Владимир Жидкин: Новая Москва развивается по столичным стандартам

Всего за полтора года новые территории Москвы буквально преобразились. Жилье, дороги, школы, детские сады, объекты инфраструктуры, рабочие места практически в шаговой доступности – все это делает их очень привлекательными. Об этом можно судить и по читательским откликам, в том числе – новоселов ТиНАО. Как будет развиваться новая Москва в нынешнем году? Что и где будет строиться в приоритетном порядке? С этими вопросами мы обратились к руководителю Департамента развития новых территорий города Москвы Владимиру Жидкину


– Владимир Федорович, каковы приоритеты развития Новой Москвы в 2014 году?

– Прежде чем говорить о приоритетах, хочу сказать об одном важнейшем для нас документе. Специалистами НИиПИ Генплана Москвы и Департамента развития новых территорий в течение полутора лет проделана большая работа по созданию схем территориального планирования Троицкого и Новомосковского административных округов. Это основополагающий документ в деле развития новых территорий. Самое главное, что в этих схемах четко обозначены транспортный, инженерный каркасы, рекреационные территории, различные по насыщенности зоны урбанистической застройки. 

Хочу также подчеркнуть, что схемы территориального планирования ТиНАО – это документ, совершенно определенно свидетельствующий о том, что новые территории Москвы не будут развиваться как еще один спальный район столицы. Здесь будут центры градостроительной активности, которые мы назвали точками роста. Здесь будет современная социальная инфраструктура. Здесь будет комфортная среда обитания. По сути, новые территории Москвы станут полноценным и удобным городом. 

Перспективы его развития – как минимум тридцать лет. Мы в самом начале пути, делаем первые шаги. Именно поэтому крайне важно внимательно согласовать схемы территориального планирования ТиНАО на всех уровнях власти, обсудить их с общественностью. И это происходит постоянно. К примеру, регулярными стали наши совместные с руководителями и специалистами поселений и городов ТиНАО, депутатами и инвесторами обсуждения проектов строительства и реконструкции автодорог, вопросов первоочередности строительства различных объектов.

Территориальная схема Новой Москвы практически доработана. В ближайшее время городские власти планируют объявить общественные слушания по обсуждению этого документа, и до конца года схема будет полностью готова. 

– Сколько недвижимости будет строиться, учитывая, что теперь в основном известно, что и где нужно строить?

– Что касается строительства, планы ввода недвижимости в минувшем году перевыполнены. На новых территориях введено 2 млн кв. метров общей площади объектов капитального строительства, в том числе жилой – почти 1,2 млн кв. метров. 53 жилых дома общей площадью 841 тыс. кв. метров относятся к многоэтажному строительству, 139 домов (139 тыс. кв. метров) – малоэтажные, еще 214 тыс. кв. метров – это ИЖС. 

В 2014 году планируем построить более 2,5 млн кв. метров недвижимости, причем кратно увеличится количество объектов социального назначения. Если в прошлом году мы построили и ввели в эксплуатацию 6 детских садов, то в нынешнем будут введены 14. Рост более чем в два раза. Больше всего новых объектов появится в поселении Московский: на внебюджетные средства будут построены общеобразовательная школа на 600 учащихся и 2 детских сада (каждый на 220 мест). Готовится к сдаче в эксплуатацию первый детсад в районе Московский. Современные детские дошкольные учреждения построят в Щербинке, деревне Язово (Воскресенское поселение), в поселке Пыхтино и близ деревни Рассказовка (Внуковское поселение), квартале Южный (Десеновское поселение). 

– Судя по планам, в этом году приоритетными будут строительные объекты социального назначения? 

– Это – важнейшая часть реализации социальной политики правительства Москвы. Надо понимать: новые территории города Москвы – это не спальные районы, они – неотъемлемая, полноценная часть города. И развивается Новая Москва по столичным стандартам. Проблема в том, что до их присоединения строительство, развитие велось совсем иначе. Инвесторы возводили здесь жилье, не обременяя свой бизнес вопросами параллельного строительства социальных объектов, дорог, инфраструктуры, создания рабочих мест. Нынешний год должен стать поворотным в деле выравнивания былого несоответствия, поэтому и приоритетными становятся социальные объекты. 

В 2014 году начинаем строить 4 большие поликлиники: в Щербинке, Воскресенском, Первомайском. В прошлом году строили быстровозводимые поликлиники, две из них уже сданы, и две будут введены в эксплуатацию в I квартале текущего года. 

Создание рабочих мест – тоже задача социальной важности. Жилье, работа, школа, детский сад, поликлиника – и все в шаговой доступности. Это же большое благо для людей. В минувшем году на новых территориях создано более 35 тыс. рабочих мест, и рост будет продолжаться. 

– Рабочие места будут создаваться и в агрокластерах, но, как известно, некоторые жители ТиНАО выступают против их строительства...

– Пока нет планов строительства агрокластеров, а есть планы, скажем так, по их созданию. Предполагается, что всего их будет 3, в том числе 2 – на новых территориях. Чтобы принять решение, необходимо изучить мировой опыт, определить все параметры агрокластера, подготовить проект, согласовать его. Это перспектива не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня. Когда контуры этой идеи обретут более конкретные черты, стройкомплекс первым будет заинтересован в том, чтобы обстоятельно обсудить ее с москвичами. В любом случае, агрокластеры ни в коем случае даже отдаленно не будут напоминать овощебазы. Это самые современные производственно-логистические комплексы. И работать на каждом из них будут не тысячи, а всего несколько десятков специалистов, причем высокооплачиваемых.

– Непременное условие развития новых территорий – строительство и реконструкция дорог. Какими они станут? 

– Дорожное строительство – важнейшая задача. В ТиНАО планируется построить 598 км дорог, таким образом, улично-дорожная сеть (УДС) на присоединенных территориях увеличится в два раза – до 1141 км. В 2013 году для развития УДС было определено 57 земельных участков. В течение трех лет будет проведена реконструкция 11 объектов улично-дорожной сети по трем формирующимся направлениям: Варшавскому, Калужскому и Киевскому шоссе. В частности, запланированы и скоро начнутся работы по реконструкции центральной автодороги в пос. Коммунарка с выходом в район Бутово; автодороги от Киевского до Калужского шоссе (деревни Саларьево – Мамыри); автодороги Минское шоссе – Киевское шоссе – Калужское шоссе (через деревни Митькино, Крекшино, Ивановское, Разозкино, Верховье до города Троицк) и др. Основным направлением развития транспортной сети также является строительство дорог: аэропорт Внуково – Бутово – Видное и Солнцево – Бутово, а также реконструкция МКАД и развязок, развитие поперечных направлений между тремя основными шоссе: Киевским, Варшавским и Калужским. Планируем реконструировать и построить до конца 2015 года почти 90 км дорог. 

– А какие перемены ждут жителей сельских населенных пунктов, многочисленных дачных поселков?

– Развитие садоводческих товариществ и сельских населенных пунктов на новых территориях – важная часть политики департамента и стройкомплекса столицы. В 2014 году на территории Новой Москвы планируется газифицировать деревни Лукошкино и Давыдово, а также садоводческие товарищества «Рогово 1», «Квант», «Восход» и «Толстопальцево 5». Кроме того, планируется построить подъездные автодороги к деревням Губцево, Санино, Дудкино, Ясенки, поселку Разъезда Пожитково и хутору Новобрехово, реконструировать три речные плотины. 

– Параллельно с масштабным строительством заметно меняется не только облик новых территорий, но и уклад, стиль жизни «новых» москвичей. Как бы вы оценили привлекательность Новой Москвы? 

– Оценивать степень комфортности, социальных и иных преимуществ проживания на новых территориях я бы не стал. Мы просто делаем свою работу, создавая эти блага для людей. А вот специалисты в отрасли недвижимости утверждают, что средняя стоимость 1 кв. метра в новостройках Новой Москвы только в январе нынешнего года выросла на 3%. Эксперты не делают прогнозов относительно того, продолжится ли рост цен, однако знают, что на присоединенных территориях строятся и ремонтируются дороги, объекты социальной инфраструктуры, создаются парки и новые рабочие места. Естественно, повышение качества проживания влечет за собой рост цен на жилую недвижимость. 

В течение 30 лет, как заявил недавно заместитель мэра и руководитель стройкомплекса столицы Марат Хуснуллин, в развитие новых территорий Москвы будет вложено около 6 трлн руб., включая средства инвесторов. Всего здесь планируется построить 100 млн кв. метров недвижимости и создать 1 млн рабочих мест при населении 1,5 млн жителей. Такое недалекое будущее у Новой Москвы.