Жанна Полански: все коллекционеры – разные

Моя собеседница не просто антикварный дилер, но и сама коллекционер. Только собирает она интересные истории о коллекциях и их владельцах. Жанна Полански прекрасно ориентируется в антикварной моде и реставраторском мастерстве и может часами говорить на эту тему. Причем настолько интересно, что чувствуешь, как погружаешься в немножко волшебный и всегда таинственный мир старины. Но оказывается, не вся старина пользуется спросом – и на нее существует мода



 


– Жанна, расскажите, как вы пришли в этот бизнес?

– Восемь лет назад меня пригласили работать менеджером в реставрационную мастерскую. Там я проработала пять лет, а затем было решено развивать новое направление бизнеса – антиквариат. Спрос на антикварные вещи был очень высок, и наши клиенты постоянно спрашивали, можем ли мы приво-зить вещи по их заказу. С тех самых пор мы начали ездить в Европу и США на аукционы, собирать предметы антиквариата и привозить их в Россию для наших клиентов. Сегодня у нас уже достаточно много постоянных заказчиков.



– Что можно вообще считать антиквариатом? У каждого из нас, наверняка, много старых вещей, но не все же они антиквариат?

– Есть общее мнение, что антиквариатом можно считать предмет, которому пятьдесят лет и более. На самом деле, это не так. К примеру, ветхий разваливающийся диван, который стоит у бабушки на даче и ему более полувека, нельзя назвать антиквариатом. Антиквариат должен представлять культурную ценность и хотя бы небольшую историческую (в рамках страны или конкретной семьи). Но в основном это узнаваемые вещи, которыми хочется обладать. Естественно, такие вещи стоят больших денег и за ними гоняются коллекционеры.



– А есть ли мода на антиквариат?

– Конечно, есть, но она не касается предметов антиквариата. Антикварная мода – это мода на стиль. К примеру, лет десять назад началась мода на арт-деко, и продолжалась она приблизительно лет пять. Это эклектичный стиль 20–40-х годов прошлого века – синтез модерна и неоклассицизма, на который повлияли кубизм, конструктивизм и футуризм. Все старались делать интерьеры в этом стиле, покупать соответствующие вещи. 

Во всех журналах по антиквариату было много статей, фотографий именно об арт-деко, антикварные салоны предлагали в основном произведения искусства 

в этом стиле. Однако особенность рынка в том, что он моментально пресыщается и в один прекрасный день выясняется, что арт-деко уже больше никому не нужен. Это говорит о том, что рынок антиквариата очень «скользкий», и салон, который делал ставку на один стиль, поддаваясь веянию моды и приобретая много вещей в одном стиле, может обанкротиться в один день.

После арт-деко в моду вошел стиль модерн, в основном русский модерн. Он был наиболее распространен в последней декаде XIX – начале XX века, где-то до Первой мировой войны. Для него характерны округлые формы, витиеватые конструкции, цветочные узоры и изящные изгибы. Очень популярен среди коллекционеров немецкий фарфор в этом стиле, в основном работа завода «Мейсон» – красивые фигурки огородников, цветочников и т.д. Этот стиль популярен до сих пор. Предметы в стиле модерн очень хорошо вписываются в любой интерьер, так как они его оживляют, внося в дом изящество.



– Скажите, а есть ли у антикваров какие-либо приметы, которые говорят о том, что скоро грядет смена антикварной моды? Как вы это чувствуете?

– Я могу сказать только одно, что предугадать сегодня, каким будет завтрашний день практически невозможно. Был кризис в Греции, России, а сейчас на Украине происходит что-то непонятное, из-за этого спрос на антиквариат сильно упал. Люди стараются деньги не вкладывать, а экономить, потому как антиквариат, это вещь сама по себе неоднозначная. Конечно, известные полотна Шишкина, Саврасова, Айвазовского сами собой представляют неоспоримую ценность и со временем только дорожают, но фарфор или мебель полностью зависят от спроса. Если есть спрос, то растут и цены, а как только спрос падает, то и цены соответственно идут вниз, то есть к инвестиционным вложениям эти предметы не относятся. К примеру, практически вся старинная мебель нуждается в реставрации. Допустим, коллекционер купил комод за три тысячи долларов, вложил в его реставрацию еще две тысячи, и не факт, что он сможет продать его через год за пять тысяч долларов.

Если взять в качестве ориентира антикварный салон, то, как я уже говорила, сегодня в моде преимущественно стиль модерн. То же я могу сказать и в отношении своих клиентов. Но опять же, нельзя утверждать, что все коллекционеры сегодня собирают модерн. Есть у меня несколько клиентов, к примеру, которые целенаправленно коллекционируют стиль ампир. Ампир возник во Франции в период правления Наполеона I. Этот стиль очень пафосный и требует больших вложений, потому как предметы стиля ампир не вписываются ни в один другой стиль интерьера, и наоборот. Скажем, если у вас интерьер в стиле ампир и вам понравился комод в стиле модерн, то один предмет способен разрушить гармонию интерьера полностью. Другие стили более универсальны в этом плане.



– Расскажите, а как относятся сами коллекционеры к вещам, которые старше их на сотни лет?

– Мне самой эта тема безумно интересна, и когда я начала спрашивать у клиентов про их отношение к антикварным вещам, ожидала, что ответы будут более или менее одинаковые. И ошиблась – все коллекционеры настолько разные, что если рассказывать про всех, то и дня может не хватить.

У меня есть клиент, который собирает фарфоровые фигурки и более ничего. Он относится к этим вещам просто как к вещам, не более. И даже если фигурка бьется, то это не вгоняет его в состояние уныния или печали от большой потери. Он абсолютно спокойно относится к разбитым вещам из коллекции. Могу сказать, что предметы, которые он коллекционирует, на самом деле, произведения искусства, это фигурки, сделанные в технике «кружевного» фарфора, они настолько изящны и красивы, что невозможно передать словами. 

Есть другой коллекционер, которая делает себе интерьер в стиле модерн (люстры, мебель, предметы). Она даже перестраивает свою квартиру под этот стиль, делает ее такой, какой она должна быть, в классическом понимании дворянского стиля. Она очень педантично подходит к каждой детали, чтобы все пространство дома было единым и идеальным целым – в стиле модерн.

Есть у меня человек, который коллекционирует все подряд. Начинал свою коллекцию с икон, потом стал присматриваться к другим вещам. Системы у этой коллекции нет, просто собирает то, что интересно на сегодняшний день. В его коллекции есть иконы, картины, старинное оружие, фарфор, маски и так далее. Коллекция ради коллекции и для настроения.



– А есть ли те, кто романтизирует свою коллекцию и собирает и записывает историю каждой вещи?

– Есть семейная пара, которая покупает фарфоровые фигурки. Они сделали целую витрину, да так ее оформили, что оторвать взгляд просто невозможно. Они узнавали историю каждой фигурки (откуда она, кто автор эскиза, мастер и так далее). Честно скажу, эти рассказы настолько увлекают, что слушать их не устаешь.