«Вот она какая – большая, пребольшая»

Начало 1950-х годов было временем масштабных перемен. Страна, победившая фашизм, все громче заявляла о себе в противостоянии двух систем, находившихся в состоянии «холодной войны». Народное хозяйство восстанавливалось, и особенно это было заметно в Москве. В 1954 году |завершилось строительство Кольцевой линии метро – от станции «Белорусская» до «Парка культуры». После масштабной реконструкции возобновила работу ВДНХ, где появились павильоны, больше похожие на дворцы, и ее главный символ – фонтан «Дружба народов». На Советской площади (ныне Тверской) открыли памятник Юрию Долгорукому, который был заложен семь лет назад – во время празднования 800-летия Москвы. А вершиной «советского ар-деко» стали величественные «сталинские высотки». В 1954 году были построены две из них: жилой дом на площади Восстания (ныне Кудринской) и гостиница «Ленинградская». Но вместе с их возведением заканчивался классический период советской архитектуры, своим идейно-художественным содержанием связанный с именем Сталина. Уже через год после его смерти в Большом Кремлевском дворце прошло Всесоюзное совещание строителей и архитекторов, на котором на первый план выдвинулись более насущные задачи – снижение стоимости строительства и резкое увеличение его количественных показателей. Основными путями их решения стали индустриализация строительства и типизация проектирования.