Сергей Лёвкин: развитие электронных сервисов – новаторское решение в строительстве

Объем инвестиций в московскую экономику в прошлом году достиг исторического максимума – $90 млрд, а объем прямых инвестиций составил $35 млрд. Согласно рейтингу «города возможностей», составляемого консалтинговой компанией РricewaterhouseCoopers, по объемам иностранных инвестиций столица входит в десятку лидеров. О том, какие предпринимаются шаги по улучшению привлекательности Москвы для частных инвестиций, и как продвигается реформа по снижению административных барьеров, нашему корреспонденту рассказал руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин


Текст: Наталия Быстрова 



– Сергей Иванович, инвестиционно привлекательный город – это, когда процедуры прозрачны и понятны, когда сроки согласований строго регламентированы, когда бизнес на практике чувствует государственную поддержку бизнес-инициатив. Расскажите, какая работа ведется правительством Москвы для создания в городе благоприятных условий для притока частного капитала в развитие мегаполиса?



– За последние три года с целью повышения инвестиционной привлекательности города Москвы и создания благоприятных условий для реализации инвестиционно-строительных проектов правительством Москвы проведена большая работа по повышению прозрачности, сокращению сроков и стоимости прохождения процедур при осуществлении проектирования и строительства. В первую очередь столичные власти сделали акцент на регламентацию процедур в сфере строительства для обеспечения прозрачности прохождения застройщиком всей существующей цепочки согласований. Теперь любой застройщик четко понимает, какой набор документов и куда он их сдает, в какие сроки и какой документ получает. Также четко определены случаи отказа органами власти в выдаче того или иного разрешительного документа на строительство, так как перечень таких случаев установлен в соответствующих регламентах и является исчерпывающим. 



Важно отметить, что одновременно проведена работа по сокращению количества согласований, получаемых застройщиком, и сроков прохождения процедур при реализации строительных проектов. Теперь при обращении в органы власти за получением разрешительной документации застройщик может не представлять документы, которые имеются в распоряжении органов власти, в том числе федеральных. Такие документы органы власти получают в рамках межведомственного электронного взаимодействия самостоятельно.



     



– Возможность получения электронной госуслуги также призвана обеспечить стабильный инвестиционный фон в столице?



– Безусловно. После внедрения среди строительно-инвестиционного сообщества электронного сервиса предоставления государственных услуг стало намного удобнее и проще получать разрешительную строительную документацию, в любое время из любой точки мира. Также следует отметить, что с учетом использования электронного сервиса подачи заявлений, временные затраты застройщика при подаче заявлений на получение госуслуг сократились в среднем на 20%.



Уже сегодня, учитывая перевод в электронный вид в 2013 году госуслуг по оформлению земельно-имущественных отношений, застройщик без личного посещения органов власти может полностью оформить необходимую ему градостроительную документацию, начиная с заключения договора аренды земли и заканчивая получением разрешения на ввод в эксплуатацию. Более того, с целью получения застройщиком информации о строящихся объектах и документах по ним, а также для обращения в органы власти о нарушениях процедур при подготовке разрешительной документации на строительство на интернет-портале Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы создан «Кабинет застройщика».



     



– Расскажите подробнее об электронном сервисе «Кабинет застройщика».



– В «Кабинете застройщика» содержатся сведения о строящемся объекте и связанные с объектом документы: заключение Мосгосэкспертизы, ГПЗУ, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию, решения ГЗК и рабочей группы ГЗК и многое другое. Для получения доступа к сервису заявителю необходимо заполнить заявку и прилагаемое к ней Соглашение об информационном взаимодействии с Департаментом градостроительной политики города Москвы. Подписанное соглашение необходимо направить с сопроводительным письмом в канцелярию ведомства. Решение о предоставлении либо отказе в доступе принимается в течение десяти рабочих дней. После подписания Соглашения компании-заявителю на электронную почту высылаются логин и пароль для доступа к кабинету. Вообще, я считаю развитие электронных сервисов в помощь строительным организациям и инвесторам – однозначно верное новаторское решение в строительстве. 





 



– Какие услуги уже сейчас можно получить в электронном виде и в чем их преимущество перед бумажным документооборотом? 



– Начиная с 2013 года заявители получают через Портал госуслуг города Москвы восемь госуслуг в строительной сфере, а именно: подготовка и выдача ГПЗУ; проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; подготовка и выдача свидетельства об утверждении АГР; выдача разрешения на строительство; выдача заключения о соответствии построенного (реконструированного) объекта проектной документации и техническим регламентам; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; оформление паспорта колористического решения. Недавно, 23 мая 2014 года, восьмая государственная услуга «Согласование дизайн-проекта размещения вывески» переведена в электронный вид. Доступ к госуслуге предоставлен заявителям в разделах «Бизнес» и «Земля. Строительство» на Портале государственных и муниципальных услуг города Москвы. 



Если говорить о плюсах подачи заявок через Интернет, они понятны. Глобальная сеть дает свободу передвижения, она не знает временных границ, проблем с межличностными отношениями. Поэтому в числе преимуществ получения государственных услуг в электронном виде можно назвать: сокращение временных затрат на подготовку и подачу заявок, исключение необходимости строго быть привязанным к месту подачи заявки, а также отсутствие личного контакта с принимающей заявку стороной во избежание коррупционных проявлений.



– Звучит заманчиво. Что надо сделать, чтобы стать правообладателем электронного кабинета и оформить заявку в электронном виде?



– На сегодняшний день, когда сервис усовершенствован, учтены все тестовые недочеты, которые, хочу заметить, были собраны от реальных пользователей Портала госуслуг города Москвы, заявитель оперативно проходит регистрацию по созданию «личного кабинета» путем ввода личных данных (ФИО, номер СНИЛС) в запрашиваемую форму и подтверждения адреса электронной почты и номера телефона.



Обращаю внимание, что пользователи, зарегистрированные на федеральном Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), могут не проходить регистрацию, а использовать полученный ранее логин и пароль. Для юридического лица при регистрации дополнительно потребуется наличие электронной подписи. 



Далее необходимо заполнить интерактивную форму заявления о предоставлении государственной услуги, приложить требуемые документы, подписать электронной подписью (при необходимости) и отправить в орган власти.



Повторю, что заявителю нет необходимости прикреплять документы, имеющиеся в распоряжении органов исполнительной власти, в том числе федеральных органов исполнительной власти, так как орган власти, оказывающий услугу, получает их в рамках межведомственного электронного взаимодействия самостоятельно. Кроме этого, заявитель может отслеживать информацию о ходе предоставления услуги в «Личном кабинете» на Портале госуслуг города Москвы, а также получать заключения, согласования и разрешения. 



     



– Какие планы на перспективу по улучшению инвестиционного климата? Ожидается ли перевод в электронный вид других госуслуг?



– В настоящее время продолжаются работы по оптимизации административных процедур в сфере строительства, в том числе и по переводу госуслуг в электронный вид. В качестве примера, 14 мая 2014 года вышло постановление правительства Москвы №258-ПП «О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 30 апреля 2013 г. № 284-ПП «Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве». Суть данной инициативы заключается в том, что отменяется необходимость оформления свидетельства об утверждении АГР в том случае, если высотность объекта не превышает двух этажей, а общая площадь составляет не более чем 1500 кв. метров. При этом указанные объекты не должны быть предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. Территориально они должны быть расположены за пределами Центрального административного округа города Москвы вне границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, а также не могут быть расположены на магистральных улицах общегородского и районного значения. Таким образом, предусмотренный срок в размере 14 дней на получение свидетельства об утверждении АГР, исключается из перечня процедур, которые учитываются при получении разрешения на строительство по указанным объектам, тем самым, снижая административное давление на бизнес.



Осуществляется интеграционное тестирование государственной услуги «Предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы», по окончании которого застройщикам будет предоставлена возможность получения данной услуги через Портал госуслуг города Москвы. Также в 2014 году планируется осуществить перевод в электронный вид следующих госуслуг: выдача разрешения на перемещение отходов строительства и сноса, в том числе грунтов; проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства; направление извещения о начале и извещения об окончании строительства.



Хочу отметить, что мы уже обеспечили подачу застройщиками 100% заявлений в электронном виде на предоставление госуслуг по объектам, которые строятся за счет бюджета города, то есть по городскому заказу. Наш план – к концу 2014 года достичь 50% показателя подачи застройщиками заявлений на получение госуслуг в сфере строительства в электронном виде.



     



– Каким образом, Сергей Иванович? Ведь использование инвест-сообществом онлайн-сервиса не является обязательным.



– Здесь вы абсолютно правы. Каждый инвестор вправе делать выбор, в какой форме подавать ему заявку на проведение проектных или строительных работ. Но практика показывает, что строительный бизнес Москвы планомерно отказывается от обращений за получением госуслуг на бумаге и переходит на получение госуслуг исключительно в электронном виде. На сегодняшний день уже более 230 компаний обратились за получением госуслуг в строительной сфере в электронном виде, из них – более 30 за получением трех и более госуслуг. Также поступило более 500 заявлений на получение госуслуг в сфере строительства от физических лиц, в основном это заявления на выдачу ГПЗУ и выдачу разрешения на строительство.





 



– Как и где можно оперативно получить ответ на возникающие в ходе использования электронного сервиса вопросы? 



– При возникновении вопросов в ходе использования электронного сервиса получения госуслуг в сфере строительства можно обращаться в Департамент градостроительной политики города Москвы на телефон «горячей линии» «Нарушения установленных процедур в строительстве»: +7(495) 699-41-47. 



Дополнительно мы продолжим активную информационно-разъяснительную работу с проектными и строительными организациями с целью доведения до них информации о порядке и преимуществах получения госуслуг в электронном виде. Разработаны пошаговые инструкции и информационные листовки по порядку получения госуслуг 



в электронном виде, подготовлен альбом «Электронные госуслуги в строительстве. Быстрые решения эффективному бизнесу». На ведомственных сайтах, информационных досках, плазменных панелях, информационных плакатах в зданиях и службах «Одного окна» органов власти размещена в свободном доступе информация о госуслугах в электронном виде. Еженедельно органами власти проводятся обучающие семинары по теме предоставления госуслуг в строительной сфере в электронном виде, на которых наглядно показываются функциональные возможности и существующие процессы получения госуслуг. Информация о датах и месте проведения обучающих семинаров размещена в соответствующих разделах на сайтах органов власти. Также теме предоставления государственных услуг в строительной сфере в электронном виде мы уделяем особое внимание в рамках проведения профильных конгрессно-выставочных мероприятий. Одним словом, работа ведется большая, и останавливаться на достигнутом мы не намерены. 



Ни для кого не секрет, что в строительстве экономия времени напрямую влияет на стоимость строительства. Чем меньше инвестор тратит времени на получение необходимой строительной документации, тем экономически привлекательнее конечный продукт. Придерживаясь этой несложной формулы, уверен, получение электронных госуслуг в градостроительной сфере станет массовым явлением среди инвестиционного сообщества.