово, Соколиная гора, Прожектор и т.д. В высокой степени готовности находятся также проработки по Нагатинскому Затону и реконструкции Рижского железнодорожного двора.



– Известно, что существуют планы по созданию Арт-квартала на правом берегу реки Яузы, там, где промышленные объекты уже частично используются под галереи, выставочные залы и т.д. Можете рассказать об этом подробнее? 

– Такой проект действительно есть. Его проработкой совместно с Департаментом культуры активно занимается Москомархитектура. Он охватывает очень большие по площади террито-рии – более 500 га, – 30% из которых занимают промзоны, 50% – жилой фонд и около 20% – офисная застройка. Идея состоит в том, чтобы соединить общественными пространствами и новыми транспортными коридорами уже существующие там творческие объединения, в частности «Винзавод», Artplay, ArtHouse, и стимулировать инвесторов к развитию новых проектов, вписывающихся в идеологию Арт-квартала.



– Помимо промышленных зон у Москвы есть еще один весьма существенный ресурс для развития – это присоединенные территории. Вы довольны темпами их развития? 

– Присоединенные территории сейчас развиваются очень динамично. Поначалу мы сдерживали активность девелоперов, так как должны были проанализировать градостроительную документацию, выданную областными властями, и посмотреть, кто, что и в каких объемах собирается там строить. Сейчас эта ревизия практически завершена, проекты планировок стали более сбалансированными за счет дополнительных объектов транспортной и социальной инфраструктуры, и строительство ведется полным ходом. Только за прошлый год здесь было введено более 2 млн кв. метров недвижимости и создано 30 тысяч рабочих мест. До конца текущего года планируется ввод 2,45 млн кв. метров недвижимости (более 1,5 млн кв. метров из которой составит жилье) и создание около 40 тысяч новых рабочих мест. Я уже не раз говорил, повторю и теперь: Новая Москва обеспечит потенциал развития столицы на ближайшие тридцать лет. 



– Вы уже подсчитали, сколько средств понадобится, чтобы сказка стала былью?

– Около 7 трлн рублей в течение ближайших тридцати лет. Только программа развития транспортной инфраструктуры новых территорий, предусматривающая строительство 2 тысяч километров новых дорог, трех веток метро, а также реконструкцию Киевского и Курского направлений железной дороги и Большого кольца МЖД, оценивается в триллион рублей. Причем мы рассчитываем, что все перечисленные проекты будут реализованы в течение первых пятнадцати лет, чтобы транспортные проблемы не сдерживали другие направления. В целом на присоединенных территориях планируется построить около 100 млн кв. метров недвижимости, а также создать 1 млн рабочих мест на 1,5 млн населения.



– В старой Москве потенциал жилищного строительства сдерживается из-за дефицита земельных ресурсов. Когда закончится переселение из пятиэтажек сносимых серий?

– Основная часть домов будет расселена до конца 2015 года. На 2016 год, по предварительным прикидкам, перейдут около сорока домов, но мы будем стараться по максимуму снизить эту цифру. Программа сноса домов первого периода индустриального домостроения у нас действительно некоторое время находилась в подвешенном состоянии из-за проблем с инвестконтрактами и земельным законодательством. Но благодаря принятому решению завершить программу сноса за счет городского бюджета сейчас уже набран хороший темп, позволяющий говорить о том, что намеченные планы будут выполнены в срок. На сегодняшний день в Москве демонтировано 1453 дома так называемых «сносимых» серий из 1722 аналогичных домов, имевшихся на момент начала реализации программы. Осталось снести 269 пятиэтажек, из которых 31 – в САО, 64 – в СВАО, 17 – в ВАО, 5 – в ЮВАО, 38 – в ЮЗАО, 83 – в ЗАО, 31 – в СЗАО. В Восточном и Юго-Восточном округах снос, по нашим расчетам, может завершиться до конца года. 



– Не могу не спросить вас о подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года. Объекты все заявлены большие, инвестиции везде немаленькие, а времени до этого исторического для нашей страны события остается не так уж и много. Как думаете, успеем? 

– Вне всяких сомнений! Более того, та программа, которую мы реализуем к чемпионату мира, а мы ее обязательно реализуем, превратит Москву в один из первых мегаполисов мира по количеству первоклассных полей. Судите сами: реконструкция «Лужников» даст нам 81 тысячу посадочных мест, и это стадион мирового уровня. «Спартак», открытие которого запланировано в третьем квартале текущего года, – это 42 тысячи зрительских мест: тоже объект мирового уровня. Обе площадки примут чемпионат мира по футболу 2018 года. По плану закончить все работы по реконструкции мы должны в мае 2017 года, однако строители надеются справиться и раньше, чтобы было больше времени на детальную проверку стадиона до начала чемпионата мира по футболу. Кроме того, в 2015-м году мы планируем ввести в эксплуатацию спорткомплекс ЦСКА, а в 2017 году – «Динамо», и хотя данные объекты не задействованы в матчах чемпионата мира, по качеству и вместимости они будут соответствовать турнирам первого уровня. Плюс мы строим десять тренировочных полей, два из которых уже готовы. 



– Вы ведь не все перечислили? Есть еще один крупный объект – квартал «Парк Легенд» на территории ЗИЛа. 

– Это действительно один из крупнейших и уникальный в своем роде объект. В мире не так много спортивных сооружений, где под одной крышей находятся сразу три ледовые арены, как будет 

в спорткомплексе «Арена Легенд», являющейся частью квартала «Парк Легенд». Кроме того, в «Парке Легенд» будет комплекс водных развлечений с Центром синхронного плавания, футбольное поле. При строительстве комплекса использовались современные энергосберегающие технологии, объединившие системы замораживания льда, отопления и подогрева воды в бассейне. Основные работы по ледовой арене мы планируем завершить уже до конца этого года.