«Айсберри»: вкусный холод

Мороженое – самый демократичный и вкусный продукт. Наверное, не найдется на свете человека, который бы его не любил. Сливочное, фруктовое, с вареньем или орехами, в стаканчике, в рожке или пластиковом ведерке – всех видов не перечесть. Во времена СССР мы были одними из лучших в мире по части изготовления этого лакомства. Правда, в постперестроечную эпоху свой опыт подрастеряли. Но в последние годы все вернулось на круги своя. О мороженом и том, что с ним связано, мы беседуем с генеральным директором компании «Айсберри»  Романом Лола


– Роман Юрьевич, как считают эксперты, название компании играет далеко не последнюю роль в ее успешной рекламе. Почему «Айсберри»?

– На этапе создания нашей компании произошло объединение двух крупнейших российских предприятий по производству мороженого: «Айс-Фили» 

и «Сервис-Холод». Другим важным звеном стала приобретенная розничная сеть киосков. Объединенную компанию мы назвали «Айсберри». В переводе 

с английского ice – лед, berry – ягода. Все вместе – веселая игра слов, передающая легкость настроения, ощущение чего-то вкусно-ягодного, ассоциирующегося 

с прохладой.Сегодня наше базовое предприятие-завод в Вологодской области. Вывоз оборудования с московских предприятий мы осуществили в 2008–2009 годах, серьезно его модернизировав. Переезд был связан с тем, чтобы приблизить производство не просто к молочному сырью, а к сырью наиболее высокого качества. Но все логистические, маркетинговые и розничные подразделения остались в столице.



– Как обеспечивается качество продукции? Более дорогое мороженое означает более качественное?

– Мы предоставляем потребителю широкий выбор мороженого, как с точки зрения вкусов, так и ценового диапазона. Вся продукция производится из свежего вологодского молока. Конечная цена может быть более высокой за счет большей сложности, например добавления орехов, натурального шоколада или ягод. Тем не менее простой вафельный стаканчик, сделанный по ГОСТу, не должен стоить дорого. У нас есть относительно дорогие линии: «Филевское-ретро», «Филевское-классическое» или наш новый бренд «Жемчужина России» – конфеты-мороженое. Есть и недорогая, но очень качественная марка «От Деда Мороза», без излишних изысков, но пользующаяся большой популярностью. Есть и классическая продукция – это бренд филевского завода «Лакомка», пришедший из Советского Союза и полностью сохранивший историческую рецептуру.   



– Мороженое – продукт сезонный. Сколько тонн вкусного товара вы производите за год? В тройку лидеров попадаете?

– Безусловно. Скорее всего, в двойку. В этом году при среднестатистической климатической норме произведем порядка 30 тыс. тонн мороженого. В случае аномальной жары – больше. Это весьма высокий показатель – один из самых больших в России.



– Кроме Москвы, где еще вы продаете свою продукцию?

– Москва и область для нас основные рынки сбыта, где реализуется примерно половина нашей продукции. Оставшаяся часть – на всей европейской территории России, географически – от Урала до Калининграда. Кстати, с апреля мы начали поставлять мороженое еще и в Крым.



– Как вы выстраиваете систему реализации товара – чему отдаете первенство?

– Мы работаем со всеми без исключения каналами продаж: федеральными сетями, несетевой розницей, киосками, есть у нас и вендинги, и велолотки. В Москве традиционным способом реализации мороженого, частью столичной культуры всегда были киоски. Что касается велолотков и выносных холодильников – это очень хороший формат, но только для определенного типа городской среды, где нет высокой проходимости людей. Равно как и вендинги, которые у нас тоже есть. Мы, по-моему, единственный российский оператор, который серьезно занимается этим направлением. Причем каждый из перечисленных форматов продажи товара может быть создан из современных материалов на самом передовом уровне. Мы знаем, какую большую работу по модернизации торговых объектов проводит Департамент торговли и услуг города Москвы, и уверены в скором появлении еще более высокотехнологичных и удобных форматов. 



– Как же магазины и кафе – вне игры?   

– Супер- и гипермаркеты, кафе – непохожие, но весьма привлекательные каналы продаж. У каждого из них своя специфика. Но они никогда не заменят традиционные киоски. Дело в том, что в магазине человек, как правило, покупает мороженое целенаправленно, причем не одну порцию, а пять или десять. В значительной степени это определено его желанием, просьбой близких или сотрудников по работе. Покупка в киоске – явление импульсное, как говорится, под настроение. Это иной тип потребления. В кафе и ресторанах чаще всего подают дорогие сорта. Но это не значит, что один метод продажи заведомо проигрышный по сравнению с другим – все имеют право на существование.

– Какие формы привлечения покупателей вы развиваете, и какие из них наиболее перспективны?

– Мы стараемся привлекать потребителя в первую очередь качеством, а оценить его можно, только попробовав. Дальше понравившийся продукт начинает продавать себя сам. Также мы активно используем Интернет, который показывает, какую продукцию и где можно купить. На сайте нашей компании  www.filevskoe.ru работает интерактивная карта. В Интернете нам задают множество вопросов. В частности, какой сорт мороженого можно давать ребенку в том или ином возрасте или в случае какого-то заболевания. С помощью профессиональных диетологов мы пытаемся помочь мамам. 



– А мороженое делится на детское и взрослое?

– Мороженое для детей – продукт, изготовленный исключительно из натуральных компонентов, без использования искусственных красителей и консервантов. Мы разработали шикарный сорт мороженого «Елочка», которое производится с использованием высококачественных сортов шоколада. Воссоздали знаменитый вафельный стаканчик с розочкой. И то, и другое мороженое малыши очень любят. Мы также стараемся избегать лобовой телевизионной рекламы, чтобы не вызвать неприязнь у покупателей. 

 

– В каких крупных мероприятиях, поднимающих ваш рейтинг, вы принимаете участие?

– Мы участвуем не только в рейтинговых, но и в благотворительных мероприятиях. Так, 1 июня, в День защиты детей, мы совместно с благотворительным, фондом «Спорт во благо» проводили благотворительную акцию для детей с синдромом Дауна в Ботаническом саду, где было много интересного. Мороженое там мы раздавали бесплатно.



– В плане подачи рекламы, как отличаются отечественные производители мороженого от зарубежных?

– Иностранные фирмы тратят огромные средства на «лобовое» продвижение продукции – выкупают целую полку в торговой точке или все холодильники в магазине. К сожалению или к счастью, отечественным производителям в этом плане тягаться с ними тяжело. Да и потребитель, зачастую, рад бы приобрести другое мороженое, но поставлен перед жестким «выбором»: бери что предлагают… И все же мы эту стену, не допускающую конкуренции, частично пробили. Во многих крупных сетевых магазинах, таких, как «Ашан», «Магнит», «Перекресток», «Пятерочка», и ряд других, мы заняли лидирующие позиции.

Мороженое – это та отрасль, в которой российская промышленность сегодня абсолютно конкурентоспособна даже на фоне борьбы с ведущими мировыми корпорациями. Ни пяди рынка мы им не проигрываем, а в последнее время даже отвоевываем. Основа успеха – высокое качество продукта и его традиционная подача потребителю.