Анатолий Боровков: настоящие произведения русского авангарда находятся в музеях

В рамках ХХХVI Антикварного салона в ЦДХ организован некоммерческий выставочный проект, посвященный патриотическому движению художников русского авангарда в период I мировой войны. Рассказать об этом проекте мы попросили Анатолия Боровкова, эксперта галереи «Русский авангард 1910-1930-х годов», члена Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров 


– Анатолий Иванович, что отличает этот проект? 

– Это будет первая выставка такого рода, организованная в России в связи с этой памятной датой. К 100-летию начала I мировой войны намечено много мероприятий, но мы отмечаем именно участие русского авангарда и его реакцию на эти события. В России планируется создать музей I мировой войны, но, как ни странно, у нас нет музея русского авангарда и даже нет музея-квартиры Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Работы художников-авангардистов находятся в Третьяковской галерее, печатные фонды – в московском музее Маяковского, который сейчас закрыт на ремонт, но большинство хранятся в запасниках. На мой взгляд, Россия, с точки зрения изобразительного искусства, по праву может гордиться русской иконописью, работами Фаберже и произведениями русского авангарда. Именно эти произведения мы видим в крупнейших музеях мира. Искусство авангарда пытаются активно собирать многие коллекционеры, но найти работы этих художников уже очень сложно.

– Произведения каких авторов ценятся особенно высоко?

– На Западе ценятся громкие имена, и их работы большого размера, то, что имеет хорошую репутацию в виде провенанса. Произведения, которые входили в авторитетные старые каталоги и участвовали в различных выставках. Прежде всего, это работы Малевича, которого практически нет на рынке. Кстати, свой «Супрематизм» Малевич впервые показал в конце 1915 года, как раз в разгар войны. Наталья Гончарова, произведений которой на рынке много, но ранних работ – выполненных до отъезда из России, почти не встречается. Разумеется, это Ольга Розанова, Любовь Попова, Александр Родченко, Варвара Степанова, Эль Лисицкий, Густав Клуцис… Кстати, церемония открытия Олимпийских игр в Сочи была во многом построена на тематике супрематизма и конструктивизма, но организаторы перепутали хронологию и показали конструктивистские плакаты и шрифтовые эксперименты Родченко в разделе, посвященном 1950-м годам, хотя на самом деле это период, 1920–1930-х годов.